Рефераты. Система восточных единоборств как вид духовного искусства






умозрительный - пустота. Но это идеалистическое построение несет в себе

странную потенцию. Если сумма и произведение всей тьмы вещей в мире равны

нулю , то и каждая вещь в отдельности равна нулю , т.е. мнима. Но если так

, то вселенная равна человеку , а человек равен вселенной и может стяжать

всю ее мощь - если сумеет найти правильный способ , Путь. От этого

постулата и отталкивается даосско - буддийское мышление в вопросе о месте

человека во вселенной.

В трактате "Хуайнань - цзы" (2 в. до н.э.) приводится красочное описание

Дао (Пути) : "Дао покрывает небо , поддерживает землю , развертывает четыре

стороны света , раскрывает восемь пределов ... Сжатое - способно

расправляться , темное - способно стать светлым , слабое - способно стать

сильным , мягкое - способно стать твердым ... В природе все и без насилия

согласно с Дао , и без уговоров проникнуто благом ... На разум опирается и

кончик осенней паутинки , и целостность всего огромного космоса. Благо Дао

приводит в согласие небо и землю , в гармонию Инь и Ян , согласует пять

первоэлементов ..."

Невыразимая и чисто умозрительная природа Дао в даосском мировоззрении

символизирует мировую гармонию и внутреннее равновесие. Соответственно ,

достигнув внутреннего равновесия , можно приобщиться к мировой гармонии , а

для этого необходимо овладеть разлитой в теле энергией ци , научиться

управлять ею , изливать ее и впитывать из космического океана. Кроме того ,

нужно очистить "замутненный" дух (шень) , чтобы добиться состояния

просветленности. Но просветленный дух и очищенная энергия должны обретаться

в достойном вместилище , а потому следует всячески заботиться о своем теле

, оберегать его и развивать , дабы получить гармоничное Целое - слияние

физического и духовного , рационального и сверх рационального.

Способом постижения Дао и обретения целостности для мастера кэмпо было

сознание Закона всеобщего соответствия , нормой жизни - адаптация к природе

, обществу , стихиям.

Правильное понимание Дао и воплощение в жизнь Пути именуется в даосской

философии дэ. В знаменитом трактате Лао - цзы (6 - 5 в. до н.э.) "Даодэ -

цзин" ("О Дао и его манифестации") обладание дэ приравнивается к достижению

состояния полной естественности , единства с природой : "Кто содержит в

себе совершенное дэ , тот похож на новорожденного . Ядовитые насекомые и

змеи его не ужалят , свирепые звери его не схватят , хищные птицы его не

заклюют... Он совершенно гармоничен".

Состояние естественности (цзыжань),естественной расслабленности

(фансун)считается в даосской натурфилософии залогом правильной циркуляции

энергии в теле и гармонии с природой. Поэтому и кэмпо в качестве исходной

установки для бойца определяет освобождение от оков рационального

мировосприятия , пустого умствования. Обоснование этому требованию мы

находим у Чжуан - цзы (4 - 3 вв. до н.э.) : "Ведь пьяный при падении с

повозки , даже очень резком , не разобьется до смерти. Кости и сочленения у

такие же , как и у других людей , а повреждения иные , ибо душа у него

целостная. Сел в повозку неосознанно и упал неосознанно. Думы о жизни и

смерти , удивление и страх не нашли место в его груди , поэтому ,

сталкиваясь с предметом , он не сжимался от страха. Если человек обретает

подобную целостность от вина , то какую же целостность должен он обрести от

природы. Мудрый человек сливается с природой , поэтому ничто не может ему

повредить".

Даосы воспринимали мир в его единстве , стараясь избегать столь характерной

для западного мышления дуальности , деления на хорошее и плохое , красивое

и уродливое. Ведь начала Инь не может быть без начала Ян , Света без Тьмы.

Вечное движение в космическом вихре пяти стихий - основа основ даосского

учения о мироздании , о времени и пространстве , о человеке и его месте во

Вселенной.

Что же делать человеку , желающему постигнуть "естественный закон"? По сути

дела , ничего , отвечают даосы , по крайней мере ничего лишнего. Прежде

всего, никакой суеты , никаких попыток идти против течения , бороться с

сильнейшим , давая место негодованию и гневу. Побеждать следует Недеянием.

Совершенствовать собственную нравственность , применяясь к законам природы

. Не обязательно предаваться аскезе , удаляясь от мира с его треволнениями

, опасностями , бесконечными конфликтами. Да , бороться необходимо , но

лишь тщательно взвесив соотношение сил и выявив слабые места противника.

Таков закон жизни. Такова наука борьбы.

В даосских понятиях популярен образ Мягкого и Слабого , одолевающего

Твердое и Сильное. Совершенномудрые , в понимании даосов ,- это те , кто

"действуют мягко , а на деле - твердо ; с помощью слабого оказываются

сильными. Следуя смене превращений , овладевают искусством Одного , и с

помощью немногого управляют многим. Те , кого называют "сильны делами" ,

встречая изменения , откликаются на момент , устраняют несчастье ,

побеждают трудности. Нет такой силы , которую бы не одолели , нет такого

врага , которого бы не осилили",- читаем мы в "Хуайнань - цзы".

