условия финансовых потоков в зависимости от политики регулирования денежной
массы, процентных ставок и прочих элементов денежно-кредитного рынка. При
этом по каждому сектору должны определяться возможные способы
финансирования через варианты распределения наличных и безналичных денежных
средств в национальной и иностранной валюте, кредитов, небанковских займов,
прироста международных активов и т.д.
Другой подход ориентирован на формирование сценарных условий по
нефинансовым операциям на основе существующей налоговой системы, политики
доходов и т.д. В зависимости от полученных результатов формулируются
основные требования к денежно-кредитной, внешнеэкономической политике,
согласно которым может быть обеспечен баланс по экономике в целом за счет
соответствия результатов нефинансовых и финансовых операций.[11]
Однако, полученные в ходе исследований результаты нефинансовых и
финансовых операций по секторам экономики различаются между собой. Это
расхождение объясняется тем, что с одной стороны, формирование финансового
счета базируется на информации, отличной от той, которая лежит в основе
построения нефинансовых счетов, с другой стороны - не до конца решены
некоторые методологические проблемы построения счетов. Кроме того, на
данном этапе работы над нефинансовыми и финансовыми потоками пока еще
недостаточно исследованы вопросы согласования статистических данных
различных ведомств, поэтому при анализе результатов нефинансовых операций и
их сопоставлении с финансовыми потоками рассматривались данные по каждому
сектору в отдельности.
Общей характеристикой экономических систем, находящихся в переходном
состоянии, является распад существовавших ранее способов организации
воспроизводственных процессов. Разрушение системы инвестирования,
существующей прежде в рамках централизованно управляемой экономики,
произошло в относительно сжатые сроки. Процесс формирования новой системы
воспроизводственных отношений представляет собой длительный процесс
закономерности которого недостаточно осознаны как на теоретическом уровне,
так и в области их практической реализации.
Изучение процессов формирования инвестиционного рынка является
основой для создания концепции управления рынком, то есть сознательного
использования возможностей, предоставленных рынком, для реализации,
выдвинутых обществом целей, с помощью механизмов и инструментов, адекватных
сложившейся форме организации рынка инвестиций.
Анализ фактического материала, отражающего процесс формирования
российского инвестиционного рынка, позволяет сделать ряд предположений об
основных характеристиках формирующейся в России модели инвестиционного
рынка.
Во-первых, с самого начала создания российской финансовой системы
кредитно-банковские институты имели универсальный характер, т.е. они
обладали возможностями совмещать кредитно-банковские виды деятельности -
всеми операциями на рынке ценных бумаг. Так как по величине активов и
объему операций банки существенно превосходят инвестиционные институты, то
они имели возможность фактически монополизировать наиболее доходные
сегменты рынка.
Инвестиционные институты были в большей степени ориентированы на
операции с финансовыми инструментами, которые находились вне круга кредитно-
банковских учреждений (например, на первом этапе формирования фондового
рынка - приватизационные чеки, позднее - финансовые инструменты низкого
качества типа билетов, расписок, еще позднее - корпоративные ценные бумаги)
либо в силу малой доходности вложений, либо повышенного риска, присущего
таким типам инвестиций. В то же время банковские институты, по мере
привлекательности сегмента, увеличивают свое присутствие в нем.
Во-вторых, в рамках складывающейся модели банковско-кредитные,
финансовые и инвестиционные институты играют пока незначительную роль в
финансировании инвестиций в реальный сектор. Однако это предположение не
верно по отношения к наиболее крупным предприятиям российской экономики,
для которых фондовый рынок и рынок долгосрочных кредитов уже стали
существенными источниками инвестиционных ресурсов. Для таких предприятий
уже доступными являются как отечественные, так и иностранные инвестиции.
