официального разрыва каких-либо отношений с Р. Вагнером.
"Человеческое, слишком человеческое" - памятник суровой
самодисциплине, с помощью которой Ницше положил конец «всему привнесенному
в меня мошенничеству высшего порядка, идеализму, Богу». Это признание
заблуждения «своего инстинкта» обернувшееся катастрофой осознания
иллюзорности огромного вагнеровского солнца, освещавшего и согревавшего
юношеские порывы Ницше. Это к тому же, несмотря на боль и отчаянье,
осознанное уничтожение огромной любви (кроме которой по существу не было
уже никакой другой), которое открывало перспективу абсолютного одиночества
в уже назревшем походе на мораль и все ценности истории человечества. Уход
от Вагнера - это по существу, лишь повод для разрыва с самим собой, то
есть в первую очередь с базельской профессурой.
«Когда я пошел дальше один, я дрожал; вскоре за тем я был болен,
больше чем болен, я изнемог - изнемог от неудержимого разочарования во
всем, что остается для вдохновения нам, современным людям, в растраченной
всюду силе, работе, надежде, юности, любви, изнемог от отвращения ко всему
идеалистическому лганью и изнеженности совести, которая вновь одержала
здесь верх над одним из храбрейших; изнемог наконец, и не в последнюю
очередь, от гложущей тоски беспощадного подозрения - что я осужден отныне
на более глубокое недоверие, более глубокое подозрение, более глубокое
одиночество, чем когда-либо прежде. Ибо у меня не было никого, кроме
Рихарда Вагнера...»
Основная версия случившегося усматривает причину перелома
мировоззрения Ницше - в тлетворном влиянии на него "злого демона" -
философа и психолога Пауля Рэ, с которым Ницше тесно общался, живя в
Сорренто. Возможно, эта дружба и сыграла некую роль, но лишь катализатора
уже предпочтенной тональности мышления Ницше, охладевшего к вагнерианству и
метафизике немецкого идеализма. Кроме того, подаренная Ницше книга Рэ
"Происхождение моральных чувств", вышедшая годом раньше "Человеческого,
слишком человеческого", содержит дарственную надпись автора: "Отцу этой
книги с благодарностью от ее матери", которая при скидке на все
развлекательные обертоны смысла, вносит бесспорную ясность в вопрос о
влиянии.
В 1879 г. Кризис болезни: почти каждодневные приступы,
сопровождающиеся непрерывной рвотой, значительное ухудшение зрения - вплоть
до невозможности самому читать и писать. Летом этого же года, из-за
невозможности преподавать - по состоянию здоровья, Ницше подает прошение об
отставке и, получив ежегодную пенсию в 3000 франков, покидает Базель. С
этого момента великий мыслитель, который еще осуществит великий поход на
мораль и прежние представления о добре, зле, любви, религии - начинает, в
сущности, скитальческий образ жизни. Этому периоду принадлежит "Странник и
его тень".
В 1880 г. Ницше с П. Гастом выезжает в Венецию. Гаст много читает для
Ницше, а так же переписывает и правит рукописи, к тому времени, уже
полуслепого творца. В сущности Гаст начиная с "Человеческого, слишком
человеческого" выполнял роль писателя, а Ницше - автора. Так же появилась и
"Утренняя заря", в которой уже сформулировано одно из краеугольных понятий
ницшеанской этики - "нравственность нравов".
Проанализировав связь падения нравственности с ростом свободы
человека, Ницше предположил: «свободный человек хочет во всем зависеть от
самого себя, а не от какой-либо традиции». Последнюю он считал: «высшим
авторитетом, которому повинуются не оттого, что он велит нам полезное, а
оттого, что он вообще велит». Вот - еще пока не высказанное, но уже
прочерченное отношение к морали, как к чему-то относительному, так как
поступок, нарушающий сложившуюся традицию, всегда выглядит безнравственным,
даже если в его основе лежат мотивы - положившие начало той самой традиции.
Немногим позже, в Мариенбаде, Ницше скажет: «Наверно со времен Гете здесь
не было еще такого напряжения мысли, и даже Гете не приходилось обдумывать
столь принципиальные вещи - я далеко превзошел самого себя».
"Утренняя заря" – книга мыслей «о морали как предрассудке». С этой
книги Ницше начинает свой великий поход против общепринятой морали
самоотречения. Однако несмотря на первый открытый призыв расстаться со всем
тем, что до сих пор почиталось и даже боготворилось, "Утренняя заря" не
содержит ни одного отрицательного слова, ни одного нападения, ни капли
злости. Сам Ницше так определит ее: "Эта утверждающая книга изливает свой
свет, свою любовь, свою нежность на сплошь "дурные" вещи, она возвращает им
"душу", чистую совесть и преимущественное право на существование. На мораль
не нападают, ее просто не принимают в расчет…". Основная задача этого
произведения: подготовить человечеству момент высшего самосознания, который
помог бы в грядущей переоценке освободиться от старых ценностей и принять
все новое, что до сих пор запрещали, презирали и проклинали в морали. Иначе
говоря, попытка указать верный путь: «Есть так много утренних зорь, которые
еще не светили».
