Рефераты. Возникновение и становление философских учений. Предмет философии, его историческая трактовка






воспоминаний, главным образом первых двух, можно излагать взгляды Сократа,

так как у Аристотеля, по существу, нет ничего иного, чего бы не было у

Ксенофонта или Платона. Современников поражало у Сократа многое:

неординарная наружность, образ жизни, высокая нравственность,

парадоксальность суждений и глубина философского анализа.

Сократ является, по существу, первым древнегреческим философом, кто

отходит от натурфилософского истолкования мира и философски, то есть путем

рассуждений и умозаключений, пытается найти истину, ответы на поставленные

им самим и его предшественниками-философами вопросы. Другими словами,

предметом его философских рассуждений являются человеческое сознание, душа,

человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его

предшественников. И хотя он еще не дошел до платоновского или

аристотелевского понимания философии, несомненно то, что он заложил основы

их воззрений.

Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократовское внимание в

своих речах и беседах уделял вопросам этики, то есть тем нормам, по которым

человек должен жить в обществе. При этом способ доказательства и

опровержения высказываемых суждений отличался у Сократа разносторонней и

неотразимой формой воздействия.

В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя

принципами, сформулированными оракулами: необходимостью каждому «познать

самого себя» и тем, что «ни один человек ничего не знает достоверно и

только истинный мудрец знает, что он ничего не знает». С одной стороны, эти

принципы были ему необходимы для борьбы против софистов, которых Сократ

резко критиковал за бесплодность их учения, претензии на знание истины и

громогласные заявления об обучении истине. С другой стороны, принятие этих

принципов должно было побуждать людей к расширению своих знаний к

постижению истины. Важнейшим средством, а если говорить на современном

философском языке — методом для приобщения людей к познанию выступает

ирония, существенной частью которой является признание своего невежества. В

интерпретации Сократа ирония выступает способом самоанализа человеком

самого себя, результатом чего является признание собственного невежества,

что, в свою очередь, побуждает человека к расширению своих знаний. По

свидетельствам Ксенофонта и Платона, в своих беседах и речах Сократ

мастерски владел иронией, ставя порой собеседников и слушателей, которые до

встречи с Сократом считали себя образованными, в положение ничего не

знающих и не понимающих людей.

Познание самого себя, по Сократу, — это одновременно поиск настоящего

знания и того, по каким принципам лучше жить, то есть это поиск знания и

добродетели. По существу, он отождествляет знание с добродетелью. Однако не

ограничивает сферу познания утверждением о том, что ему нужно, или тем, что

должно быть, и в этом смысле знание одновременно выступает как добродетель.

Это фундаментальный принцип этической концепции и наиболее полно он

представлен в диалоге Платона «Протагор». Невежество большинства людей

проявляется в том, что знание и добродетель они рассматривают как две

различные субстанции, независимые друг от друга. Они считают, что знание не

оказывает никакого влияния на поведение человека, и человек нередко

поступает не так, как того требует знание, а в соответствии со своими

чувственными импульсами. По Сократу, наука, а в более узком смысле —

знание, которая демонстрирует свою неспособность влиять на человека

особенно в моменты воздействия чувственных импульсов, не может считаться

наукой. В свете сказанного становится ясным, что этическая концепция

Сократа базируется не только, а возможно, не столько на нравственности,

сколько на преодолении невежества и на знании. По-видимому, его концепцию

можно представить так: от невежества, через знание, к добродетели, а дальше

— к совершенному человеку и добродетельным отношения между людьми.

Рассматривая другие идеи Сократа, оказавшие огромное влияние на

дальнейшее развитие философии, важно отметить его роль в разработке общих

определений и индуктивных рассуждений. «Две вещи можно по справедливости, —

пишет Аристотель, — приписывать Сократу — доказательства через наведение и

общие определения». При этом общие определения, с помощью которых Сократ

отыскать «сущность вещей», Аристотель увязывает с появлением

диалектического анализа, который, по существу, отсутствовал до Сократа.

«Ведь тогда еще не было, — объясняет свою мысль Аристотель, —

диалектического искусства, чтобы можно было, даже не касаясь сути,

рассматривать противоположности».

