Рефераты. Явление Ницше






"фюрер", возомнив себя «белокурой бестией», уже мчится утолить жажду своего

эгоизма и желания власти.

В русской литературе, эта проблема освещена особенно ярко, в романе

Достоевского «Преступление и наказание»: «Мне надо было узнать тогда, и

поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить

или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая

или право имею...»

Вот основные элементы особого аспекта сознания индивида, желающего

утвердить себя в качестве "сверхчеловека", находящегося «по ту сторону»

нравственных норм и моральных законов, значимых - по его мнению, лишь для

"обыкновенных" людей, но отнюдь не для "избранных": искреннее убеждение в

полнейшем отсутствии "высшей правды", возникающее при виде

несправедливостей, творящихся вокруг, к тому же, усиленное личными бедами и

переживаниями, приводят к стремлению утвердить эту "правду" самому, на свой

страх и риск. Или, иначе говоря, вывод о том, что "правды нет - и выше",

полученный на основе констатации факта отсутствия ее на "земле", рождают

стремление установить "свою" правду, взамен отсутствующей - как на земле,

так и на небе; размышления о том, как бы осчастливить человечество,

утвердив среди людей "свою" правду, приводят к осознанию того, что кое-

какая правда меж людишками все-таки обретается. А значит, с одной стороны,

есть Я со своей правдой (разумеется, "высшей"), а с другой – обыватели, с

их кое-какими "правдёнками", не выдерживающими - строгого логического

анализа; к примеру, тоже «не убий» - попирается на каждом шагу, а потому

гроша ломанного не стоит. И вот тут "высшая" (самоличная) правда

сталкивается с общечеловеческими "правдёнками", и Я прикидывает, в какой

мере можно принести их в жертву, облагодетельствовав этим все

человечество. Однако! Подобные метафизические опыты, производимые в целях

утверждения абсолютности своей "правды", при чем для того, чтобы понять,

кто есть Я, на самом-то деле – осуществляются не над самим собою, а над

"другими"!

Вот приблизительная формула того, как появляются эти "высшие натуры",

"господа будущего", с их желанием устанавливать различие между - непременно

гениальным Я и обязательно бездарными - "другими", привыкая смотреть на

этого последнего как на материал истории и объект разнообразных

импровизаций. И вот, они уже пытаются подражать "сверхчеловеку" - также, но

по своему, возвращаясь к диким зверям (но отнюдь не к их невинной совести),

и уже как реальные торжествующие чудовища - идут с устроенной ими ужасной

"смены" убийств, поджогов, разгромов и насилия над всем живущим с гордостью

и душевным равновесием - уверенные, что поэты теперь надолго будут иметь

тему для творчества и прославления.

Практически единственно возможной формой правления подобной "аристократии"

является организация типа фашистской. И хотя такая организация неизбежно

вызовет оппозицию и, вероятно, как уже не раз доказала история, будет

побеждена в войне, - она вскоре станет ни чем иным, как полицейским

обществом, где правители живут в постоянном страхе быть убитым, а герои

заключены в концентрационные лагеря и психиатрические клиники. В таком

обществе доверие и честность подорваны завистью, а предполагаемая

"аристократия" вырождается в кучку алчных трусов.

Кровавый след, который оставили в истории нелюди, возомнившие себя

«сверхчеловеком», еще долго будет потрясать умы потомков. Но не сам Ницше

вдохновил их, а учения его воинствующих лжепоследователей, то есть их

интерпретация его идей до крайности исказившая великие мысли философа,

доводя их до абсурда, и превращая самого мыслителя в шовиниста и

человеконенавистника. К примеру, идеологи «германо-фашистского мифа», в

свое время, ухватившись за рассуждения Ницше и истолковав их на свой манер,

объявили войну "слабым", то есть тем, кого следовало бы по их мнению,

поработить, или уничтожить ради процветания высшей расы истинных арийцев, а

чтобы допропорядочных граждан не мучила совесть, каждому унтер-офицеру

вручили тщательно подобранный "цитатник" Ницше – на, дескать, почувствуй

себя "сверхчеловеком".

Ницше, действительно видел прообразы сверхчеловека в римском, арабском,

германском дворянстве, в гомеровских героях, в скандинавских викингах.

Оценивая моральные качества, Ницше называл, идеалом, близким к

сверхчеловеку - Цезаря, Макиавелли, Наполеона. Однако, возникновение

сверхчеловека он не связывал с какой - либо из существующих рас!

