Министерство общего и профессионального образования
Обнинский институт атомной энергетики
Реферат на тему:
Выполнил студент
2 курса гр. ИС-28
Грибов А.А.
Обнинск
2000 г.
ВРЕМЯ В СВОЕМ БЕСКОНЕЧНОМ ТЕЧЕНИИ, В ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПЕРИОДЫ, ДОЛЖНО
НЕИЗБЕЖНО ПОВТОРЯТЬ ОДИНАКОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ. ЭТО НЕОБХОДИМО; ЗНАЧИТ,
НЕОБХОДИМО И ТО, ЧТО ВСЯКОЕ ЯВЛЕНИЕ ПОВТОРЯЕТСЯ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЧЕРЕЗ
БЕСКОНЕЧНОЕ, НЕОГРАНИЧЕННОЕ, НЕПРЕДВИДИМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЕТ, ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕМ
ПОХОЖИЙ НА МЕНЯ, ПОЛНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ МЕНЯ, СИДЯ В ТЕНИ ЭТОЙ СКАЛЫ, НАЙДЕТ В
СВОЕМ УМЕ ТУ ЖЕ МЫСЛЬ, КОТОРУЮ НАШЕЛ СЕЙЧАС Я, И ЭТА МЫСЛЬ БУДЕТ ЯВЛЯТЬСЯ В
ГОЛОВЕ ЧЕЛОВЕКА НЕ ОДИН, А БЕСЧИСЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО РАЗ, ПОТОМУ ЧТО
ДВИЖЕНИЕ, УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВСЕМИ ЯВЛЕНИЯМИ, БЕЗОСТАНОВОЧНО. ЕСЛИ ТАК, ТО ВСЯКАЯ
НАДЕЖДА ДОЛЖНА БЫТЬ ОТВЕРГНУТА, И МЫ ДОЛЖНЫ ОПРЕДЕЛЕННО УСТАНОВИТЬ СЕБЕ,
ЧТО НИКАКАЯ НЕБЕСНАЯ ЖИЗНЬ НЕ ВСТРЕТИТ НАС И ЧТО В БУДУЩЕМ НАС НЕ ЖДЕТ
НИКАКОЕ УТЕШЕНИЕ. МЫ ТОЛЬКО ТЕНИ СЛЕПОЙ ОДНООБРАЗНОЙ ПРИРОДЫ, МЫ ПЛЕННИКИ
МИНУТЫ. НО НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО ЭТО СТРАШНАЯ ИДЕЯ, УБИВАЮЩАЯ В НАС ВСЯКУЮ
НАДЕЖДУ, ОБЛАГОРАЖИВАЕТ И ОДУХОТВОРЯЕТ КАЖДУЮ МИНУТУ НАШЕЙ ЖИЗНИ; МГНОВЕНИЕ
НЕПРЕХОДЯЩЕ, ЕСЛИ ОНО ВЕЧНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ; МАЛЕЙШИЙ МИГ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЧНЫМ
ПАМЯТНИКОМ БЕСКОНЕЧНОЙ ЦЕННОСТИ И КАЖДЫЙ ИЗ НИХ БОЖЕСТВЕНЕН.
ПУСТЬ ВСЕ БЕСПРЕРЫВНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ - ЭТО ЕСТЬ ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ СБЛИЖЕНИЯ
МЕЖДУ БУДУЩИМ И СУЩЕСТВУЮЩИМ МИРОМ; В ЭТОМ ВЕЧНОМ ВОЗВРАТЕ - И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ
ВЫСШАЯ ТОЧКА МЫШЛЕНИЯ.
Фридрих Ницше
ВВЕДЕНИЕ
БОЛЬШЕ - ПОЛЕ БИТВЫ, ЧЕМ ЧЕЛОВЕК
Ни для кого не секрет, что первым осмысленным способом общения было
сочетание звуков. В дальнейшем, вместе с развитием интеллекта человека,
совершенствовалась и его речь, которая представляла собой уже некую
«музыку» звуков - сформированных в слова. Это сделало возможным появление
поэтов, которые придали этой музыке различные формы - от катастрофически
ужасных до изысканно красивых. Кроме того, познав себя и свой язык,
человек научился вкладывать в обычные высказывания некий подтекст, эдакий
«телепатический сигнал», например известные всем «центурии Нострадамуса»
(не содержащие прямых предсказаний, впрочем, абсолютно соответствующих
реальным событиям) написаны именно в этом стиле. Да что центурии - сама
БИБЛИЯ написана так, что только одаренный, глубоко духовный читатель сможет
увидеть в ней не только учебник нравственности и сборник смыслов жизни, а
также - магические предсказания и предостережения адресованные потомкам.
Таковыми являются на мой взгляд и бессмертные творения Фридриха Ницше,
человека - стиль которого еще до сих пор до конца не разгадан.
Имеется масса практических аргументов, показывающих, что попытка
достичь цели, которую ставил Ницше (отмечу - в дословном прочтении или
буквальном понимании), на самом деле приведет к совершенно противоположным
результатам… Поэтому, в обществе зачастую существует только один характер
ответов на вопрос о гуманности учения Ницше - негативный. Абсолютизация
исследования неординарности Ницше, то есть попытка внеличностного подхода,
привела к парадоксальным выводам. Впрочем, любая абсолютизация приводит к
крайностям и в познании и, что всего печальнее, в социально нравственной
практике. Поэтому при попытке объективно определить словосочетание
«философия Ницше» практически все профессиональные философы пожимают
плечами или разводят руками. Он вообще не философ - в приемлемом для них
смысле слова! И они правы, потому что творчество такого ранга и масштаба,
как ницшевское – это война, ибо как еще можно определить столь яростную
попытку переоценки всех, без исключения, моральных ценностей, созданных
человечеством на протяжении всей истории существования. А по сему, само
"событие" Ницше, можно адекватно воспринять только в "подлиннике", не
подвергая какому-либо обобщению и систематизации. И значит, такого рода
попытки - надлежит оценивать со значительной долей условности (лучше со
смехом), потому что серьезное отношение к сфабрикованным фальшивкам типа
"Воли к власти" приводит к возникновению новоиспеченных фюреров и реальным
войнам.
