Рефераты. Возникновение и становление философских учений. Предмет философии, его историческая трактовка






охватываются извне одною и, наоборот, одна идея связана в одном месте

совокупностью многих, наконец, как многие идеи совершенно отделены друг от

друга. Все это называется уметь различать по родам, насколько каждое может

взаимодействовать (с другим) и насколько нет.»

Большой интерес представляет социальная философия Платона. По

существу, он был первым из греческих мыслителей, кто дал систематическое

изложение учения о государстве и обществе, которые он, судя по всему, в

действительности, отождествлял. Государство, по Платону, возникает из-за

естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий

своего существования. Согласно Платону, государство «возникает, когда

каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом—

Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для

удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие

люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу

помощь: .такое совместное поселение и получает у нас название

государства...»

Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того

соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом,

государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого

отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой

души, а именно: разумному, яростному и вожделеющему в государстве

соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое, а

последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей,

воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев).

Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае,

если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается

в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих

начал во имя сохранения целого.

В государстве могут существовать три основные формы правления — монархия,

аристократия и демократия. В свою очередь, каждая из них делится на две

формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная —

тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих,

думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть

законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской

власти.

Каждая форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних

противоречий. Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для

волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как

чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность.

Управление государством Платон характеризует как царское искусство,

главным для которого является наличие истинного царского знания и

способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет

уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против

воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем

случае не будет правильным.

Философская концепция Аристотеля

Наше представление о древнегреческой философии будет неполным без

анализа философского наследия Аристотеля (384—322 до н. э.), одного из

величайших мыслителей в истории человеческой цивилизации. Аристотель

родился в Стагире, именно поэтому его иногда называют Стагиритом. В

семнадцатилетнем возрасте Аристотель становится слушателем Платоновской

академии и остается там в течение двадцати лет до смерти Платона. Покинув

академию, он восемь лет был воспитателем знаменитого царя и полководца

Александра Македонского. В 335—334 годах неподалеку от Афин организовал

учебное заведение под названием Ликей, где он вместе со своими

последователями обучал учеников философии.

Характеризуя взгляды Аристотеля, следует сказать, что вначале он

находился под сильным влиянием учения Платона, но постепенно освободился от

него, затем подвергает его критическому анализу и создает собственное

философское учение. Поражает масштаб деятельности древнегреческого

мыслителя. Практически не было в тот период науки, которой не коснулся бы

Аристотель и в развитие которой он не внес бы свою лепту. Вот название лишь

некоторых его работ, по которым можно составить представление о его научных

интересах: «Категории», «Аналитика первая и вторая», «Физика», «О небесных

явлениях», «О душе», «История животных», «Политика», «Об искусстве поэзии»,

«Метафизика».

В отличие от Платона, рассматривавшего в качестве всего сущего лишь

идеи, Аристотель с других позиций трактует соотношение в бытии общего и

единичного, реального и логического. Он не противопоставляет и не разделяет

их, как это делал Платон, а объединяет. Сущность, а также то, чьей

сущностью она является, не могут, согласно Аристотелю, существовать

раздельно. Сущность находится в самом предмете, а не вне его и они

составляют единое целое. Свое учение Аристотель начинает с выяснения того,

какая наука или науки должны изучать бытие. Такой наукой, которая бы,

абстрагируясь от отдельных свойств бытия (например, количество, движение),

могла бы познать сущность бытия, является философия. В отличие от других

наук, которые изучают различные стороны, свойства бытия, философия изучает

то, что определяет сущность бытия. Сущностью, считает Аристотель, является

то, что лежит в основе: в одном смысле — это материя, в другом — понятие и

форма, а на третьем месте — то, что состоит из материи и формы. При этом

под материей подразумевается нечто неопределенное, которое «само по себе не

обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по

количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает

определенно сущее». Правда, по Аристотелю, материя принимает определенность

только с помощью формы. Без формы материя выступает лишь как возможность, и

только приобретая форму, она превращается в действительность.

Сущность является причиной не только реально существующего, но и

будущего бытия. В рамках этой парадигмы Аристотель определяет четыре

причины, детерминирующие бытие:

1) сущность и суть бытия, благодаря чему вещь такова, какова она есть;

2) материя и субстрат — это то, из чего все возникает;

3) движущая причина, означающая принцип движения;

4) достижение поставленной цели и блага как закономерный результат

деятельности.

Идеи Аристотеля о познании существенным образом переплетаются с его

логическим учением и диалектикой и дополняются ими. В области познания

Аристотель не только признавал значение диалога, спора, дискуссии в

достижении истины, но и выдвинул новые принципы и идеи о познании и, в

частности, учение о знании правдоподобном и вероятностном или

диалектическом, ведущем к знанию достоверному, или аподиктическому.

Согласно Аристотелю, диалектике доступно вероятностное и правдоподобное

знание, а истинное знание, построенное на необходимо истинных положениях,

присуще только аподиктическому знанию. Разумеется, «аподиктическое» и

«диалектическое» не противопоставляются друг другу, они связаны между

собой.

Диалектические знания, опирающиеся на чувственное восприятие,

исходящее из опыта и движущееся в области несовместимых противоположностей,

дает только вероятностное знание, то есть более или менее правдоподобное

мнение о предмете исследования. Чтобы придать этому знанию большую степень

достоверности, следует сопоставлять различные мнения, суждения,

существующие или выдвигаемые по выявлении сущности познаваемого явления.

Однако, несмотря на все эти приемы, получить таким путем достоверное знание

невозможно. Истинное знание, согласно Аристотелю, достигается не с помощью

чувственного восприятия или путем опыта, а благодаря деятельности ума,

который обладает необходимыми способностями для достижения истины. Эти

качества ума присущи человеку не от рождения. Они существуют у него

потенциально. Чтобы эти способности проявились, необходимо целенаправленно

собрать факты, сконцентрировать ум на исследование сущности этих фактов и

лишь тогда станет возможным истинное знание. Так как из способностей

мыслить, обладая которыми, мы познаем истину, — считает Аристотель — одними

всегда постигается истина, а другие ведут также к ошибкам (например, мнение

и рассуждение), истину же всегда дают наука и ум, то и никакой другой род

(познания), кроме ума, не является более точным, чем наука.

К теории познания Аристотеля вплотную примыкает его логика. Хотя

логика у Аристотеля по содержанию имеет формальный характер, она является

многопрофильной, так как включает в себя учение о бытии и учение об истине

и познании. Поиск истины осуществляется через силлогизмы (умозаключения) с

использованием индукции и дедукции. Существенным элементом поисков истины

выступают десять категорий Аристотеля (сущность, количество, качество,

отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание),

которые он рассматривает как тесно взаимосвязанные друг с другом, подвижные

и текучие. Вот один из примеров, показывающих, как с помощью логического

анализа можно познать истину. Из двух силлогизмов: «все люди смертны» и

«Сократ есть человек», можно сделать вывод, что «Сократ смертен».

Нельзя не отметить вклад Аристотеля в классификацию наук. До

Аристотеля хотя уже и существовали различные науки, но они были

разрозненные отдаленны друг от' друга, не определена была их

направленность. Естественно, это создавало определенные трудности и в их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.