душевного потрясения, поэтому лишился рассудка. Непроницаемое темное облако
окутало горделивую вершину его духа, а леденящий вихрь людской алчности
навсегда погасил этот трепетный "прометеев огонь". Все ученики покинули
Ницше, немецкие филологи объявили его человеком, умершим для науки, и даже
родная сестра предала его.
С 1891 г. сестра Ницше начинает зарабатывать деньги на нем и его имени: она
будет вмешиваться в издания, заберет в собственность весь архив и наследие
писателя. Она даже пригласит художника, чтобы сделать несколько портретов
тяжело больного Ницше.
25 августа 1900 года, в Веймаре, умер Фридрих Ницше. Человек, который
сплющил в себе двадцать пять веков до вчерашнего дня и не выдержав столько
лжи, осуществил великий поход на мораль и ценности прежней истории -
замахнувшись на догмы создаваемые тысячелетиями.
Было бы справедливо отнести и к нему слова великого Толстого о Мопассане, о
том Мопассане, которого Ницше так любил и считал столь родственным себе
духовно: «Он дожил до того трагического момента жизни, когда начиналась
борьба между ложью, которая окружала его, и истиною, которую он начинал
сознавать. Начинались уже в нем приступы духовного рождения... Если бы ему
суждено было не умереть в муках рождения, а родится - он бы дал великие,
поучительные произведения, но и то, что он дал нам в своем процессе
рождения, уже многое. Будем же благодарны этому сильному правдивому
человеку и за то, что он дал нам». Конечно эта цитата откровенно слаба для
некролога сокрушителя продажной морали и мученика – во имя спасения
человечества, отдавшего невольно жизнь за свое запоздалое бессмертие, но
право - хватит гимнов! Я не танцую на похоронах...
УЧЕНИЕ НИЦШЕ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ
«Это было весной, и все деревья налились уже соком. Идя лесом и полный
самых ребяческих мыслей, я машинально вырезал себе из дерева свистульку. Но
стоило мне поднести ее к губам и засвистеть, как мне предстал бог, давно
уже знакомый мне, и сказал: «Ну, крысолов, чем это ты тут занят? Ты
недоделанный иезуит и музыкант, - почти немец!» (Я подивился тому, что богу
вздумалось польстить мне таким образом, и решил про себя быть с ним
начеку.) «Я сделал все, чтобы оглупить их, позволил им потеть в постели,
дал им жрать клецки, велел им пить до упаду, сделал их домоседами и
учеными, внушил им жалкие чувства лакейской души...» - «По-моему, ты
замыслил нечто более скверное! - вмешался я. - Уж не хочешь ли ты угробить
человека!?» - «Может быть! - ответил бог. - Но так, чтобы при этом он
выгадал для себя нечто!» - «Что же?» - спросил я с любопытством. - «Кого
же, следовало бы спросить тебе!» - так сказал Дионис и погрузился в
молчание с присущей ему манерой искусителя. Видели бы вы его при этом! Это
было весной, и все деревья налились уже соком»
ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА - СВЕРХЧЕЛОВЕК
Слово сверхчеловек для обозначения типа самой высокой удачности, в
противоположность "современным" людям "добрым" людям – почти всюду понято в
полной невинности как идеалистический тип высшей породы людей, как
полусвятой, как полугений…
Ф. Ницше
Все заблуждения, вытекающее из неверного толкования Сверхчеловека Ницше,
заключаются в буквальном истолковании слов, несравненного артиста языка,
без какого либо намека на попытку вникнуть в смысл произведений. Кого же
реально называет Ницше Сверхчеловеком? – вот вопрос на который нужно
ответить, прежде чем списывать на великого мыслителя последствия мировых
войн.
Центральное понятие своего учения сам Ницше определяет следующим образом:
«это люди, которые проявляют себя по отношению друг к другу столь
снисходительными, сдержанными, нежными, гордыми и дружелюбными, но по
отношению к "добрым" людям - они немногим лучше необузданных хищных
зверей», звучит довольно устрашающе, не правда ли? Но на самом деле – это,
по мнению автора, только потому, что: «Так чужда ваша душа всего великого,
что вам сверхчеловек был бы страшен в своей доброте…». Добрые здесь не
значит хорошие. Добрые – это те кто распинают всех пишущих новые ценности
на новых скрижалях, а значит приносят себе в жертву будущее, человеческое
будущее. Добрые - это бездумно, а значит бессмысленно верующие; те кто не
могут созидать и никогда не говорят правды. Добрые – это христиане с их
Крестовыми походами на все, что они не приемлют. Добрые – это те кто были и
будут всегда начало конца…
Следует так же обратить особое внимание на примечательную особенность этих
"белокурых бестий": их врождённые благородство и аристократичность, которых
так не хватает нынешним господам: алигархам и политическим деятелям,
которым только деньги (зачастую весьма грязные) дают право на иллюзию
господства над "массами". Сверхчеловек - это новый культ, но уже всех
личностей, далеко выходящий за рамки тоталитарного культа личности обычных
людей. Сверхчеловек - это высший биологический тип, который относится к
человеку, как тот относится к обезьяне. Но этот тип нужно вырастить, а для
этого Ницше не дает каких-либо специальных рецептов, т.е. он выступает лишь
как пророк - предвещающий приход нового времени. Его Заратустра - это еще
не сверхчеловек, это "мост" к сверхчеловеку, а обычные люди - это исходный
материал, почва для созревания Сверхчеловека. Сверхчеловек - это религия
Ницше, изложенная наиболее полно в его библии.