Индуктивное рассуждение предполагает, что в процессе анализа

определенного числа вещей или отдельных суждений можно сделать общее

суждение через понятие. Так, например, (в диалоге Платона «Горгий») из

утверждений о том, что тот, кто изучил архитектуру, является архитектором,

кто обучался музыке, является музыкантом, тот, кто изучал медицину, стал

врачом, Сократ приходит к общему утверждению, то есть к понятию, что тот,

кто изучил науку, — это тот, кто сделал саму науку. Таким образом,

индуктивное рассуждение предназначено для определения понятия и это понятие

должно выражать сущность или природу вещи, то есть чем в действительности

она является. С полным основанием можно утверждать, что Сократ стоял у

истоков формирования в философии общих понятий.

Существенным, как уже отмечалось выше, является вклад Сократа в

развитие диалектики. Аристотель, например, считает, что до Сократа не

существовало диалектики. Учению Гераклита о постоянной текучести

чувственных вещей он противопоставляет идеи Сократа о диалектике, так как

последний никогда не наделял общее обособленным существованием. Чтобы

познать истину, необходимо, согласно Сократу, преодолеть противоречие.

Диалектика Сократа — это учение о преодолении противоречия, отрицания

противоречия, недопущения противоречия. К сказанному необходимо добавить,

что диалектика и идеи о познании у Сократа тесно переплетены с его

телеологией, то есть учением о целесообразности.

Таким образом, Сократом завершается натурфилософский период в истории

древнегреческой философии и начинается новый, можно сказать, философский

этап, который получает свое дальнейшее развитие в работах Платона и

Аристотеля.

Философия Платона

Выдающееся место в истории древнегреческой философии принадлежит

Платону (428—347 до н. э.). Строго говоря, о философии в Древней Греции со

значительной степенью определенности можно говорить, только начиная с

Платона. Главным аргументом в подтверждение этой мысли является то, что о

всех предшествующих мыслителях и их деятельности можно было судить с очень

низкой степенью достоверности. Как уже говорилось раньше, некоторые из них,

например, Сократ, а возможно, и Фалес не писали философских работ, от

остальных остались небольшие фрагменты, истинность и авторство которых

подвергаются сомнению и в наше время. Получается, что современные суждения

об их творчестве в основном базируются на воспоминаниях и суждениях о них

последующих авторов. Нетрудно предположить, что в этих воспоминаниях,

кстати, об этом прямо заявлял Аристотель, возможно искаженное изложение не

только идей великих предшественников, но и неадекватное их истолкование.

Платон является, по существу, первым древнегреческим философом, о

деятельности которого можно судить по его собственным произведениям. О

жизни и деятельности Платона, особенно юношеских годах, сохранилось немного

сведений. Главным источником, позволяющим реконструировать биографию

великого мыслителя, его духовные интересы на заре его деятельности,

является седьмое письмо Платона. Эти сведения дополняются воспоминаниями

учеников и последователей древнегреческого мыслителя.

Платон родился в Афинах в аристократической семье. В юношеские годы

подружился с Кратилом, одним из учеников Гераклита, и это дает основание

полагать, что в этот период он познакомился с его идеями. В юношеские годы

Платон хотел посвятить себя политической деятельности, что не удивительно,

так как среди политиков того времени у него были родственники и друзья. Но

судьба распорядилась по-другому. В двадцатилетнем возрасте он познакомился

с Сократом, и это знакомство стало решающим в его последующей жизни и

деятельности. До последнего дня жизни Сократа, в течение восьми лет, Платон

оставался восторженным учеником и последователем своего учителя, которого

он впоследствии называл «самым достойным и справедливым человеком».

После смерти учителя Платон из-за неблагоприятной политической

обстановки покидает Афины. О его последующей деятельности нет достоверных

данных. Известно, что он посетил в 389 г. Южную Италию и Сицилию, где имел

контакты с пифагорейцами, а следовательно, и с их учением. Не исключено,

что Платон побывал и в других странах, в частности, в Египте, но точных

данных об этом не имеется. Судя по всему, Платон не хотел оставаться только

«человеком чистой науки». Так, когда его знакомый Дион, который к тому же

был дядей тирана Сиракуз Дионисия Младшего, пригласил его принять участие в

реализации реформ, Платон откликнулся на просьбу и отправился в 361 году на

Сицилию. К сожалению, эта поездка оказалась неудачной, так как знания

Платона остались невостребованными, и он вернулся в Афины. Здесь,

неподалеку от Афин, в пригороде под названием Академа, Платон приобрел рощу

и создал знаменитую Академию, в которой прожил всю оставшуюся жизнь и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.