В 1881 г. происходит самое главное событие в жизни Ницше, в долине Верхнего
Энгадина на него снизошли два "видения": идея «вечного возвращения» и образ
Заратустры. Здесь происходит перелом, который ярко продемонстрирован в
следующей книге.
Зимой 1881-82 гг. появится "Веселая наука". Задуманное как продолжение к
предыдущей книге , это произведение - с весельем, песнями и плясками,
переходит от радикализации восприятия мировозрительного горизонта
"Человеческого, слишком человеческого" до катастрофизма книг последнего
периода. Здесь - ревизии подвергается и сам Вольтер, взятый в союзники
против испорченной вагнерианством "грандиозной греческой проблемы". Урок
Вольтера был усвоен, а афористическая техника ученика не то чтобы не
уступает, но и явно превосходит образец, поэтому этот сорт ментальности,
так же, будет отброшен как выжатый лимон, а полученный эффект самоочищения
и самоопределения позволит сказать: «Теперь я, с большой долей вероятности
, самый независимый человек в Европе».
С этого момента началось новое измерение мысли Ницше, невиданное никогда
прежде отношение к двум с половиной тысячелетиям европейской истории,
культуре и морали как к личной своей проблеме: «Я вобрал в себя дух Европы
- теперь я хочу нанести контрудар». Столь интимное переживание истории не
могло обернуться ни чем иным, как "ясновидением" и открытой раной
оставленной "отравленной стрелой познания", а сам Ницше - "полем битвы".
Здесь он проникнет за «6000 футов по ту сторону человека и времени» и
определит задачи, которые и не мерещились Вольтеру.
В 1882 г. некоторое улучшение состояния. Ницше едет в Рим, где знакомится
с Лу фон Саломэ, почитательницей своего таланта. Он будет настолько увлечен
ею, что дважды предложит выйти за него замуж. «Лу - дочь русского
генерала, и ей 20 лет; она проницательна, как орел, и отважна, как лев, и
при всем том, однако, слишком девочка и дитя...». Причина столь страстного
увлечения становится ясна после знакомства Элизабет Ницше с Лу, после
которого сестра, охваченная ужасом из-за «совершенной аморальности подруги
своего брата», увидела в ней "персонифицированную философию" Ницше.
Беспокойство матери и интриги сестры в скором времени сказываются на Ницше
пугающе-серьезным образом: вплоть до мыслей о самоубийстве и разрыва с Лу,
матерью и сестрой. Глубокие и искренние переживания сказываются и на
состоянии здоровья: «...если мне не удастся открыть фокус алхимика, чтобы
обратить и эту грязь в золото, то мне конец...».
В 1883-85 гг. Ницше создает своего рода библию "Так говорил
Заратустра". Это произведение станет вершиной лика поэта в Ницше, гений
которого - творец иллюзий, предложит воображению людей иную любовь и
ненависть, иное добро и зло, но не в угоду своему развоевавшемуся ЭГО, а во
имя спасения человечества.
ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА
«Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния
из темной тучи, называемой человеком. смотрите, я - провозвестник молнии; а
имя той молнии - сверхчеловек»
Так говорил Заратустра
«Книга для всех и ни для кого» - так звучит подзаголовок библии Ницше.
Таков круг его подлинных читателей и всего о нем. Эта священная, для
Ницше, книга - огромна по своему замыслу. Она не только вызывающе смелая и
чрезвычайно захватывающая, но и без сомнения, обладает огромной лирической
силой. Это произведение, если следовать генезису мысли Ницше, было задумано
как новое евангелие, которое заставит забыть евангелие Христа.
Предыстория появления этого произведения начинается еще с 1875 г., когда
Ницше, исследовав все учения нравственности, указал на их иллюзорное
основание. Кроме того усиленно занимаясь изучением трудов по
естествознанию, он познакомился с гипотезой Дюринга., который высказал
мысль, что Вселенную можно было бы представить, в любой момент времени, в
виде определенной комбинации элементарных частиц. Тогда мировой процесс
будет калейдоскопом этих различных комбинаций, число которых имеет предел.
А это означает, что после построения последней комбинации может вновь
сложиться первая. Следовательно, мировой процесс - не что иное, как
циклическое повторение однажды уже бывшего. Дюринг как позитивист отвергал
такую гипотезу, считая количество комбинаций уходящим, по выражению Гегеля,
в «дурную бесконечность». Однако эта идея глубоко поразила Ницше.
Переосмыслив предположение Дюринга, Ницше создает концепцию, что в основе
бытия лежит некое определенное количество квантов силы, понимаемых не
физически, а биологически. Кванты эти, подобно объективациям воли в
философии Шопенгауэра, находятся в постоянной борьбе друг с другом, образуя
при этом различные сочетания. А так как число квантов постоянно, то
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10