инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России.
Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными
экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации
и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными. В
связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте
экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного
климата в России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это
обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций,
послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике[17].
4. Препятствия на пути притока инвестиций. Пути и меры по активизации
инвестиционного климата.
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и
иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция,
несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной
инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих
проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый
приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется
разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и
объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России
и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью
(забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом
преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов
законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением
курса рубля и его неконвертируемостью и др.
Российское правительство в последние годы проявляло в отношении
зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная
политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям,
но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь
вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не
имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на
множество бюрократических преград, а кроме того, складывается впечатление,
что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций.
Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции - это не более чем
"надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую
экономику.
Рассмотрев с различных сторон факторы, сдерживающие поток инвестиций
в нашей стране, мы можем предложить несколько решений этих наболевших
проблем.
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в
российскую экономику является жизненно важным средством устранения
инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной
деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих
рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к
Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему
их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное
условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так
и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил,
сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли
понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.
В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой
режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях
составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. В ближайшей перспективе
законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет
усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о
концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет
также законодательное определение прав собственности на землю. Для
облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на
российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный
центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской
стороны по объектам инвестирования[18].
Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата
требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в
стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и
специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения
инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
. достижение национального согласия между различными властными
структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими
общественными организациями;
. радикализация борьбы с преступностью;
. торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за
исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
. пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и
стимулирования производства;
. мобилизация свободных средств предприятий и населения на
инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и
вкладам;
. внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную
строительную продукцию;
. запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
. предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным
инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы
полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по
сравнению с другими направлениями их деятельности;
. формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным
перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо
отметить:
. принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
. создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и
конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и
страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и
коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров,
занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов,
поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном
оформлении сделок "под ключ";
. создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга
инвестиционного климата в России;
. разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к
его полной конвертируемости.
Будем надеяться что вышеперечисленные меры будут приняты
правительством в ближайшее время и помогут притоку национальных и
иностранных инвестиций[19].
5. Роль инвестиционной политики в оздоровлении российской экономики.
Инвестиции (капитальные вложения) - это совокупность затрат
материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное
воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства.
Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках
централизованной плановой системы использовалось понятие "валовые
капитальные вложения", под которыми понимались все затраты на
воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции -
более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции,
близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и
"финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции,
облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом
собственника, дающим право на получение доходов от собственности.
Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником
капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг.
Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных
отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются
от прямых инвестиций в производство. В журнале "Экономист" определены
основные направления инвестиционной политики. Были выделены следующие
главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды,
способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного
сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для
реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших
жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении
эффективности капитальных вложений.
Инвестиционная политика, которой придерживается государство имеет
огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и
государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат
страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако
на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что
обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные
цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на
которые направлялись.
Государственной Думой были приняты в первом чтении законы “О внесении
изменений и дополнений в Закон РСФСР” и “Об инвестиционной деятельности в
РСФСР”, которые должны улучшить законодательную базу для инвестиций,
гарантировать права инвесторов на собственность и которые предполагают:
. предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11