"фюрер", возомнив себя «белокурой бестией», уже мчится утолить жажду своего
эгоизма и желания власти.
В русской литературе, эта проблема освещена особенно ярко, в романе
Достоевского «Преступление и наказание»: «Мне надо было узнать тогда, и
поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить
или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая
или право имею...»
Вот основные элементы особого аспекта сознания индивида, желающего
утвердить себя в качестве "сверхчеловека", находящегося «по ту сторону»
нравственных норм и моральных законов, значимых - по его мнению, лишь для
"обыкновенных" людей, но отнюдь не для "избранных": искреннее убеждение в
полнейшем отсутствии "высшей правды", возникающее при виде
несправедливостей, творящихся вокруг, к тому же, усиленное личными бедами и
переживаниями, приводят к стремлению утвердить эту "правду" самому, на свой
страх и риск. Или, иначе говоря, вывод о том, что "правды нет - и выше",
полученный на основе констатации факта отсутствия ее на "земле", рождают
стремление установить "свою" правду, взамен отсутствующей - как на земле,
так и на небе; размышления о том, как бы осчастливить человечество,
утвердив среди людей "свою" правду, приводят к осознанию того, что кое-
какая правда меж людишками все-таки обретается. А значит, с одной стороны,
есть Я со своей правдой (разумеется, "высшей"), а с другой – обыватели, с
их кое-какими "правдёнками", не выдерживающими - строгого логического
анализа; к примеру, тоже «не убий» - попирается на каждом шагу, а потому
гроша ломанного не стоит. И вот тут "высшая" (самоличная) правда
сталкивается с общечеловеческими "правдёнками", и Я прикидывает, в какой
мере можно принести их в жертву, облагодетельствовав этим все
человечество. Однако! Подобные метафизические опыты, производимые в целях
утверждения абсолютности своей "правды", при чем для того, чтобы понять,
кто есть Я, на самом-то деле – осуществляются не над самим собою, а над
"другими"!
Вот приблизительная формула того, как появляются эти "высшие натуры",
"господа будущего", с их желанием устанавливать различие между - непременно
гениальным Я и обязательно бездарными - "другими", привыкая смотреть на
этого последнего как на материал истории и объект разнообразных
импровизаций. И вот, они уже пытаются подражать "сверхчеловеку" - также, но
по своему, возвращаясь к диким зверям (но отнюдь не к их невинной совести),
и уже как реальные торжествующие чудовища - идут с устроенной ими ужасной
"смены" убийств, поджогов, разгромов и насилия над всем живущим с гордостью
и душевным равновесием - уверенные, что поэты теперь надолго будут иметь
тему для творчества и прославления.
Практически единственно возможной формой правления подобной "аристократии"
является организация типа фашистской. И хотя такая организация неизбежно
вызовет оппозицию и, вероятно, как уже не раз доказала история, будет
побеждена в войне, - она вскоре станет ни чем иным, как полицейским
обществом, где правители живут в постоянном страхе быть убитым, а герои
заключены в концентрационные лагеря и психиатрические клиники. В таком
обществе доверие и честность подорваны завистью, а предполагаемая
"аристократия" вырождается в кучку алчных трусов.
Кровавый след, который оставили в истории нелюди, возомнившие себя
«сверхчеловеком», еще долго будет потрясать умы потомков. Но не сам Ницше
вдохновил их, а учения его воинствующих лжепоследователей, то есть их
интерпретация его идей до крайности исказившая великие мысли философа,
доводя их до абсурда, и превращая самого мыслителя в шовиниста и
человеконенавистника. К примеру, идеологи «германо-фашистского мифа», в
свое время, ухватившись за рассуждения Ницше и истолковав их на свой манер,
объявили войну "слабым", то есть тем, кого следовало бы по их мнению,
поработить, или уничтожить ради процветания высшей расы истинных арийцев, а
чтобы допропорядочных граждан не мучила совесть, каждому унтер-офицеру
вручили тщательно подобранный "цитатник" Ницше – на, дескать, почувствуй
себя "сверхчеловеком".
Ницше, действительно видел прообразы сверхчеловека в римском, арабском,
германском дворянстве, в гомеровских героях, в скандинавских викингах.
Оценивая моральные качества, Ницше называл, идеалом, близким к
сверхчеловеку - Цезаря, Макиавелли, Наполеона. Однако, возникновение
сверхчеловека он не связывал с какой - либо из существующих рас!