С подачи лжепоследователей, распорядившихся наследием мыслителя в угоду
своим амбициям, а также, попросту бестолковых критиков, на прямую
истолковавших метафоры поэта, Ницше объявили не только врагом народа, но и
вдохновителем одной из ключевых общественных проблем: «поддержание
господства власть имущих и борьба с восстаниями порабощенных». Чушь –
непревзойденного масштаба!!! Бесспорно, "господство хозяев" - одна из
главных основ общественно-морального идеала Ницше. Но прежде чем судить,
неплохо бы для начала уяснить, какой смысл вкладывает Ницше в понятия
"господство" и "хозяева", а также иметь полное представление о человеке
которого зачастую судят по ярлыку: "Убийца Бога".
Вот обобщенный портрет, воссозданный со слов его друзей: «У него была
привычка тихо говорить, осторожная, задумчивая походка, спокойные черты
лица и обращенные внутрь, глядящие вглубь, точно в даль, глаза. Его легко
было не заметить, так мало было выдающегося в его внешнем облике. В обычной
жизни он отличался большой вежливостью, почти женской мягкостью, постоянной
ровностью характера». Он даже казался "святым" простым людям и случайным
путевым знакомым. Ницше писал о себе: «Что мне до сих пор особенно льстило,
так это то, что старые торговки не успокаиваются, пока не выберут для меня
самый сладкий из их винограда».
"Господство" Ницше определял: не как политическую или юридическую и, тем
более, не экономическую власть над людьми. Его "господство" относится к
сфере духа - это власть в силу выдающихся духовных качеств, которыми
обладающая ими личность щедро и бескорыстно одаривает других. Недаром Ницше
недвусмысленно писал: «…но ужасом является для нас вырождающееся чувство,
которое говорит - все для меня». Тогда станет понятно, что "аристократия" в
учении Ницше вовсе не равнозначна социальной власти немногих избранных над
массами. Во всех его произведениях "знать" и "чернь" всегда употребляются
не как социально-политические, а исключительно как моральные категории.
Общественная иерархия здесь совершенно ни при чем. Не богатством или
бедностью определяются "знать" и "чернь", а величием или ничтожеством.
Величие души - удел немногих, а оно-то и придает смысл самому существованию
человека. И никоим образом не пропагандировал Ницше идею о том, что для
власть имущих должна быть одна мораль, а для подчиненных масс - другая. Он
констатировал это как реальный факт, но сам писал о другом - о двух типах
одной морали, существующих даже - в одном и том же человеке, в одной душе.
Различия этих типов определяются различием моральных ценностей. Для морали
"хозяев" характерна высокая степень самоуважения, возвышенное, гордое
состояние души, ради которого можно пожертвовать и богатством, и самой
жизнью. Мораль "рабов", напротив, есть мораль полезности. Малодушный,
мелочный, унижающийся человек, с покорностью выносящий дурное обхождение
ради своей выгоды - вот представитель морали "рабов", на какой бы высокой
ступени социальной лестницы он ни находился. "Рабская" мораль жаждет
мелкого счастья и наслаждения; строгость и суровость по отношению к самому
себе - основа морали "хозяев".
«Человек имеет цель внутри себя; цель его - жизнь». Эта идея абсолютной
ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который
объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал
человека - Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован
лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории,
когда бал жизни будут править люди высшей расы – "хозяева", люди,
представляющие собой "совершенство" прежде всего в биологическом отношении.
Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными
ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны.
Биологически обусловленным, считает Ницше, является все, что в человеческом
общежитии считается добром, что составляет для людей ценность, включая и
ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может объективно
обусловленной морали. Каждый имеет такую мораль, которая в наибольшей мере
соответствует требованиям его жизни: мораль одного оправдывает все, к чему
он стремится; мораль другого делает его умиротворенным; мораль третьего
призывает к мщению врагам и т. д. Люди даже могут не осознавать, каков на
самом деле источник их моральных убеждений и представлений, но это не
меняет дела. Всякий имеет тот тип морали, который больше всего
соответствует его природе.
Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше, состоит
в том, что некоторые из них слабы от природы, другие же – сильны, опять-
таки по природе. Соответственно различается и их мораль. Сильные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10