Немаловажным фактором, определяющим качество работы предприятия торговли, является рационально организованный процесс товародвижения.
В государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» товародвижение определено как процесс физического перемещения товаров от производителя в места продажи или потребления. Процесс товародвижения осуществляется через предприятия оптовой и розничной торговли до конечного звена.
Товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до конечного потребителя, в необходимом количестве, ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.
Следуя из сферы производства, в сферу потребления товары могут проходить через одно или более звено. Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.
В международной системе организации продовольственного снабжения предприятий торговли существует 6 основных звеньев товародвижения:
Изготовитель – производитель - транспортное хозяйство – оптовик –посредник - потребитель.
Как можно увидеть из вышеперечисленных звеньев, система несколько отличается от системы товародвижения розничной торговли. В розничной торговле конечным покупателем является потребитель услуги розничной торговли. Существует 2 вида каналов сбыта (закупа): прямой и косвенный.
Прямой канал связан с перемещением товаров и услуг от производителя к потребителю без использования независимых посредников.
Косвенный – предназначен для продажи товаров широкого потребления – через торговые организации, не зависящие от фирмы производителя.
Каналы товаропродвижения (каналы распределения) характеризуются числом посредников, занятых в данном процессе и последовательность их участия.
Звенность канала показывает, сколько раз в данном канале происходила смена права собственности на товар.
Уровни канала – число независимых посредников, участвующих в данном канале (с приобретением права собственности на товар).
Выбор источников товароснабжения зависит от многих факторов. При этом учитываются ассортимент покупной продукции, меню, возможность бесперебойного снабжения, наличие складов и холодильного оборудования и т.п.
Магазин №2 для организации своей производственной деятельности использует широкий ассортимент товаров разных групп. Такие товары, как хлеб и хлебобулочные изделия, молочные продукты поступают в магазин непосредственного с производственных предприятий – хлебозаводов № 1, №3. Но у предприятий-изготовителей, к сожалению, не всегда бывает в наличии полный ассортимент продукции для поставок. В связи с этим было принято решение о закупке товаров бакалейной, гастрономической группы, алкогольной продукции через посредников.
Канал распределения (канал закупок) по рассматриваемому предприятию, схематически можно представить данным образом:
Предприятие-изготовитель
Оптовый представитель
Покупатель предприятие
Рис. 3. Двухуровневый канал распределения закупок товара
Как видно на рисунке 3 канал распределения (закупок) на вышеперечисленные группы товаров, косвенный, так как связан с перемещением товаров от производителя к независимому участнику товародвижения, а затем к покупателю.
Выбор данного канала закупок обусловлен следующими причинами:
- возможность в одном месте, у одного посредника закупать товары широкого ассортимента, так как закуп непосредственного от предприятия-изготовителя усложнит процесс закупки и значительно увеличит время на закуп товара.
1звено 1уровень
Покупатель-предприятие
Рис. 4. Одноуровневый канал распределения закупок товара
закуп у производителя чаще всего предполагает самовывоз, оптовый посредник производит доставку товара самостоятельно, не предъявляя транспортных расходов, что снижает издержки. Но с другой стороны, предприятие получающее товар непосредственно на прямую от поставщика имеет скидки по цене на товар, в том числе цена так же зависит от объема закупаемой продукции.
Так как процесс товародвижения это доведение товаров от производителя к конечному потребителю, в нем присутствует несколько потоков, это:
- физический продукт;
- собственность на него;
- платежи;
- информация;
- продвижение.
В процессе товародвижения выделяются следующие типы распределения товара:
Интенсивный – его сущность в том, что товар проходит через какое-либо количество посредников, используется при продаже товаров широкого потребления, в том числе марочных (фирменных).
Нацеленный - продажа какой-либо конкретной группе потребителей.
Не нацеленный – то есть распространение (продажа товара) для любого потребителя.
Селективный – для ограниченного числа потребителей, товар высокого качества по высокой цене.
Тип распределения на ряд товаров, которые закупает магазин №2 селективный (морепродукты, элитные вина), а на остальную продукцию интенсивный.
Наличие договорных отношений с предприятиями продовольственного и материально-технического снабжения значительно упрощает работу с ними.
Магазин №2 в конце каждого года заключает и перезаключает договоры поставки на следующий год; в случае необходимости (необязательность поставщика, появление на рынке нового товара и т.д.) заключаются договоры в течение года.
У каждого предприятия функционирующего на рынке существует главная цель-получение прибыли, для достижения которой предприятие было организовано и функционирует.
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУПЕРМАРКЕТА №2 ООО «ИЖТРЕЙДИНГ»
3.1.Анализ розничного товарооборота
Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.
Анализ розничного товарооборота является предшествующим этапом планирования розничного товарооборота. Цель анализа состоит в выявлении неиспользованных резервов предприятия с целью увеличения объемов товарооборота.
Задачи анализа розничного товарооборота:
1) Изучение текущей конъюнктуры потребительского рынка.
2) Оценка общего объема и структуры товарооборота.
3) Выявление причин изменения объема реализации.
4) Разработка мероприятий по увеличению объема товарооборота.
Анализ объема и структуры товарооборота начинают со сравнения фактических данных с плановыми данными и определяют процент выполнения
% вып ТО = ТО факт / ТО план * 100 (%), (3)
где % вып ТО – процент выполнения товарооборота,
ТО факт – фактическое значение товарооборота,
ТО план – плановое значение товарооборота.
Рассмотрим поквартальное выполнение плана товарооборота магазина в таблице 4.
Квартал 2006
Факт
План
Отклонение
% выполнения
1 квартал
414 022,17р.
420 000,00р.
- 5 977,8
98,6
2 квартал
384 079,75р.
-35 920,3
91,4
3 квартал
514 024,77р.
94 024,8
122,4
4 квартал
421 467,42р.
1 467,4
100,3
ИТОГО
1 319 571,94р.
1 260 000,00р.
59 571,9
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12