Рефераты. Явление Ницше






официального разрыва каких-либо отношений с Р. Вагнером.

"Человеческое, слишком человеческое" - памятник суровой

самодисциплине, с помощью которой Ницше положил конец «всему привнесенному

в меня мошенничеству высшего порядка, идеализму, Богу». Это признание

заблуждения «своего инстинкта» обернувшееся катастрофой осознания

иллюзорности огромного вагнеровского солнца, освещавшего и согревавшего

юношеские порывы Ницше. Это к тому же, несмотря на боль и отчаянье,

осознанное уничтожение огромной любви (кроме которой по существу не было

уже никакой другой), которое открывало перспективу абсолютного одиночества

в уже назревшем походе на мораль и все ценности истории человечества. Уход

от Вагнера - это по существу, лишь повод для разрыва с самим собой, то

есть в первую очередь с базельской профессурой.

«Когда я пошел дальше один, я дрожал; вскоре за тем я был болен,

больше чем болен, я изнемог - изнемог от неудержимого разочарования во

всем, что остается для вдохновения нам, современным людям, в растраченной

всюду силе, работе, надежде, юности, любви, изнемог от отвращения ко всему

идеалистическому лганью и изнеженности совести, которая вновь одержала

здесь верх над одним из храбрейших; изнемог наконец, и не в последнюю

очередь, от гложущей тоски беспощадного подозрения - что я осужден отныне

на более глубокое недоверие, более глубокое подозрение, более глубокое

одиночество, чем когда-либо прежде. Ибо у меня не было никого, кроме

Рихарда Вагнера...»

Основная версия случившегося усматривает причину перелома

мировоззрения Ницше - в тлетворном влиянии на него "злого демона" -

философа и психолога Пауля Рэ, с которым Ницше тесно общался, живя в

Сорренто. Возможно, эта дружба и сыграла некую роль, но лишь катализатора

уже предпочтенной тональности мышления Ницше, охладевшего к вагнерианству и

метафизике немецкого идеализма. Кроме того, подаренная Ницше книга Рэ

"Происхождение моральных чувств", вышедшая годом раньше "Человеческого,

слишком человеческого", содержит дарственную надпись автора: "Отцу этой

книги с благодарностью от ее матери", которая при скидке на все

развлекательные обертоны смысла, вносит бесспорную ясность в вопрос о

влиянии.

В 1879 г. Кризис болезни: почти каждодневные приступы,

сопровождающиеся непрерывной рвотой, значительное ухудшение зрения - вплоть

до невозможности самому читать и писать. Летом этого же года, из-за

невозможности преподавать - по состоянию здоровья, Ницше подает прошение об

отставке и, получив ежегодную пенсию в 3000 франков, покидает Базель. С

этого момента великий мыслитель, который еще осуществит великий поход на

мораль и прежние представления о добре, зле, любви, религии - начинает, в

сущности, скитальческий образ жизни. Этому периоду принадлежит "Странник и

его тень".

В 1880 г. Ницше с П. Гастом выезжает в Венецию. Гаст много читает для

Ницше, а так же переписывает и правит рукописи, к тому времени, уже

полуслепого творца. В сущности Гаст начиная с "Человеческого, слишком

человеческого" выполнял роль писателя, а Ницше - автора. Так же появилась и

"Утренняя заря", в которой уже сформулировано одно из краеугольных понятий

ницшеанской этики - "нравственность нравов".

Проанализировав связь падения нравственности с ростом свободы

человека, Ницше предположил: «свободный человек хочет во всем зависеть от

самого себя, а не от какой-либо традиции». Последнюю он считал: «высшим

авторитетом, которому повинуются не оттого, что он велит нам полезное, а

оттого, что он вообще велит». Вот - еще пока не высказанное, но уже

прочерченное отношение к морали, как к чему-то относительному, так как

поступок, нарушающий сложившуюся традицию, всегда выглядит безнравственным,

даже если в его основе лежат мотивы - положившие начало той самой традиции.

Немногим позже, в Мариенбаде, Ницше скажет: «Наверно со времен Гете здесь

не было еще такого напряжения мысли, и даже Гете не приходилось обдумывать

столь принципиальные вещи - я далеко превзошел самого себя».

"Утренняя заря" – книга мыслей «о морали как предрассудке». С этой

книги Ницше начинает свой великий поход против общепринятой морали

самоотречения. Однако несмотря на первый открытый призыв расстаться со всем

тем, что до сих пор почиталось и даже боготворилось, "Утренняя заря" не

содержит ни одного отрицательного слова, ни одного нападения, ни капли

злости. Сам Ницше так определит ее: "Эта утверждающая книга изливает свой

свет, свою любовь, свою нежность на сплошь "дурные" вещи, она возвращает им

"душу", чистую совесть и преимущественное право на существование. На мораль

не нападают, ее просто не принимают в расчет…". Основная задача этого

произведения: подготовить человечеству момент высшего самосознания, который

помог бы в грядущей переоценке освободиться от старых ценностей и принять

все новое, что до сих пор запрещали, презирали и проклинали в морали. Иначе

говоря, попытка указать верный путь: «Есть так много утренних зорь, которые

еще не светили».

