Рефераты. Вайшнавийская философия






представляя и

определяя их, достигая кульминации в чисто монотеистических

откровениях

"Бхагавад-гиты" и "Шримад-Бхагаватам" ("Бхагавата Пурана").

4.6"Бхагавад-гита" и "Шримад-Бхагаватам"

Ведические писания определяют эти священные тексты, как самые

важные и

существенные откровения. Они прямо объясняют природу, энергию и

личность

Бога, который является предвечным (в качестве Вишну) и

трансцендентный (в

качестве Кришны) источник всего сущего, причина всех причин, и

проявляется в

личностном и безличном аспектах. "Бхагавад-гита" ("Песнь Бога") -

это слова самого

Бога, а "Шримад-Бхагаватам" ("Божественное Откровение") - слова о

Боге,

рассказанные Его представителями.

Описанная здесь структура Ведических писаний проливает новый свет

на саму

Ведическую традицию и заслуживает внимательного исследования.

Однако цель

этих писаний состоит в том, чтобы привести людей к Всевышнему, и

простого

теоретического изучения их не достаточно. Писания подразумевает

также

практические следствия. Просто академическое изучение Ведических

писаний

может быть сравнимо с чтением кулинарной книги или музыкальных

произведений. Пока мы не прийдем к приготовлению или игре, то мы

упустим

цель.

5.Сад-даршана

Шесть систем Ведической философии

Слово веда означает "знание". В современном мире мы

используем термин "наука"

для обозначения авторитетного знания, на котором базируется

человеческий

прогресс. Для античных людей Бхаратаварши (Великой Индии) слово

веда имело

даже больший смысл, чем сегодня слово "наука" имеет для нас. Это

происходило

потому, что научные запросы того времени не ограничивались

познанием мира с

помощью физических чувств. И сам прогресс человеческой

цивилизации не означал

интенсивное технологическую эксплуатацию материальной природы. В

Ведические

времена фокус науки был сосредоточен на вечности, а не

временности; поэтому

тогда прогресс означал продвижении в духовном пробуждении души и

освобождение развитие духовного знания о душе, которая, хотя и

пребывает в этом

материальном мире, временном, полном невежества и страданий.

Ведическое знание называется апаурушейа, т.е. сверхчеловеческое.

Ведическое

знание проявилось в начале творения космоса в сердце Брахмы,

повелителя

творения, родившегося в стебле лотоса, из которого исходят все

формы жизни этой

вселенной. Брахма передал это знание в виде шабды (духовного

звука) своим

сыновьям, которые являются великими святыми и обитают на высших

планетарных системах: Сатьялоке, Гьяналоке и Тапалоке. А сыновья

Брахмы, в

свою очередь, распространили Ведическую шабду по всей вселенной,

включая

мудрецов с Земли в античные времена. Пять тысяч лет назад великий

Ведический

авторитет Кришна Дваипайана Вьяса преобразовал шабду в

санскритское Писание

(шастры), известные и поныне как Веды.

В древней Индии изучение Вед было исключительной привилегией

брахманов

(класса интеллектуалов и священников). Тогда существовало четыре

степени

Ведического образования в соответствии с четырьмя ашрамами

брахманической

культуры (брахмачари, или ученический ашрам, грихастха, или

семейный ашрам,

ванапрастха, или уединенный ашрам, и санньяса, отреченный ашрам).

Первой

степенью знания было заучивание на память Ведической "Самхиты",

состоящей

из 20 000 мантр (стихов), разделенных на четыре секции - Риг,

Сама, Яджур и

Атхарва, которые воспевались брахманами для прославления

различных аспектов

Верховного существа на протяжении религиозных ритуалов. Второй

степенью было

мастерство брахмана, знающего все ритуалы для полного исполнения

семейного,

социального, священного долга по отношению к полубогам, святым

личностям,

живым существам и Верховному Господу. Третьей степенью было

мастерство

Араньяка, подготавливающее пожилого домохозяина к полному

отречению. И,

наконец, четвертой степенью было мастерство Упанишад,

представляющее

личностям, ищущим освобождения от цикла перерождений, философию

Абсолютной Истины.

