Рефераты. Явление Ницше






душевного потрясения, поэтому лишился рассудка. Непроницаемое темное облако

окутало горделивую вершину его духа, а леденящий вихрь людской алчности

навсегда погасил этот трепетный "прометеев огонь". Все ученики покинули

Ницше, немецкие филологи объявили его человеком, умершим для науки, и даже

родная сестра предала его.

С 1891 г. сестра Ницше начинает зарабатывать деньги на нем и его имени: она

будет вмешиваться в издания, заберет в собственность весь архив и наследие

писателя. Она даже пригласит художника, чтобы сделать несколько портретов

тяжело больного Ницше.

25 августа 1900 года, в Веймаре, умер Фридрих Ницше. Человек, который

сплющил в себе двадцать пять веков до вчерашнего дня и не выдержав столько

лжи, осуществил великий поход на мораль и ценности прежней истории -

замахнувшись на догмы создаваемые тысячелетиями.

Было бы справедливо отнести и к нему слова великого Толстого о Мопассане, о

том Мопассане, которого Ницше так любил и считал столь родственным себе

духовно: «Он дожил до того трагического момента жизни, когда начиналась

борьба между ложью, которая окружала его, и истиною, которую он начинал

сознавать. Начинались уже в нем приступы духовного рождения... Если бы ему

суждено было не умереть в муках рождения, а родится - он бы дал великие,

поучительные произведения, но и то, что он дал нам в своем процессе

рождения, уже многое. Будем же благодарны этому сильному правдивому

человеку и за то, что он дал нам». Конечно эта цитата откровенно слаба для

некролога сокрушителя продажной морали и мученика – во имя спасения

человечества, отдавшего невольно жизнь за свое запоздалое бессмертие, но

право - хватит гимнов! Я не танцую на похоронах...

УЧЕНИЕ НИЦШЕ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ

«Это было весной, и все деревья налились уже соком. Идя лесом и полный

самых ребяческих мыслей, я машинально вырезал себе из дерева свистульку. Но

стоило мне поднести ее к губам и засвистеть, как мне предстал бог, давно

уже знакомый мне, и сказал: «Ну, крысолов, чем это ты тут занят? Ты

недоделанный иезуит и музыкант, - почти немец!» (Я подивился тому, что богу

вздумалось польстить мне таким образом, и решил про себя быть с ним

начеку.) «Я сделал все, чтобы оглупить их, позволил им потеть в постели,

дал им жрать клецки, велел им пить до упаду, сделал их домоседами и

учеными, внушил им жалкие чувства лакейской души...» - «По-моему, ты

замыслил нечто более скверное! - вмешался я. - Уж не хочешь ли ты угробить

человека!?» - «Может быть! - ответил бог. - Но так, чтобы при этом он

выгадал для себя нечто!» - «Что же?» - спросил я с любопытством. - «Кого

же, следовало бы спросить тебе!» - так сказал Дионис и погрузился в

молчание с присущей ему манерой искусителя. Видели бы вы его при этом! Это

было весной, и все деревья налились уже соком»

ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА - СВЕРХЧЕЛОВЕК

Слово сверхчеловек для обозначения типа самой высокой удачности, в

противоположность "современным" людям "добрым" людям – почти всюду понято в

полной невинности как идеалистический тип высшей породы людей, как

полусвятой, как полугений…

Ф. Ницше

Все заблуждения, вытекающее из неверного толкования Сверхчеловека Ницше,

заключаются в буквальном истолковании слов, несравненного артиста языка,

без какого либо намека на попытку вникнуть в смысл произведений. Кого же

реально называет Ницше Сверхчеловеком? – вот вопрос на который нужно

ответить, прежде чем списывать на великого мыслителя последствия мировых

войн.

Центральное понятие своего учения сам Ницше определяет следующим образом:

«это люди, которые проявляют себя по отношению друг к другу столь

снисходительными, сдержанными, нежными, гордыми и дружелюбными, но по

отношению к "добрым" людям - они немногим лучше необузданных хищных

зверей», звучит довольно устрашающе, не правда ли? Но на самом деле – это,

по мнению автора, только потому, что: «Так чужда ваша душа всего великого,

что вам сверхчеловек был бы страшен в своей доброте…». Добрые здесь не

значит хорошие. Добрые – это те кто распинают всех пишущих новые ценности

на новых скрижалях, а значит приносят себе в жертву будущее, человеческое

будущее. Добрые - это бездумно, а значит бессмысленно верующие; те кто не

могут созидать и никогда не говорят правды. Добрые – это христиане с их

Крестовыми походами на все, что они не приемлют. Добрые – это те кто были и

будут всегда начало конца…

Следует так же обратить особое внимание на примечательную особенность этих

"белокурых бестий": их врождённые благородство и аристократичность, которых

так не хватает нынешним господам: алигархам и политическим деятелям,

которым только деньги (зачастую весьма грязные) дают право на иллюзию

господства над "массами". Сверхчеловек - это новый культ, но уже всех

личностей, далеко выходящий за рамки тоталитарного культа личности обычных

людей. Сверхчеловек - это высший биологический тип, который относится к

человеку, как тот относится к обезьяне. Но этот тип нужно вырастить, а для

этого Ницше не дает каких-либо специальных рецептов, т.е. он выступает лишь

как пророк - предвещающий приход нового времени. Его Заратустра - это еще

не сверхчеловек, это "мост" к сверхчеловеку, а обычные люди - это исходный

материал, почва для созревания Сверхчеловека. Сверхчеловек - это религия

Ницше, изложенная наиболее полно в его библии.