В 1881 г. происходит самое главное событие в жизни Ницше, в долине Верхнего

Энгадина на него снизошли два "видения": идея «вечного возвращения» и образ

Заратустры. Здесь происходит перелом, который ярко продемонстрирован в

следующей книге.

Зимой 1881-82 гг. появится "Веселая наука". Задуманное как продолжение к

предыдущей книге , это произведение - с весельем, песнями и плясками,

переходит от радикализации восприятия мировозрительного горизонта

"Человеческого, слишком человеческого" до катастрофизма книг последнего

периода. Здесь - ревизии подвергается и сам Вольтер, взятый в союзники

против испорченной вагнерианством "грандиозной греческой проблемы". Урок

Вольтера был усвоен, а афористическая техника ученика не то чтобы не

уступает, но и явно превосходит образец, поэтому этот сорт ментальности,

так же, будет отброшен как выжатый лимон, а полученный эффект самоочищения

и самоопределения позволит сказать: «Теперь я, с большой долей вероятности

, самый независимый человек в Европе».

С этого момента началось новое измерение мысли Ницше, невиданное никогда

прежде отношение к двум с половиной тысячелетиям европейской истории,

культуре и морали как к личной своей проблеме: «Я вобрал в себя дух Европы

- теперь я хочу нанести контрудар». Столь интимное переживание истории не

могло обернуться ни чем иным, как "ясновидением" и открытой раной

оставленной "отравленной стрелой познания", а сам Ницше - "полем битвы".

Здесь он проникнет за «6000 футов по ту сторону человека и времени» и

определит задачи, которые и не мерещились Вольтеру.

В 1882 г. некоторое улучшение состояния. Ницше едет в Рим, где знакомится

с Лу фон Саломэ, почитательницей своего таланта. Он будет настолько увлечен

ею, что дважды предложит выйти за него замуж. «Лу - дочь русского

генерала, и ей 20 лет; она проницательна, как орел, и отважна, как лев, и

при всем том, однако, слишком девочка и дитя...». Причина столь страстного

увлечения становится ясна после знакомства Элизабет Ницше с Лу, после

которого сестра, охваченная ужасом из-за «совершенной аморальности подруги

своего брата», увидела в ней "персонифицированную философию" Ницше.

Беспокойство матери и интриги сестры в скором времени сказываются на Ницше

пугающе-серьезным образом: вплоть до мыслей о самоубийстве и разрыва с Лу,

матерью и сестрой. Глубокие и искренние переживания сказываются и на

состоянии здоровья: «...если мне не удастся открыть фокус алхимика, чтобы

обратить и эту грязь в золото, то мне конец...».

В 1883-85 гг. Ницше создает своего рода библию "Так говорил

Заратустра". Это произведение станет вершиной лика поэта в Ницше, гений

которого - творец иллюзий, предложит воображению людей иную любовь и

ненависть, иное добро и зло, но не в угоду своему развоевавшемуся ЭГО, а во

имя спасения человечества.

ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА

«Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния

из темной тучи, называемой человеком. смотрите, я - провозвестник молнии; а

имя той молнии - сверхчеловек»

Так говорил Заратустра

«Книга для всех и ни для кого» - так звучит подзаголовок библии Ницше.

Таков круг его подлинных читателей и всего о нем. Эта священная, для

Ницше, книга - огромна по своему замыслу. Она не только вызывающе смелая и

чрезвычайно захватывающая, но и без сомнения, обладает огромной лирической

силой. Это произведение, если следовать генезису мысли Ницше, было задумано

как новое евангелие, которое заставит забыть евангелие Христа.

Предыстория появления этого произведения начинается еще с 1875 г., когда

Ницше, исследовав все учения нравственности, указал на их иллюзорное

основание. Кроме того усиленно занимаясь изучением трудов по

естествознанию, он познакомился с гипотезой Дюринга., который высказал

мысль, что Вселенную можно было бы представить, в любой момент времени, в

виде определенной комбинации элементарных частиц. Тогда мировой процесс

будет калейдоскопом этих различных комбинаций, число которых имеет предел.

А это означает, что после построения последней комбинации может вновь

сложиться первая. Следовательно, мировой процесс - не что иное, как

циклическое повторение однажды уже бывшего. Дюринг как позитивист отвергал

такую гипотезу, считая количество комбинаций уходящим, по выражению Гегеля,

в «дурную бесконечность». Однако эта идея глубоко поразила Ницше.

Переосмыслив предположение Дюринга, Ницше создает концепцию, что в основе

бытия лежит некое определенное количество квантов силы, понимаемых не

физически, а биологически. Кванты эти, подобно объективациям воли в

философии Шопенгауэра, находятся в постоянной борьбе друг с другом, образуя

при этом различные сочетания. А так как число квантов постоянно, то

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.