Рефераты. Возникновение и становление философских учений. Предмет философии, его историческая трактовка






бесчисленные миры. Он же выдвигает идею о бесчисленности миров, которые

возникают и исчезают. Это подтверждается и его утверждением, что «эти миры—

то разрушаются, то снова рождаются, причем каждый (из них) существует в

течение возможного для него времени».

Представляют интерес наивно-материалистические идеи Анаксимандра о

происхождении жизни на Земле и происхождении человека. По его мнению,

первые живые-существа возникли во влажном месте. Они были покрыты чешуей и

шипами. Выйдя на землю, они изменили свой образ жизни и приобрели другой

вид. Человек произошел от животных, в частности, от рыб. Человек потому

сохранился, что с самого начала был не таким, как ныне.

Последним известным представителем Милетской школы был Анаксимен (ок.

588— ок. 525 до н. э.). О его жизни и деятельности также стало известно

благодаря свидетельствам позднейших мыслителей. Как и его предшественники,

Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым,

по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все

возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того,

что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то

недостаточно) у воды. Прежде всего, в отличие от воды, воздух имеет

неограниченное распространение. Второй аргумент сводится к тому, что мир

как живое существо, которое рождается и умирает, требует для своего

существования воздуха. Эти идеи находят подтверждение в следующем

утверждении греческого мыслителя: «Наша душа, будучи воздухом, является для

каждого из нас принципом объединения. Точно также дыхание и воздух объемлют

все мироздание».

Оригинальность Анаксимена не в более убедительном обосновании единства

материи, а в том, что возникновение новых вещей и явлений, их разнообразие

объясняются им различными степенями сгущения воздуха, благодаря чему

образуются вода, земля, камни и т. п., а из-за его разрежения формируется,

например, огонь. Появление холода он объяснял как результат сгущения

воздуха, а тепла — как следствие его сжижения. В результате полного

сгущения воздуха появляется земля, а затем и горы. Такая трактовка

многообразия мира была более глубокой и понятной, чем у его

предшественников, и не случайно именно анаксименовская интерпретация

многообразия мира получила достаточно широкое распространение в античной

философии. Стабильность, прочность земли объяснялась тем, что она, будучи

плоской, парит в воздухе, и точно так же как солнце, луна и другие огненные

небесные тела, держится на воздухе.

Как и его предшественники, Анаксимен признавал бесчисленность миров,

считая, что все они произошли из воздуха. Анаксимена можно рассматривать

как основателя античной астрономии, или учения о небе и звездах. Он считал,

что все небесные светила — солнце, луна, звезды, другие тела ведут свое

происхождение от земли. Так, образование звезд он объясняет возрастающим

разрежением воздуха и степенью его удаления от земли. Близкие звезды

производят тепло, которое падает на землю. Далекие звезды не производят

тепло и находятся в неподвижном состоянии. Анаксимену принадлежит гипотеза,

объясняющая затмение солнца и луны.

Подводя итог, следует сказать, что философы Милетской школы заложили

хороший фундамент для дальнейшего развития античной философии.

Свидетельством этого служат как их идеи, так и тот факт, что все или почти

все последующие древнегреческие мыслители в большей или меньшей степени

обращались к их творчеству. Существенным является и то, что, несмотря на

присутствие в их мышлении мифологических элементов, его следует

квалифицировать как философское. Они сделали уверенные шаги по преодолению

мифологизма и заложили серьезные предпосылки для нового мышления. Развитие

философии в итоге шло по восходящей линии, что создавало необходимые

условия для расширения философской проблематики и углубления философского

мышления.

Выдающимся представителем древнегреческой философии, внесшим заметный

вклад в ее становление и развитие был Гераклит Эфесский (ок. 54—540 до

н.э.— год смерти неизвестен). Личность Гераклита весьма противоречива.

Происходя из царского рода, он уступил наследуемый сан своему брату, а сам

удалился в храм Артемиды Эфесской, посвятив свое время занятиям философией.

Получив от персидского царя Дария Гистаспа приглашение приехать в Персию и

познакомить его со своей философией, Гераклит ответил так: «Все живущие на

земле смертные люди чужды истине и справедливости и дорожат неумеренностью

и пустыми мнениями, следуя своему злому неразумению. Я же, достигнув

забвения всего злого и избегая преследующей меня безмерной зависти и

высокомерия великих мира сего, не поеду в Персию, довольствуясь малым и

живя по-своему». Большинство народа он считал неразумным и тупым и лишь

немногих хорошими. Для него один был равноценен десяти тысячам, если он

наилучший. На склоне лет Гераклит удалился в горы и вел жизнь отшельника.