Сверхчеловек – это высшая гармония, сочетающая в себе не только физическое

совершенство, но и высокие моральные и интеллектуальные качества, а так же

врождённые благородство и аристократизм. Кроме того, сверхчеловек является

членом высшего класса не в силу своего рождения, а предназначен к этому

внутренней природой. А это означает, что сверхчеловек настолько "выше"

современного человека, что образует абсолютно новый, особый биологический

тип человека будущего. Поэтому - возможность появления сверхчеловека, может

дать отнюдь не оружие, а осознание необходимости подняться над прежним

уровнем развития, и не ради произвола и господства над другими, а ради

нового бытия, к которому нынешний человек, по сути своей, еще просто не

готов! Таким образом, философия Ницше находилась в полном противоречии не

только с идеологией и практикой фашизма, но и не соответствует идеям любых

форм проявления массового сознания.

Заглянув в кошмарную бездну грядущего, Ницше ужаснулся от открывшегося ему

там. Он - почувствовав, что наступающий век несет с собою нечто ужасное,

как ни кто, призывал к вознесению в мир истинной и чистой свободы

интеллекта. Он знал, что старая эпоха умирает, а в ее предсмертных

конвульсиях родятся страшные тоталитарные режимы. «Грядет время, когда

будут вести борьбу за господство над землей, и ее будут вести во имя

фундаментальных философских учений» Яркий пример того, что профессор не

бредил: национал-социализм в Германии и большевизм в России.

Впереди новое тысячелетие - век дракона, а значит мудрости, но предсказание

Ницше остается в силе, а по сему - идеям Фридриха Ницше суждено быть не

столько философским наследием, сколько ареной политических битв.

P. S.

Упорное нежелание homo sapiens быть разумным, слепо подчиняясь своим

идолам, привело не только к исполненному жалости, но при этом безучастному

созерцанию Христа на кресте, а Ницше в дурдоме, но и идиотизму, уже

погубившему великое предназначение учений Христа, и вновь сыгравшему злую

шутку с очередным "спасителем".

Вот они описанные Ницше "добрые" люди, не боящиеся воевать даже с самой

природой, и осуждающие все и вся кроме собственной глупости. Именно те, кто

уже однажды испохабил великую добродетель, фанатично повинуясь проповедям

попов, бездумно цитирующих библию, и по этой причине привык подставлять под

удар хозяйского сапога, не только обе щеки, но и задницу, искренне считая

себя при этом истинными христианами, которые следуют слову божьему! Именно

они так же фанатично повинуясь уже земным идолам, столь же бездумно

воплощяющих идеологию алчных политиков, наоравшись на митингах - шли резать

друг друга полагаясь на кажущуюся незыблимость довольно краткосрочных

политических идеалов.

И вот результат - все попытки этих богопослушных граждан достучатся до

"небес" привели не то чтобы к отсутствию "манны небесной", а вообще к

отсутствию результата. Причина - простое не понимание или не желание

понять, что вместо стенаний: "Господи спаси!", с протянутыми вверх руками,

им нужно было лупить себя по башке с криком типа: "эй, кто-нибудь дома

есть?". И не пришлось бы в угоду барским амбициям снимать с себя последнюю

рубашку! И не пришлось бы гонятся по всему миру за "бритоголовыми". И не

было бы ни Вальпургиевой ночи со "староверами", ни Гулага с Халокостом. Так

нет же вместо того чтобы разобраться в себе - человечеству пришло в голову

(и вполне серьезно!) обвинить стрелку барометра - в наступлении урагана.