Собственные средства предприятий являются самыми крупными источниками
инвестиций, за счет которых предприятия ведут достаточно активную
инвестиционную деятельность, самостоятельно выступая как в качестве
потребителей ресурсов, так и в качестве инвесторов. Особого внимания
заслуживает высокая инвестиционная активность предприятий на внешних
рынках, которая сопоставима с уровнем вложений в основной капитал. В
частности, величина финансовых вложений в экономику зарубежных стран
российскими предприятиями на конец 1997 г. составила 115,9 трлн. руб. при
объеме производственных инвестиций в основной капитал за 1997 г. в 130
трлн. руб.[12]
Важные ограничения на возможности увеличения влияния финансовых
институтов на производственные предприятия представлены запретом на
перекрестное влияние акциями в рамках финансово-промышленных групп, а также
ограничениями на владение банковскими институтами промышленной
собственности. Основная цель такого рода запретов - снижение совокупного
риска, которому подвергаются вложения инвесторов, - не достигается,
приводя к обратному результату.
В-третьих, структура корпоративной собственности. Тенденции в ее
изменении едва уловимы в силу малодоступности информации и существования
номинальных владельцев и многозвездной системы дочерних и зависимых
компаний. Динамика изменения структуры корпоративной собственности менее
достоверна и опирается преимущественно на данные обследований. Тем не
менее, можно считать, что сформированная в результате приватизации
структура промышленной собственности не является устойчивой. Основная
тенденция ее изменения - это увеличение доли крупных акционеров за счет
сокращения мелких. При этом вероятно отраслевая дифференциация инвесторов
на финансовых, ориентированных на доходов прибыли без участия в управлении,
и нефинансовых, тяготеющим к стратегическим инвестициям.
Нужно заметить, что непосредственным результатом финансового кризиса
1998 г. будет изменение структуры корпоративной собственности за счет
снижения доли финансовых и уменьшения доли нефинансовых инвесторов.
В-четвертых, в условиях рынка основные каналы контроля мелких
инвесторов над корпорациями заключаются в доступности информации об объекте
их инвестиций и наличии ликвидного рынка инвестиций, который создает
возможность избавиться от своего вложения или заменить его на более
привлекательное. В условиях развивающегося рынка мелкие инвесторы и
акционеры реально не имеют механизмов контроля за корпорациями, а
взаимоотношения крупных инвесторов с объектом инвестиций находятся в
недостаточно развитом правовом поле, что приводит к индивидуализации
каждого конкретного случая и применения неэкономических мер воздействия.
В -пятых, пространственная локализация инвестиционного рынка
определяется прежде всего размещением институтов-посредников и институтов,
аккумулирующих ресурсы. Инвесторы и потребители инвестиций в общем случае
могут быть территориально разделены, а в наших условиях крупнейшие
потребители инвестиций чаще всего отделены от источников инвестиций.
Следовательно, именно уровень инфраструктуры рынка на территории определяет
место его нахождения. С этой точки зрения в России формируется
моноцентрическая модель инвестиционного рынка с единым перераспределенным
центром в г. Москва.
В-шестых, Россия ограничена присутствием иностранного капитала. Это
ограничение более мягкое на рынке ценных бумаг, который можно разделить на
рынок корпоративных бумаг, присутствие иностранных инвесторов на котором
регулируется прежде всего антимонопольным законодательством, и рынок
государственного долга, на который до 1996 г. был закрыт доступ для
иностранных инвесторов.
Законодательные ограничения на деятельность иностранного капитала не
подкреплены действенными мерами контроля за их выполнением, что приводит к
незащищенности и подчинению внутреннего инвестиционного рынка
международному рынку.
Использование иностранного капитала для финансирования дефицита
государственного бюджета в общем случае носит чрезвычайный характер и может
рассматриваться только в качестве временной и вынужденной меры.
В-седьмых, разнообразное сочетание вышеперечисленных параметров
модели национального рынка капиталов создают объективные потребности для
конкретных форм регулирования процессов функционирования рынков. Система
государственного регулирования к настоящему времени не является сложившейся
наряду с очагами более продвинутого регулирования (банковская
деятельность). Особенности складывающегося российского рынка налагают
повышенные требования к уровню регулирования как в силу неустойчивости его
структуры и низкого уровня защиты инвесторов, так и его подверженности
системным кризисам. Существующая система государственного регулирования
пока не отвечает этим требованиям.
Перечисленные выше основные параметры российской модели инвестиционного
рынка определяющим образом влияют на формы и процессы взаимодействия
реального и финансового секторов экономики.
3.2. Оценка и анализ инвестиционного кризиса в России.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11