Сверхчеловек – это высшая гармония, сочетающая в себе не только физическое
совершенство, но и высокие моральные и интеллектуальные качества, а так же
врождённые благородство и аристократизм. Кроме того, сверхчеловек является
членом высшего класса не в силу своего рождения, а предназначен к этому
внутренней природой. А это означает, что сверхчеловек настолько "выше"
современного человека, что образует абсолютно новый, особый биологический
тип человека будущего. Поэтому - возможность появления сверхчеловека, может
дать отнюдь не оружие, а осознание необходимости подняться над прежним
уровнем развития, и не ради произвола и господства над другими, а ради
нового бытия, к которому нынешний человек, по сути своей, еще просто не
готов! Таким образом, философия Ницше находилась в полном противоречии не
только с идеологией и практикой фашизма, но и не соответствует идеям любых
форм проявления массового сознания.
Заглянув в кошмарную бездну грядущего, Ницше ужаснулся от открывшегося ему
там. Он - почувствовав, что наступающий век несет с собою нечто ужасное,
как ни кто, призывал к вознесению в мир истинной и чистой свободы
интеллекта. Он знал, что старая эпоха умирает, а в ее предсмертных
конвульсиях родятся страшные тоталитарные режимы. «Грядет время, когда
будут вести борьбу за господство над землей, и ее будут вести во имя
фундаментальных философских учений» Яркий пример того, что профессор не
бредил: национал-социализм в Германии и большевизм в России.
Впереди новое тысячелетие - век дракона, а значит мудрости, но предсказание
Ницше остается в силе, а по сему - идеям Фридриха Ницше суждено быть не
столько философским наследием, сколько ареной политических битв.
P. S.
Упорное нежелание homo sapiens быть разумным, слепо подчиняясь своим
идолам, привело не только к исполненному жалости, но при этом безучастному
созерцанию Христа на кресте, а Ницше в дурдоме, но и идиотизму, уже
погубившему великое предназначение учений Христа, и вновь сыгравшему злую
шутку с очередным "спасителем".
Вот они описанные Ницше "добрые" люди, не боящиеся воевать даже с самой
природой, и осуждающие все и вся кроме собственной глупости. Именно те, кто
уже однажды испохабил великую добродетель, фанатично повинуясь проповедям
попов, бездумно цитирующих библию, и по этой причине привык подставлять под
удар хозяйского сапога, не только обе щеки, но и задницу, искренне считая
себя при этом истинными христианами, которые следуют слову божьему! Именно
они так же фанатично повинуясь уже земным идолам, столь же бездумно
воплощяющих идеологию алчных политиков, наоравшись на митингах - шли резать
друг друга полагаясь на кажущуюся незыблимость довольно краткосрочных
политических идеалов.
И вот результат - все попытки этих богопослушных граждан достучатся до
"небес" привели не то чтобы к отсутствию "манны небесной", а вообще к
отсутствию результата. Причина - простое не понимание или не желание
понять, что вместо стенаний: "Господи спаси!", с протянутыми вверх руками,
им нужно было лупить себя по башке с криком типа: "эй, кто-нибудь дома
есть?". И не пришлось бы в угоду барским амбициям снимать с себя последнюю
рубашку! И не пришлось бы гонятся по всему миру за "бритоголовыми". И не
было бы ни Вальпургиевой ночи со "староверами", ни Гулага с Халокостом. Так
нет же вместо того чтобы разобраться в себе - человечеству пришло в голову
(и вполне серьезно!) обвинить стрелку барометра - в наступлении урагана.