Само по себе "явление" Ницше можно, на пример, охарактеризовать, так -
некто, заглянув в недоступную многим глубину, узрел там нечто, настолько
поразившее его, что итогом явилось появление нового органа восприятия
вещей: «Я словно ранен стрелой познания, отравленной ядом кураре: видящий
все...». Оглянувшись затем вокруг он не мог застать ни чего другого, кроме
сплошных несоответствий виденному. Диссонанс оказался настолько
душераздирающий, что провидец не в силах был больше молчать и заговорил, но
не в стиле гипнотических предсказаний, а в форме не выносимой какофонии
всех разом включенных аварийных сигналов, переводящей огромную, ни с чем не
сравнимую силу мысли из чисто умозрительной сферы в область политики.
«Что же, собственно, случилось со мной тогда? Я не понимал себя, но
инстинкт действовал как повеление». Интервал прошлого, длинною в двадцать
пять веков, сплющился до вчерашнего дня, но перед открытой кровоточащей
раной оставленной «отравленной стрелой» бессмысленной выглядела любая
давность сроков и в свете лозунга: «Вся история как лично пережитая –
результат личных страданий!» - несравненный артист языка объявил войну лжи
тысячелетий, находя слова, «разрывающие сердце Богу», и - коварнейший
парадокс! - почти ни когда не использовавший слов, смогших бы раз и
навсегда пресечь лавину будущих кривотолков в связи с собственным добрым
именем и глубочайшими интенциями своего учения. «У меня нет времени для
себя – вперед», то есть тактика безрезервных боев - битва в расчете на
катастрофу, ибо только такой расчет и давал единственный шанс на победу в
схватке с ложью тысячелетий. Ситуация – менее всего рассчитанная на
адекватное восприятие и понимание, более всего на кривотолки и удобнейшую
подозрительность. Вот в чем единственная вина Ницше – у него не было
времени.
Так что же собственно случилось тогда? Ответ был дан в Турине 6 января
1889 г., в письме Ницше к Я. Буркхардту, написанному на четвертый день
официально признанного сумасшествия: «Дорогой господин профессор, в конце
концов меня в гораздо большей степени устраивало быть славным базельским
профессором, нежели богом; но я не осмелился зайти в своем личном эгоизме
так далеко, чтобы ради него поступиться сотворением мира». Вот она –
конечная цель: новый мир – мир Сверхчеловека. Та цель, ради которой стоит
погибнуть в неравной войне. Войне (хочу особо подчеркнуть это) внутри себя,
где читателю отводится роль судьи – судьи разумного, а не праздного и
поверхностного, как это получилось на самом деле.
Война, в которой несостоявшийся профессор состоялся профессиональным
воином, где "милитаризация" самой философии была не идеологическим
отражением хищнических интересов, а почти инстинктивной реакцией на
идеологизацию политики как таковой. Война, как неизбежность, которую
вызвало апокалиптическое виденье истории ближайших двух столетий - как
восхождения нигилизма, крушения всех ценностей, экологических катастроф,
одичание психики, растворения политики в духовности, кошмарных войн
планетарного масштаба, ведущихся во имя фундаментальных философских учений,
вынуждающее бить в набат. Война, в которой были неизбежны катасрофические
последствия: «Ибо когда истина вступит в борьбу с ложью тысячелетий, у нас
будут сотрясения, судороги землетрясения, перемещения гор и долин о каких
никогда еще не грезили… все формы власти старого общества взлетят на
воздух». Война которая, по своей сути, велась лишь с самим собой, ибо: «кто
нападает на свое время - тот может нападать лишь на себя», что в целом
объясняет невероятность феномена Ницше, который первым из тех, кто так или
иначе был одержим проблемой: «стань тем, кто ты есть», довел ее до
немыслимо радикальных глубин и последствий. Эксперимент - по разрушению
традиционных ценностей, непременным условием которого был фактор
самоидентификации, обернулся сплошным саморазрушением, вплоть до буквально
- сумасшествия, которое и стало ужасающим критерием истины этого разума.
Эксперимент по изобретению лекарства от глупости, последствия которого были
в тысячу раз страшнее расщепления атомного ядра. Эксперимент –
катастофически сорвавшийся, но, что гораздо важнее, все-таки случившийся.
В свете выше сказанного - является бесспорным заявление о том, что
понять величайшее искусство Ницше невозможно без последовательных
жизнеописаний самого творца. Эта многогранная и противоречивая философия -
тесно связана с его психологией, со всей его жизнью, и может быть разумно
истолкована лишь в неразрывной связи с "патологией его болезненного гения".
Воистину! - сама жизнь Ницше и есть воплощение его философии во всей ее
суровой величественности и трагичности. Не почувствовав страдания и боль,
которые сопровождали мыслителя всю его жизнь, невозможно постичь глубину
его мысли. А не познав всей сути и ограничившись лишь беглым прочтением его
произведений, весьма легко неправильно оценить то воздействие, которое, к
сожалению, оказало учение Ницше на кровавый ХХ век.
Читайте Ницше! Но помните о юношеском признании автора о какой-то
книге, а в сущности, о всех своих книгах, дающее шифр к разгадке стиля
художника: «По сути дела, это музыка, случайно записанная не нотами, а
словами»; и еще одно личное признание: «Многие слова пропитались у меня
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10