Рефераты. Явление Ницше






его с чувством самого простого тщеславия, в котором сознавался сам. Именно

этот случай спровоцировал решение продолжить университетскую карьеру,

несмотря на уже начавшуюся внутреннюю "иммиграцию", вызванную отношением

Шопенгауэра к профессорам и кафедрам.

В 1867 г. Ницше начинают печатать в "Рейнском научном журнале". В

противоположность другим ученым, он - пишет, в самом глубоком, классическом

значении этого слова, и поэтому вскоре получает премию за конкурсную

работу о Диогене Лаэртском. И после этого - призывается, прусской армией, в

конное подразделение артиллерийского полка, квартировавший в Наумбурге, где

прослужив не более года получит сильнейшую травму и будет демобилизован.

Вернувшись в Лейпциг он вскоре открывает себе нового гения - Рихарда

Вагнера. Эта встреча в ноябре 1968 г. оказалась решающей. Вагнер был

персонифицированной философией Шопенгауэра по духу, и, что важнее всего,

владел музыкой - единственным по силе адекватности синонимом "мировой воли"

(по Шопенгауэру). Ницше был очарован дружелюбием и живостью Вагнера, первой

поистине гениальной творческой личностью, встреченной им на жизненном пути.

Его ослепил не ореол славы Вагнера, а действительно независимое мышление

известного музыканта. Потрясение, несмотря на разницу в возрасте, было

обоюдным и их частые встречи перерастают в дружбу.

После знакомства Ницше погрузился в чтение эстетических произведений

Вагнера "Искусство и революция" и "Опера и драма". И вновь едва преодолимая

тяга к философии и естествознанию выливалась в сомнения о правильности

того, что он избрал своей профессией филологию, но именно в это время

произошли события, задержавшие на 10 лет Ницше в оковах филологической

науки. Профессор Ричль, тогда первый филолог в Германии, наблюдая за Ницше,

был не мало удивлен и удивлен на столько, что рекомендовал этого студента -

Базельскому университету на должность профессора. В своем письме

университетской комиссии он опишет Ницше как феномен, ставший в Лейпциге

идолом филологического мира, и который однажды займет ведущее место в

немецкой филологии. Бедный Ричль, знал бы он тогда в какую чудовищную

алхимию обернутся так ценимые им таланты: работа над источниками и

эрудиция.

В 1869 г. решением базельской университетской комиссии на основании

рекомендации Ричля 24-летний Ницше, не имевший в то время научной степени и

собравшийся было стать химиком, утверждается в должности профессора

классической филологии Базельского университета на кафедру греческого языка

и литературы. Вслед за этим Лейпцигский университет присуждает профессору

Ницше докторскую степень, при чем весьма почетным образом: без какой-либо

защиты и даже диссертации, а лишь на основании статей. Приняв предложение

о преподавательской деятельности Ницше переезжает в Швейцарию, где

освободившись от Прусского подданства: отныне и впредь лишен всякого

гражданства!

Преподавание в университете довольно скоро начали тяготить Ницше. Его

все чаще охватывали периоды меланхолической депрессии, спасение от которой

он находил в дружбе с Вагнером. Погружение в возвышенный мир искусства

разительно контрастировали с размеренным и скучным существованием Ницше в

Базеле. Это вызывало у Ницше сомнение в филологии и науке вообще. В

набросках того периода эти сомнения выражены достаточно определенно: «Цель

науки - уничтожение мира... Доказано, что этот процесс происходил уже в

Греции: хотя сама греческая наука значит весьма мало. Задача искусства -

уничтожить государство. И это также случилось в Греции. После этого наука

разложила искусство».

В 1870 г. начинается франко–прусская война. Ницше подает заявление с

просьбой об отпуске и предоставлении ему возможности отправится на фронт.

Он пишет: «…я знаю толк в двух видах оружия: сабле и пушках…». Но

нейтральная Швейцария разрешает ему поехать только в качестве санитара.

Одной недели оказалось достаточно, чтобы усеянные трупами поля сражений и

опустошенная войной местность произвели на чувствительную эстетическую

натуру Ницше неизгладимое впечатление. Он увидел не героический пафос и

сияние побед, а кровь, грязь, хрупкость человеческого существа, ставшего

легкой добычей бога войны. Вопрос о смысле человеческого бытия встал перед

Ницше уже не в фантастических образах искусства, а в жестокой реальности.

Пережив тяжелейшие потрясения на фронте, и заразившись дизентерией с

дифтеритом, Ницше едва не расстается с жизнью (безнадежность ситуации

такова, что вызывают священника).