Отсутствие реакции неба в ответ безумиям творимым на земле, а так же
появление науки как меры всех вещей привели некоторых бывших образцовых
прихожан под знамена атеизма, а значит к транспаранту типа: "извинить бога
может только то, что он - не существует", то есть они не то чтобы не
простили Богу нежелание обратить на них внимание, а попросту уничтожили его
– не подразумевая, что Бог, в сущности, это их же совесть. И так, раз Бога
нет то напрашивается вывод: "Ура ребята - все позволено!"; значит ни кто не
контролирует сознание, ведь закон только регулирует действия; и под
лозунгами типа: "Не боги горшки обжигают" или "Человек – царь природы",
прогрессивная часть человечества ринулась становиться богами, с неутомимым
усердием добиваясь экологических катастроф и неизлечимых болезней. Но
этого мало и устав от трудов "праведных", эти цари - создали массовую
культуру, которая смогла бы развлечь их, а значит отвлекла от умственной
деятельности, что в сущности направлено на полную деградацию разума и
личности – по определению. И вот тут погрязнув в грехе и разврате,
задыхаясь от созданных им же средств к самовыражению (насилие, наркотики и
т. п.) человечество вновь заговорило о нравственности. Кто-то глядя на
бессилие науки в объяснении сверхестественного вновь побежал каяться, а кто-
то нахватавшись цитат Ницше начал выращивать Сверхчеловека, причем не в
своей душе (о которой забыл вместе с богом), а в реальном мире, с реальным
освобождением себя от морали вообще! Причем чисто по человечески (слишком
по человечески) либо примерив маску "белокурой бестии", естественно с
реальной войной против слабых и неугодных, либо попытками подыскать
подходящего царя, естественно с полной самоотдачей и слепым поклонением
оккультным гербам.
Из всех уроков прошлого человечество выделило и зафиксиравало в монументах
только те, которые имели самые ужасные и кровавые последствия, причем
навешав ярлыков с обвинениями куда угодно кроме себя. Так может хватит
искать новых "царей"? Может стоит прислушаться к голосу разума? К примеру
хотя бы попытаться адекватно оценить причины "войны", в которой насмерть
бился полуживой мыслитель с ложью тысячелетней истории человечества.
Главной ценностью нравственного учения Ницше, без сомнения, является идея
возвышения человека, преодоление всего мелочного, обыденного,
незначительного для жизни. Никто до и после него с такой прозорливостью не
смог предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей. В
своих нравственных оценках он стремился идти от индивида, причем сам
индивид рассматривался как бесконечно становящаяся ценность, как прогресс,
как неисчерпаемость. По Ницше, человечество - это целостность,
проявляющаяся через различие, а отсюда и неприятие им любой социальной
системы, построенной либо на безмерном подчинении какой-либо одной
идеологии, либо на принципах утилитаризма и прагматизма, где обесценено
главное - личность, ее индивидуальность и неповторимость.
Кроме того, одним из аспектов философского учения Ницше является критика
христианской морали. Отмечу, что здесь Ницше говорил о христианстве -
исконно нашем, доморощенном, слишком человеческом, то есть напрочь
оторванном от истинного предназначения учений самого Христа. Для Ницше
христианство стало символом зависимого, униженного, смиренного, а стало
быть "несчастного" сознания. Внемлите же! Ведь эта точка зрения немецкого
мыслителя весьма актуальна для России сегодня, в связи с весьма
распространенным мнением о том, что религия едва ли не единственная
нравственная спасительница страны, дескать только она способна дать
человеку подлинный подъем духа; только она "скрепляет нацию"; она "наиболее
действенное средство массового воспитания морали", так как она "дает
общедоступное представление о нравственности, без которого мораль не
существует". Трудно сказать, что больше в этом признании: реальной
потребности в массовом воспитании ("творцов"), или все же потребности в
воспитании "масс", исполненной снисходительной заботы о рабочей силе (о
"твари"), которая только благодаря религии сможет стать нравственной? Ницше
верил в возможности самого человека ("творца" в человеке) - единственного
творца самого себя и своей истории. Читайте Ницше! - но осторожно! –
взрывоопасность его учения, все так же, если не более, актуальна для нашего
времени - с его огромными запасами средств для уничтожения жизни на
планете. И только (подчеркиваю) вооружившись добродетелями правильного
чтения можно понять, что Ницше заставляет - думать, сравнивать, размышлять,
а не зовет на баррикады! И тогда, услышав голос разума - своего разума,
победить наконец "тварь" внутри себя!
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
БОЛЬШЕ - ПОЛЕ БИТВЫ, ЧЕМ ЧЕЛОВЕК
3
ЛИЧНОСТЬ ФРИДРИХА НИЦШЕ
КАК СТАНОВЯТСЯ СОБОЙ 6
РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ 9
ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА 15
КАК ФИЛОСОФСТВУЮТ МОЛОТОМ 18
УЧЕНИЕ НИЦШЕ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ
ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА – СВЕРХЧЕЛОВЕК 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО ДРОЖАЩАЯ ТВАРЬ? 28
P. S. 29
ЛИТЕРАТУРА
Фридрих Ницше Сочинение в 2-х томах / Под ред. К. А. Свасьян /
Издательство «Мысль», Москва 1990 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10