Рефераты. Явление Ницше






Явление Ницше

Министерство общего и профессионального образования

Обнинский институт атомной энергетики

Реферат на тему:

Выполнил студент

2 курса гр. ИС-28

Грибов А.А.

Обнинск

2000 г.

ВРЕМЯ В СВОЕМ БЕСКОНЕЧНОМ ТЕЧЕНИИ, В ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПЕРИОДЫ, ДОЛЖНО

НЕИЗБЕЖНО ПОВТОРЯТЬ ОДИНАКОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ. ЭТО НЕОБХОДИМО; ЗНАЧИТ,

НЕОБХОДИМО И ТО, ЧТО ВСЯКОЕ ЯВЛЕНИЕ ПОВТОРЯЕТСЯ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЧЕРЕЗ

БЕСКОНЕЧНОЕ, НЕОГРАНИЧЕННОЕ, НЕПРЕДВИДИМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЕТ, ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕМ

ПОХОЖИЙ НА МЕНЯ, ПОЛНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ МЕНЯ, СИДЯ В ТЕНИ ЭТОЙ СКАЛЫ, НАЙДЕТ В

СВОЕМ УМЕ ТУ ЖЕ МЫСЛЬ, КОТОРУЮ НАШЕЛ СЕЙЧАС Я, И ЭТА МЫСЛЬ БУДЕТ ЯВЛЯТЬСЯ В

ГОЛОВЕ ЧЕЛОВЕКА НЕ ОДИН, А БЕСЧИСЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО РАЗ, ПОТОМУ ЧТО

ДВИЖЕНИЕ, УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВСЕМИ ЯВЛЕНИЯМИ, БЕЗОСТАНОВОЧНО. ЕСЛИ ТАК, ТО ВСЯКАЯ

НАДЕЖДА ДОЛЖНА БЫТЬ ОТВЕРГНУТА, И МЫ ДОЛЖНЫ ОПРЕДЕЛЕННО УСТАНОВИТЬ СЕБЕ,

ЧТО НИКАКАЯ НЕБЕСНАЯ ЖИЗНЬ НЕ ВСТРЕТИТ НАС И ЧТО В БУДУЩЕМ НАС НЕ ЖДЕТ

НИКАКОЕ УТЕШЕНИЕ. МЫ ТОЛЬКО ТЕНИ СЛЕПОЙ ОДНООБРАЗНОЙ ПРИРОДЫ, МЫ ПЛЕННИКИ

МИНУТЫ. НО НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО ЭТО СТРАШНАЯ ИДЕЯ, УБИВАЮЩАЯ В НАС ВСЯКУЮ

НАДЕЖДУ, ОБЛАГОРАЖИВАЕТ И ОДУХОТВОРЯЕТ КАЖДУЮ МИНУТУ НАШЕЙ ЖИЗНИ; МГНОВЕНИЕ

НЕПРЕХОДЯЩЕ, ЕСЛИ ОНО ВЕЧНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ; МАЛЕЙШИЙ МИГ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЧНЫМ

ПАМЯТНИКОМ БЕСКОНЕЧНОЙ ЦЕННОСТИ И КАЖДЫЙ ИЗ НИХ БОЖЕСТВЕНЕН.

ПУСТЬ ВСЕ БЕСПРЕРЫВНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ - ЭТО ЕСТЬ ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ СБЛИЖЕНИЯ

МЕЖДУ БУДУЩИМ И СУЩЕСТВУЮЩИМ МИРОМ; В ЭТОМ ВЕЧНОМ ВОЗВРАТЕ - И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ

ВЫСШАЯ ТОЧКА МЫШЛЕНИЯ.