Несмотря ни на что, война преобразила его, и он восхваляет ее. По его

словам - она будит человеческую энергию, тревожит уснувшие умы, она

заставляет искать цели слишком жестокой жизни в идеальном строе, в царстве

красоты и чувства долга. «Война создала рабство; в страдании и трагедии

люди создали красоту; надо глубже погрузить в страдание и трагедию

человека, чтобы удержать в нем чувство красоты».

2 января 1872 г. выходит в свет "Рождение трагедии из духа музыки".

Именно тогда, миру явился новый Ницше – чей гений и талант, был позже

признан всеми, но до конца понять его мысли и музыку слов не смог никто.

РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ

Наука, искусство и философия столь

тесно переплелись во мне, что в любом

случае мне придется однажды родить

кентавра.

Ф. Ницше

Кентавром этим стала книга "Рождение трагедии из духа музыки",

прощальная песнь филологии, и как ни странно, встреченная коллегами весьма

прохладно.

Книга задумывалась еще до франко-германской войны, и схематически

очерчена в докладе "Греческая музыкальная драма", прочитанном в

университете в январе 1870 г. Посвященная Вагнеру, она определяла те

основы, на которых покоится рождение трагедии как произведения искусства.

Античная и современная линии тесно переплетаются друг с другом; в

постоянном сопоставлении Диониса, Аполлона и Сократа с Вагнером и

Шопенгауэром - Ницше так сформулировал античные символы: «До сего времени

мы рассматривали аполлоновское начало и его противоположность -

дионисическое, как художественные силы: с одной стороны, как художественный

мир мечты, завершенность которого не стоит в какой-либо связи с

интеллектуальным уровнем или художественным образованием отдельной

личности, а с другой - как опьяняющую действительность, которая также не

принимает во внимание отдельную личность, а наоборот, стремится даже

уничтожить индивида и заменить его мистической бесчувственностью целого».

Освобождающим из этих символов предстает у Ницше как дионисическое

начало, как бы помогающее "снять" страдания кошмарного бытия. Оно

становится отныне его постоянным спутником. «Танцуя и напевая, являет себя

человек как сочлен высшего сообщества: он разучился говорить и ходить, а в

танце взлетает в небеса... в нем звучит нечто сверхъестественное: он

чувствует себя Богом, сам он шествует теперь так возвышенно и восторженно,

как и боги в его снах».

Исходя из "метафизики ужаса" Шопенгауэра, Ницше стремился отыскать

аппозицию христианству и находил ее в символе или мифе разорванного на

куски Диониса, в раздроблении первоначала на множество отдельных судеб, на

мир явлений, называемых им "аполлоновской частью". То что первоначало,

Шопенгауэр назвал волей, есть основа бытия, оно переживается

непосредственно, и прежде всего через музыку. От прочих видов искусства

музыка, по мнению Ницше, отличается тем, что она выступает непосредственным

отражением воли и по отношению ко всем феноменам реального мира является

"вещью в себе". Поэтому мир можно назвать воплощенной музыкой так же, как и

воплощенной волей.

Вечное существование по милости Бога в потустороннем мире и то, что

смерть должна быть искуплением первородного греха Адама и Евы, казалось

Ницше абсурдом. Он высказал поразительную, на первый взгляд, мысль о том,

что чем сильнее воля к жизни, тем ужаснее страх смерти. Как можно жить, не

думая о смерти, не боясь ее, зная при этом о ее неизбежности и

неумолимости? Древние греки, чтобы выдержать такую реальность, создали свою

трагедию, в которой происходило как бы полное погружение человека в смерть.

Причину заката древнегреческой трагедии Ницше усматривал в том, что уже в

пьесах Еврипида появилась идея диалектического развития, как следствие

сократовского рационализма и веры в мощь науки. Сократ стал для Ницше

символом реальной потенции духа с магическим воздействием. Вместе с тем

Ницше твердо верил в то, что и наука имеет свои пределы. В исследовании

отдельных явлений она, по его мнению, в конце концов непременно натыкается

на то первоначало, которое уже невозможно познать рационально. И тогда

наука переходит в искусство, а ее методы - в инстинкты жизни. Так что

искусство неизбежно корректирует и дополняет науку. Такое противоречивое

переплетение характерно не только для книги, но и, что не менее

существенно, для самого автора.

"Рождение трагедии из духа музыки" - произведение, которое не сразу

решились опубликовать, ведь еще находясь в стадии подготовки оно уже

поражало воображение друзей творца - своей смелостью. Ницше, под камуфляжем

темы отношения Шопенгауэра и Вагнера к эллинству, описал - отношения

эллинства и христианства, причем древняя Греция являла собой своего рода

трамплин для прыжка в современность, для сильного удара по нынешним

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.