Рефераты. Инвестиции






отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям

формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты

и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга,

привлечение их было бы оправданным во-первых с точки зрения соблюдения

национальных интересов и во-вторых - быстрая окупаемость капиталовложений в

названные сферы.

Необходимо создать эффективную систему управления использованием

зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со

100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство

и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных

материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров

народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать

приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они

обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской

стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в

отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь

связанных с добычей ресурсов.

Отток капитала.

Рассмотрев в первую очередь инвестиции, приходящие из-за рубежа, мы

можем сказать и о том, какие средства уходят нелегально за рубеж. За

последние годы в России сложился слой предприятий и предпринимателей,

накопивших крупные капиталы. Из-за неустойчивости экономического положения

в стране большие средства переводятся в конвертируемую валюту и оседают в

западных банках. Можно было бы ожидать, что с окончанием коммунистической

эры Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования

крупных инвестиций по мере того, как страна перестраивается под действием

рыночных сил. На этом основании было бы резонно предположить, что в России

возникнет дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций

превышает уровень сбережений). Однако этого не происходит. Отток денежных

ресурсов (потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превышает их

приток. Как не парадоксально, но в течение 1993 года Россия выдала больше

кредитов зарубежным заемщикам, чем заняла сама. Активное сальдо текущего

платежного баланса России (когда страна является неттоэкспортером капитала,

т.е. граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило порядка 10

млрд. долларов. Это усиливает инвестиционный "голод" в стране, ведет к

дальнейшему ослаблению национальной валюты. Мотивация оттока капиталов -

ощущение российскими бизнесменами политической и экономической

нестабильности в России. Значительная часть накопленных российскими

бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным социальным взрывом

в силу инфляции и непрерывного падения курса рубля, боязни денежной реформы

переправляется ими в западные банки или используется для покупки

недвижимости и ценных бумаг.

Многие в российских деловых кругах чувствуют, что экономика России

слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций. Поэтому и

предприятия используют свои сбережения не на капиталовложения внутри

страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как правило,

хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы

ввозить ее обратно в Россию и направлять на новые инвестиции. Этот процесс,

известный как утечка капитала, очень часто носит противозаконный характер.

И все же, несмотря на ее противозаконность, утечка капитала находит

логичное экономическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в

лондонский банк, чем в российскую экономику. Именно поэтому предприятия

предпочитают предоставлять кредиты иностранцам (помещая деньги в

зарубежный банк), а не своим соотечественникам[8].

Основные источники оттока капиталов могут быть как легитимными, так и

нелегитимными. К числу легитимных источников относятся санкционированные

инвестиции в экономику других стран в форме создания совместных

предприятий или дочерних фирм. Общие масштабы оттока валюты не поддаются

точному измерению, поскольку финансовая статистика, естественно,

учитывает только их легальную часть. Отток в крупных масштабах

иностранной валюты за пределы России побудил власть принять организационно-

правовые меры по ужесточением контроля за возвращением валютной выручки на

территорию страны. Для того, чтобы российские фирмы не боялись

инвестировать средства в экономику своей страны, необходимо создать условия

для снижения инвестиционного риска. Степень риска может быть уменьшена за

счет снижения инфляции, принятия четкого экономического законодательства,

основанного на рыночных потенциалах.

Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность

шагов - наряду со стимулированием притока капитала сразу же принимаются

меры, препятствующие его оттоку.

На сегодняшний момент по сведениям Госкомстата объемы вложений за

границей весьма скромны - инвестиции российского капитала за границей

составили 20 млн. долларов и 2.6 млрд. рублей, при этом объем прямых

инвестиций составил всего 3 млн. долларов и они почти целиком направлялись

в промышленность - цветную металлургию, химическую и нефтехимическую

отрасли. Однако по сведениям правоохранительных органов в 1991-1996 годах

из России было вывезено около 150 млрд. долларов “грязных”, т.е.

заработанных незаконным путем, денег и по статистике около 10 млрд.

долларов чистых денег ежегодно вывозиться из России незаконным путем.

Естественно, что государство заинтересовано в том, чтобы хотя бы часть

“уплывших” потенциальных инвестиций вернуть[9].

Сейчас правительство рассматривает законопроект о легализации

размещенных за рубежом финансовых активов - о так называемой “экономической

амнистии”. В этом проекте говорится о том, что все деньги могут вернуться в

Россию и при уплате определенного налога государству эти деньги перестанут

считаться нелегальными. Этот законопроект необходим правительству для

возвращения в Россию “уплывших” денег. Однако по мнению экспертов этот

проект не имеет будущего, так как деньги уходили из России из-за недоверия

государству и не вернутся обратно, пока доверие к государству не

восстановиться, а значит возвращение “уплывших” денег произойдет нескоро.

3. Роль инвестиций в переходной экономике России.

3.1. Влияние развития капитальных вложений на экономку России.

Вопрос об инвестиционном климате в России в настоящее время выходит

на передний план. От его решения, может быть, больше, чем от всех других

факторов, зависит будущее российской экономики. Для реализации всего

комплекса проблем России необходим экономический рост - не менее 4-5 % в

год в течение 20 лет. Для этого важен масштабный приток инвестиций,

поскольку повышение загрузки имеющихся мощностей позволит увеличить ВВП не

более чем на 8-12%. Возможности государственных инвестиций крайне

ограничены и к тому же их эффективность низка. Требуются частные инвестиции

- отечественные и иностранные. Но для них надо создать благоприятный

инвестиционный климат с тем, чтобы Россия могла конкурировать на

международных рынках капиталов и, что особенно важно, прекратить отток

капиталов из страны[10].

Изучение финансовых потоков должно осуществляться в увязке с

результатами нефинансовых операций. Известно, что валовой внутренний

продукт можно представить в виде первичных доходов различных секторов

экономики: оплаты труда, валовых смешанных доходов (к которым относятся

прибыль, предпринимательские доходы и т.п.), чистых налогов (за вычетом

полученных субсидий) на производство и импорт. Сектора экономики получают

также доходы в виде процентов по банковским кредитам и вкладам, доходы по

ценным бумагам и т.п. Кроме того, происходят безвозмездные (трансфертные)

передачи между секторами, увеличивающие (уменьшающие) доходы. Так, сектор

государственного управления выплачивает пенсии, пособия. Нефинансовые

предприятия, домашние хозяйства и другие сектора, в свою очередь, платят

обязательные налоги и сборы и т.п. В Результате в каждом секторе

формируется так называемый располагаемый доход, величина которого зависит

не только от конкретных результатов производства, но и от действующей

налоговой системы, денежно-кредитной политики.1

Располагаемый доход расходуется не в полном объеме на цели конечного

потребления. Разница между валовым располагаемым доходом и расходами на

конечное потребление представляет собой величину валового сбережения. В

совокупности с капитальными трансфертами - это сумма ресурсов капитала.

Избыток или дефицит средств - это соответственно чистое кредитование или

чистое заимствование.

Движение средств различных секторов экономики связано между собой, то

есть доходы одних являются расходами других, недостаток финансовых ресурсов

в одних секторах компенсируется привлечением ресурсов из других секторов.

Таким образом соблюдается балансовое равенство как по секторам, так и по

операциям. Поэтому сопоставление непосредственных результатов нефинансовых

операций с балансом финансовых операций (как способом их финансирования) в

целом должно давать балансовый результат, то есть ноль.

Полученные результаты могут быть положены в основу разработки

макроэкономической и денежно-кредитной политики на предстоящий период. При

этом возможны различные подходы к организации данной работы.

Один из подходов заключается в том, что составляются сценарные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.