Тексты, изучаемые на четырех стадиях формального Ведического

образования,

назывались в общем шрути-шастра, "писания, воспринятые на слух"

брахманами.

Но шрути-шастрой не ограничивается вся Ведическая литература.

Чхандокья

упанишад 7.1.2 объявляет, что Пураны и Итихасы представляют собой

пятую

разделом Ведического обучения. Пураны и Итихасы учат тому же, что

и четыре

Веды, но это знание иллюстрируется обширными историческими

повествованиями. Пятая Веда известна как смрити-шастра, "писание,

которое

надо запомнить". Изучение смрити-шастры было предназначено для

не-брахманов.

Традиционно, существует шесть школ, описывающих сокровищницу

Ведической

мудрости, каждая с различных философских точек зрения. Каждая из

этих точек

зрения, или даршана, связана с известным мудрецом, являющимся

автором сутры

(кодекса), выражающим суть его даршана. Веданта-сутра Вьясы,

который

внимательно изучил и исследовал шесть систем Ведической философии

(как и

другие философы), сформировал третью большую часть Ведической

литературы

после шрути-шастр и смрити-шастр. Оно известно как ньяйа-шастра,

или

"писание философских обсуждений".

Сад-даршана (шесть философских взглядов) состоит из ньяьи

(логики), вайшешики

(атомистическая теория), санкхьи (анализ материи и духа), йоги

(науки

самоосознания), карма-мимамсы (науки деятельности ради ее плодов)

и веданты

(науки осознания Бога).

Сад-даршана относится к философам аштикам (от ашти - "это так"),

признающим

знание Вед авторитетом, и противостоит наштика-философам,

наподобие Чарваки,

буддистам, джайнистам (от нашти - "это не так"), отвергающим

Веды. Начиная с

ньяйи, каждая из школ сад-даршаны в своем собственном виде

представляет более

развитую и исчерпывающее объяснение аспектов Ведического знания.

Ньяья

устанавливает правила философских споров и определяет предмет

дискуссии -

физический мир, душа, Бог и освобождение. Вайшешика глубже

применяет метод

ньяья, или логики, для всестороннего анализа категории

материального

проявления, показывая, что видимые материальные объекты, к

которым мы так

привязаны, неизбежно разрушаются на невидимые атомы. Санкья

развивает далее

этот аналитический процесс, помогая душе стать отрешенной от

материи.

Посредством йоги душа пробуждает внутреннее духовное видение,

чтобы увидеть

себя вне тела. Карма-мимамса направляет душу к постижению цели

всех

Ведических ритуалов, а Веданта сосредотачивает ее на

окончательной духовной

цели, упомянутой в Упанишадах.

Изначально шесть даршанов были разделами знания, объединяющими

понимание

Вед, сравнимых с факультетами в современном университете. Однако

под

влиянием Кали-юги (века вражды), ученые этих даршанов стали

ограниченными и

вздорными. А некоторые даже искажали Ведическую философию ради

своих

корыстных целей. К примеру, карма-мимамса (которая к 500 г. до

н.э. стала главной

философией класса брахманов) была дискредитирована кровожадными

священнослужителями, устраивавшими массовые казни животных под

видом

исполнения Ведических жертвоприношений. Но возникновение новой

неведической религии ослабило влияние карма-мимамсы. Этой новой

религией

был буддизм. К 250 году до н.э. влияние карма-мимамсы и других

даршанов

существенно ослабело. Когда царь Ашока установил доктрину

буддизма

официальной религией своей империи, многие брахманы отказались от

Ведической

системы обучения и стали изучать концепции настики об ахимсе

(ненасилии) и

саньяты (войдизма).

В свою очередь, буддизм был вытеснен ведантистским учением

Шанкары, который

восстановил Ведическую культуру в Индии в 17-м столетии нашей

эры. Однако

формулировка Веданты Шанкары находилась под влиянием буддизма и

поэтому

неточно представляла изначальную веданта-даршану, данную Вьясой

(последняя

глава этой статьи содержит более детальную информацию).

После Шанкары Веданта была очищена школами великих учителей

(ачарий)

Рамануджи и Мадхвы. Дело в том, что под крышей тайного буддизма

Шанкары

философы Веданты обрели вес в диалектическом софизме, и это

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.