Основное, а возможно, единственное произведение Гераклита, которое

дошло до нас в отрывках, согласно одним исследователям, называлось «О

природе», а другие называли его «Музы».

Анализируя философские взгляды Гераклита, нельзя не видеть, что как и

его предшественники, он в целом остался на позициях натурфилософии, хотя

некоторые проблемы, например, диалектики, противоречия, развития им

анализируются на философском уровне, то есть уровне понятий и логических

умозаключений.

Историческое место и значение Гераклита в истории не только

древнегреческой философии, но и всемирной заключается в том, что он был

первым, как сказал Гегель, у кого «мы видим завершение предшествовавшего

сознания, завершение идеи, ее развитие в целостность, представляющую собой

начало философии, так как она выражает сущность идеи, понятие бесконечного,

в себе и для себя сущего, как то, что оно есть, а именно как единство

противоположностей — Гераклит первый высказал навсегда сохранившую ценность

идею, которая вплоть до наших дней остается одной и той же во всех системах

философии».

В основе всего сущего, его первоначалом, первовеществом Гераклит

считал первоогонь — тонкую, подвижную и легкую стихию. Мир, Вселенную не

создал никто ни из богов, ни из людей, но она всегда была, есть и будет

вечно живым огнем, согласно своему закону, вспыхивающим и угасающим. Огонь

рассматривается Гераклитом не только как сущность всего сущего, как первая

сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего

благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.

Диалектика, по Гераклиту, это прежде всего изменение всего сущего и

единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается

не как перемещение, а как процесс: становления Вселенной, Космоса. Здесь

просматривается глубокая мысль, выраженная, правда, недостаточно четко и

ясно, о переходе от бытия к процессу становления, от статического бытия к

бытик» динамическому. Диалектичность суждений Гераклита подтверждается

многочисленными высказываниями, которые навечно вошли в историю философской

мысли. Это и знаменитое «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», или «все

течет, ничто не пребывает ц никогда не остается тем же». И уж совсем

философское по характеру высказывание: «бытие и небытие есть одно и то же,

все есть и не есть».

Из сказанного выше следует, что диалектике Гераклита в известной

степени присуща идея становления и единства противоположностей. Кроме того,

в следующем его утверждении, что часть отлична от целого, но она есть также

то же самое, что и целое; субстанция есть целое и часть: целое во

вселенной, часть — в этом живом существе, просматривается идея совпадения

абсолютного и относительного, целого и части.

О принципах познания Гераклита высказаться однозначно невозможно.

(Кстати, еще при жизни Гераклита нарекли «темным», и это произошло не в

последнюю очередь из-за сложного изложения им своих идей и трудности их

понимания). По-видимому, можно предположить, что свое учение о единстве

противоположностей он пытается распространить и на познание. Можно сказать,

что природный, чувственный характер знаний он пытается совместить с

божественным разумом, выступающим истинным носителем знания, рассматривая

как первое, так и второе в качестве первоосновы знания. Так, с одной

стороны, превыше всего он ценит то, чему нас учат зрение и слух. При этом

глаза более точные свидетели, чем уши. Здесь примат предметного

чувственного знания налицо. С другой стороны — общий и божественный разум,

через участие в котором люди становятся разумными, считается критерием

истины, а посему доверия заслуживают то, что всем представляется всеобщим,

обладает убедительностью в силу своей причастности всеобщему и

божественному разуму.

Философские идеи Сократа

В становлении и развитии философии в Древней Греции выдающееся место

принадлежит Сократу (470—469 — 399 до н. э.). Сделав философию своей

специальностью, а судя по дошедшим сведениям это так и было, поскольку

кроме нескольких лет, проведенных в качестве воина, Сократ ничем другим не

занимался^ древнегреческий мыслитель тем не менее не оставил после своей

кончины философских произведений. Объясняется это просто: свои идеи Сократ

предпочитал высказывать в устной форме ученикам, слушателям и оппонентам.

То, что известно о жизни и деятельности Сократа, дошло до нас

благодаря работам Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Именно на основании их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.