Отсутствие реакции неба в ответ безумиям творимым на земле, а так же

появление науки как меры всех вещей привели некоторых бывших образцовых

прихожан под знамена атеизма, а значит к транспаранту типа: "извинить бога

может только то, что он - не существует", то есть они не то чтобы не

простили Богу нежелание обратить на них внимание, а попросту уничтожили его

– не подразумевая, что Бог, в сущности, это их же совесть. И так, раз Бога

нет то напрашивается вывод: "Ура ребята - все позволено!"; значит ни кто не

контролирует сознание, ведь закон только регулирует действия; и под

лозунгами типа: "Не боги горшки обжигают" или "Человек – царь природы",

прогрессивная часть человечества ринулась становиться богами, с неутомимым

усердием добиваясь экологических катастроф и неизлечимых болезней. Но

этого мало и устав от трудов "праведных", эти цари - создали массовую

культуру, которая смогла бы развлечь их, а значит отвлекла от умственной

деятельности, что в сущности направлено на полную деградацию разума и

личности – по определению. И вот тут погрязнув в грехе и разврате,

задыхаясь от созданных им же средств к самовыражению (насилие, наркотики и

т. п.) человечество вновь заговорило о нравственности. Кто-то глядя на

бессилие науки в объяснении сверхестественного вновь побежал каяться, а кто-

то нахватавшись цитат Ницше начал выращивать Сверхчеловека, причем не в

своей душе (о которой забыл вместе с богом), а в реальном мире, с реальным

освобождением себя от морали вообще! Причем чисто по человечески (слишком

по человечески) либо примерив маску "белокурой бестии", естественно с

реальной войной против слабых и неугодных, либо попытками подыскать

подходящего царя, естественно с полной самоотдачей и слепым поклонением

оккультным гербам.

Из всех уроков прошлого человечество выделило и зафиксиравало в монументах

только те, которые имели самые ужасные и кровавые последствия, причем

навешав ярлыков с обвинениями куда угодно кроме себя. Так может хватит

искать новых "царей"? Может стоит прислушаться к голосу разума? К примеру

хотя бы попытаться адекватно оценить причины "войны", в которой насмерть

бился полуживой мыслитель с ложью тысячелетней истории человечества.

Главной ценностью нравственного учения Ницше, без сомнения, является идея

возвышения человека, преодоление всего мелочного, обыденного,

незначительного для жизни. Никто до и после него с такой прозорливостью не

смог предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей. В

своих нравственных оценках он стремился идти от индивида, причем сам

индивид рассматривался как бесконечно становящаяся ценность, как прогресс,

как неисчерпаемость. По Ницше, человечество - это целостность,

проявляющаяся через различие, а отсюда и неприятие им любой социальной

системы, построенной либо на безмерном подчинении какой-либо одной

идеологии, либо на принципах утилитаризма и прагматизма, где обесценено

главное - личность, ее индивидуальность и неповторимость.

Кроме того, одним из аспектов философского учения Ницше является критика

христианской морали. Отмечу, что здесь Ницше говорил о христианстве -

исконно нашем, доморощенном, слишком человеческом, то есть напрочь

оторванном от истинного предназначения учений самого Христа. Для Ницше

христианство стало символом зависимого, униженного, смиренного, а стало

быть "несчастного" сознания. Внемлите же! Ведь эта точка зрения немецкого

мыслителя весьма актуальна для России сегодня, в связи с весьма

распространенным мнением о том, что религия едва ли не единственная

нравственная спасительница страны, дескать только она способна дать

человеку подлинный подъем духа; только она "скрепляет нацию"; она "наиболее

действенное средство массового воспитания морали", так как она "дает

общедоступное представление о нравственности, без которого мораль не

существует". Трудно сказать, что больше в этом признании: реальной

потребности в массовом воспитании ("творцов"), или все же потребности в

воспитании "масс", исполненной снисходительной заботы о рабочей силе (о

"твари"), которая только благодаря религии сможет стать нравственной? Ницше

верил в возможности самого человека ("творца" в человеке) - единственного

творца самого себя и своей истории. Читайте Ницше! - но осторожно! –

взрывоопасность его учения, все так же, если не более, актуальна для нашего

времени - с его огромными запасами средств для уничтожения жизни на

планете. И только (подчеркиваю) вооружившись добродетелями правильного

чтения можно понять, что Ницше заставляет - думать, сравнивать, размышлять,

а не зовет на баррикады! И тогда, услышав голос разума - своего разума,

победить наконец "тварь" внутри себя!

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

БОЛЬШЕ - ПОЛЕ БИТВЫ, ЧЕМ ЧЕЛОВЕК

3

ЛИЧНОСТЬ ФРИДРИХА НИЦШЕ

КАК СТАНОВЯТСЯ СОБОЙ 6

РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ 9

ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА 15

КАК ФИЛОСОФСТВУЮТ МОЛОТОМ 18

УЧЕНИЕ НИЦШЕ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ

ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА – СВЕРХЧЕЛОВЕК 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО ДРОЖАЩАЯ ТВАРЬ? 28

P. S. 29

ЛИТЕРАТУРА

Фридрих Ницше Сочинение в 2-х томах / Под ред. К. А. Свасьян /

Издательство «Мысль», Москва 1990 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.