Фридрих Ницше

ВВЕДЕНИЕ

БОЛЬШЕ - ПОЛЕ БИТВЫ, ЧЕМ ЧЕЛОВЕК

Ни для кого не секрет, что первым осмысленным способом общения было

сочетание звуков. В дальнейшем, вместе с развитием интеллекта человека,

совершенствовалась и его речь, которая представляла собой уже некую

«музыку» звуков - сформированных в слова. Это сделало возможным появление

поэтов, которые придали этой музыке различные формы - от катастрофически

ужасных до изысканно красивых. Кроме того, познав себя и свой язык,

человек научился вкладывать в обычные высказывания некий подтекст, эдакий

«телепатический сигнал», например известные всем «центурии Нострадамуса»

(не содержащие прямых предсказаний, впрочем, абсолютно соответствующих

реальным событиям) написаны именно в этом стиле. Да что центурии - сама

БИБЛИЯ написана так, что только одаренный, глубоко духовный читатель сможет

увидеть в ней не только учебник нравственности и сборник смыслов жизни, а

также - магические предсказания и предостережения адресованные потомкам.

Таковыми являются на мой взгляд и бессмертные творения Фридриха Ницше,

человека - стиль которого еще до сих пор до конца не разгадан.

Имеется масса практических аргументов, показывающих, что попытка

достичь цели, которую ставил Ницше (отмечу - в дословном прочтении или

буквальном понимании), на самом деле приведет к совершенно противоположным

результатам… Поэтому, в обществе зачастую существует только один характер

ответов на вопрос о гуманности учения Ницше - негативный. Абсолютизация

исследования неординарности Ницше, то есть попытка внеличностного подхода,

привела к парадоксальным выводам. Впрочем, любая абсолютизация приводит к

крайностям и в познании и, что всего печальнее, в социально нравственной

практике. Поэтому при попытке объективно определить словосочетание

«философия Ницше» практически все профессиональные философы пожимают

плечами или разводят руками. Он вообще не философ - в приемлемом для них

смысле слова! И они правы, потому что творчество такого ранга и масштаба,

как ницшевское – это война, ибо как еще можно определить столь яростную

попытку переоценки всех, без исключения, моральных ценностей, созданных

человечеством на протяжении всей истории существования. А по сему, само

"событие" Ницше, можно адекватно воспринять только в "подлиннике", не

подвергая какому-либо обобщению и систематизации. И значит, такого рода

попытки - надлежит оценивать со значительной долей условности (лучше со

смехом), потому что серьезное отношение к сфабрикованным фальшивкам типа

"Воли к власти" приводит к возникновению новоиспеченных фюреров и реальным

войнам.

Само по себе "явление" Ницше можно, на пример, охарактеризовать, так -

некто, заглянув в недоступную многим глубину, узрел там нечто, настолько

поразившее его, что итогом явилось появление нового органа восприятия

вещей: «Я словно ранен стрелой познания, отравленной ядом кураре: видящий

все...». Оглянувшись затем вокруг он не мог застать ни чего другого, кроме

сплошных несоответствий виденному. Диссонанс оказался настолько

душераздирающий, что провидец не в силах был больше молчать и заговорил, но

не в стиле гипнотических предсказаний, а в форме не выносимой какофонии

всех разом включенных аварийных сигналов, переводящей огромную, ни с чем не

сравнимую силу мысли из чисто умозрительной сферы в область политики.

«Что же, собственно, случилось со мной тогда? Я не понимал себя, но

инстинкт действовал как повеление». Интервал прошлого, длинною в двадцать

пять веков, сплющился до вчерашнего дня, но перед открытой кровоточащей

раной оставленной «отравленной стрелой» бессмысленной выглядела любая

давность сроков и в свете лозунга: «Вся история как лично пережитая –

результат личных страданий!» - несравненный артист языка объявил войну лжи

тысячелетий, находя слова, «разрывающие сердце Богу», и - коварнейший

парадокс! - почти ни когда не использовавший слов, смогших бы раз и

навсегда пресечь лавину будущих кривотолков в связи с собственным добрым

именем и глубочайшими интенциями своего учения. «У меня нет времени для

себя – вперед», то есть тактика безрезервных боев - битва в расчете на

катастрофу, ибо только такой расчет и давал единственный шанс на победу в

схватке с ложью тысячелетий. Ситуация – менее всего рассчитанная на

адекватное восприятие и понимание, более всего на кривотолки и удобнейшую

подозрительность. Вот в чем единственная вина Ницше – у него не было

времени.