С подачи лжепоследователей, распорядившихся наследием мыслителя в угоду

своим амбициям, а также, попросту бестолковых критиков, на прямую

истолковавших метафоры поэта, Ницше объявили не только врагом народа, но и

вдохновителем одной из ключевых общественных проблем: «поддержание

господства власть имущих и борьба с восстаниями порабощенных». Чушь –

непревзойденного масштаба!!! Бесспорно, "господство хозяев" - одна из

главных основ общественно-морального идеала Ницше. Но прежде чем судить,

неплохо бы для начала уяснить, какой смысл вкладывает Ницше в понятия

"господство" и "хозяева", а также иметь полное представление о человеке

которого зачастую судят по ярлыку: "Убийца Бога".

Вот обобщенный портрет, воссозданный со слов его друзей: «У него была

привычка тихо говорить, осторожная, задумчивая походка, спокойные черты

лица и обращенные внутрь, глядящие вглубь, точно в даль, глаза. Его легко

было не заметить, так мало было выдающегося в его внешнем облике. В обычной

жизни он отличался большой вежливостью, почти женской мягкостью, постоянной

ровностью характера». Он даже казался "святым" простым людям и случайным

путевым знакомым. Ницше писал о себе: «Что мне до сих пор особенно льстило,

так это то, что старые торговки не успокаиваются, пока не выберут для меня

самый сладкий из их винограда».

"Господство" Ницше определял: не как политическую или юридическую и, тем

более, не экономическую власть над людьми. Его "господство" относится к

сфере духа - это власть в силу выдающихся духовных качеств, которыми

обладающая ими личность щедро и бескорыстно одаривает других. Недаром Ницше

недвусмысленно писал: «…но ужасом является для нас вырождающееся чувство,

которое говорит - все для меня». Тогда станет понятно, что "аристократия" в

учении Ницше вовсе не равнозначна социальной власти немногих избранных над

массами. Во всех его произведениях "знать" и "чернь" всегда употребляются

не как социально-политические, а исключительно как моральные категории.

Общественная иерархия здесь совершенно ни при чем. Не богатством или

бедностью определяются "знать" и "чернь", а величием или ничтожеством.

Величие души - удел немногих, а оно-то и придает смысл самому существованию

человека. И никоим образом не пропагандировал Ницше идею о том, что для

власть имущих должна быть одна мораль, а для подчиненных масс - другая. Он

констатировал это как реальный факт, но сам писал о другом - о двух типах

одной морали, существующих даже - в одном и том же человеке, в одной душе.

Различия этих типов определяются различием моральных ценностей. Для морали

"хозяев" характерна высокая степень самоуважения, возвышенное, гордое

состояние души, ради которого можно пожертвовать и богатством, и самой

жизнью. Мораль "рабов", напротив, есть мораль полезности. Малодушный,

мелочный, унижающийся человек, с покорностью выносящий дурное обхождение

ради своей выгоды - вот представитель морали "рабов", на какой бы высокой

ступени социальной лестницы он ни находился. "Рабская" мораль жаждет

мелкого счастья и наслаждения; строгость и суровость по отношению к самому

себе - основа морали "хозяев".

«Человек имеет цель внутри себя; цель его - жизнь». Эта идея абсолютной

ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который

объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал

человека - Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован

лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории,

когда бал жизни будут править люди высшей расы – "хозяева", люди,

представляющие собой "совершенство" прежде всего в биологическом отношении.

Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными

ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны.

Биологически обусловленным, считает Ницше, является все, что в человеческом

общежитии считается добром, что составляет для людей ценность, включая и

ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может объективно

обусловленной морали. Каждый имеет такую мораль, которая в наибольшей мере

соответствует требованиям его жизни: мораль одного оправдывает все, к чему

он стремится; мораль другого делает его умиротворенным; мораль третьего

призывает к мщению врагам и т. д. Люди даже могут не осознавать, каков на

самом деле источник их моральных убеждений и представлений, но это не

меняет дела. Всякий имеет тот тип морали, который больше всего

соответствует его природе.

Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше, состоит

в том, что некоторые из них слабы от природы, другие же – сильны, опять-

таки по природе. Соответственно различается и их мораль. Сильные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.