Так что же собственно случилось тогда? Ответ был дан в Турине 6 января

1889 г., в письме Ницше к Я. Буркхардту, написанному на четвертый день

официально признанного сумасшествия: «Дорогой господин профессор, в конце

концов меня в гораздо большей степени устраивало быть славным базельским

профессором, нежели богом; но я не осмелился зайти в своем личном эгоизме

так далеко, чтобы ради него поступиться сотворением мира». Вот она –

конечная цель: новый мир – мир Сверхчеловека. Та цель, ради которой стоит

погибнуть в неравной войне. Войне (хочу особо подчеркнуть это) внутри себя,

где читателю отводится роль судьи – судьи разумного, а не праздного и

поверхностного, как это получилось на самом деле.

Война, в которой несостоявшийся профессор состоялся профессиональным

воином, где "милитаризация" самой философии была не идеологическим

отражением хищнических интересов, а почти инстинктивной реакцией на

идеологизацию политики как таковой. Война, как неизбежность, которую

вызвало апокалиптическое виденье истории ближайших двух столетий - как

восхождения нигилизма, крушения всех ценностей, экологических катастроф,

одичание психики, растворения политики в духовности, кошмарных войн

планетарного масштаба, ведущихся во имя фундаментальных философских учений,

вынуждающее бить в набат. Война, в которой были неизбежны катасрофические

последствия: «Ибо когда истина вступит в борьбу с ложью тысячелетий, у нас

будут сотрясения, судороги землетрясения, перемещения гор и долин о каких

никогда еще не грезили… все формы власти старого общества взлетят на

воздух». Война которая, по своей сути, велась лишь с самим собой, ибо: «кто

нападает на свое время - тот может нападать лишь на себя», что в целом

объясняет невероятность феномена Ницше, который первым из тех, кто так или

иначе был одержим проблемой: «стань тем, кто ты есть», довел ее до

немыслимо радикальных глубин и последствий. Эксперимент - по разрушению

традиционных ценностей, непременным условием которого был фактор

самоидентификации, обернулся сплошным саморазрушением, вплоть до буквально

- сумасшествия, которое и стало ужасающим критерием истины этого разума.

Эксперимент по изобретению лекарства от глупости, последствия которого были

в тысячу раз страшнее расщепления атомного ядра. Эксперимент –

катастофически сорвавшийся, но, что гораздо важнее, все-таки случившийся.

В свете выше сказанного - является бесспорным заявление о том, что

понять величайшее искусство Ницше невозможно без последовательных

жизнеописаний самого творца. Эта многогранная и противоречивая философия -

тесно связана с его психологией, со всей его жизнью, и может быть разумно

истолкована лишь в неразрывной связи с "патологией его болезненного гения".

Воистину! - сама жизнь Ницше и есть воплощение его философии во всей ее

суровой величественности и трагичности. Не почувствовав страдания и боль,

которые сопровождали мыслителя всю его жизнь, невозможно постичь глубину

его мысли. А не познав всей сути и ограничившись лишь беглым прочтением его

произведений, весьма легко неправильно оценить то воздействие, которое, к

сожалению, оказало учение Ницше на кровавый ХХ век.

Читайте Ницше! Но помните о юношеском признании автора о какой-то

книге, а в сущности, о всех своих книгах, дающее шифр к разгадке стиля

художника: «По сути дела, это музыка, случайно записанная не нотами, а

словами»; и еще одно личное признание: «Многие слова пропитались у меня

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.