На поле боя ловкость и увертливость одолевают грубую физическую силу.

Податливость обращает натиск врага против самого , использует его силу для

его же уничтожения.

Если рассматривать эти понятия во временном срезе , мы увидим , что

молодость неизменно теснит старость. По истечении положенного срока

высыхают и ломаются ветви орешника , на смену им из того же корня тянутся

новые побеги. Сама цикличность вселенских метаморфоз предопределяет

неизбежность угасания всего , отжившего свой век , утратившего свежесть и

гибкость , утратившего свое Дао. "Все существа и растения при своем

рождении нежные и слабые , а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое -

это то , что погибает , а нежное и слабое - это то , что начинает жить",-

сказано у Лао - цзы.

Постигнув Дао , следовать ритму вселенских метаморфоз , согласовывать все

свои действия с изменениями в окружающем мире - вот залог победы в большом

и малом. Эту истину прочно усвоили основатели школ и стилей кэмпо ,

строившие свою теорию на учении "Книги перемен" , рассчитывавшие траекторию

движений бойца по расположению триграмм и гексаграмм.

Следование естественному ходу вещей возможно благодаря Пустоте , то есть

неангажированности , отрешенности духа и разума , способности чутко

реагировать на все окружающее и находить единственно верное решение в любой

ситуации. Отсюда специфическое восприятие пространства и времени ,

осознание мига как вечности и вечности как мига. Отсюда представление о

единстве , нераздельности всего сущего.

Пустота выступает как основа мироздания. Пустота первична , все имеющие

форму тела вторичны.

"Тридцать спиц соединяются в одной ступице , образуя колесо , но

употребление колеса зависит от пустоты между спицами. Из глины делают

сосуды , но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают окна и

двери , чтобы сделать дом , но пользование домом зависит от пустоты в нем.

Вот почему полезность чего - либо имеющегося зависит от пустоты", -

поясняет Лао - цзы. Применительно к воинским искусствам Пустота ,

пустотность духа - разума служит воплощением Абсолюта , истинного

восприятия действительности , не замутненного страстями.

Совершенномудрый есть вместилище Пустоты. "При соприкосновении с вещами он

как будто сопутствует им. Это значит , что он своевременно реагирует на

них. Это подобно тому , как тень следует за предметом , эхо за

звуком"("Гуань - цзы").

Принцип тени , "зеркала" . "прилипания" к противнику , проникновения в него

- так определяется и основное правило стратегии кэмпо. Экономичный , точный

и эффективный ответ на любое действие противника , который может прыгать ,

падать , метаться из стороны в сторону , но не в силах уйти от собственной

тени.

Залогом внутренней гармонии , в представлении даосов , служит

невозмутимость духа , растворившегося в Пустоте , - качество , ставшее

краеугольным камнем в системе психотренинга в кэмпо : "Вот пример : самое

ровное - это поверхность воды в покое. Подобно ей , он (совершенномудрый)

все хранит внутри , внешне ничуть не взволнуется. Совершенствование

добродетели и есть воспитание в себе гармонии",- учит Чжуан - цзы.

Обрести истинную внутреннюю гармонию способен лишь тот , чье сознание не

замутнено постоянным страхом смерти , боязнью получить смертельную рану ,

утонуть или разбиться , прыгая со скалы. Страх смерти в занятиях кэмпо

подобен искусственному тормозу , сдерживающему силы и энергию бойца.

Единственный способ одолеть смерть - не страшиться ее.

Понятия "Слабость","Податливость","Смирение","Пассивность" составляют

фундамент даосского учения о всепобеждающем Недеянии. У Ле - цзы (6 - 5 вв.

до н.э.) сказано : "В Поднебесной есть путь к постоянным победам и путь к

постоянным поражениям. Путь к постоянным победам называется слабостью ,

путь к постоянным поражениям называется силой. Оба эти пути легко познать ,

однако люди их не знают. Поэтому в древности и говорили : "сильный

старается опередить тех , кто слабее его ; слабый - тех , кто сильнее его".

Идущему впереди тех , кто слабее его , грозит опасность от равного ему ;

идущему впереди тех , кто сильнее его , не грозит опасность. Так побеждают

собственное тело , будто раба...

Хочешь быть твердым , сохраняй твердость с помощью мягкости ; хочешь быть

сильным , береги силу с помощью слабости".

Тот , кто достигнет полного очищения эфира , научится управлять своей

"жизненной энергией" , обретет идеальное равновесие всех составляющих

первоэлементов , сольется с природой. Слияние же с природой даст

необходимую "настоящему человеку" целостность мировосприятия , которая и

явится залогом духовного и физического совершенства.

Понятие "совершенство" для даосов мыслится как максимальная

результативность при минимальной затрате сил , как предельная

приближенность к естественному ходу вселенских метаморфоз. Отсюда поэтика

намека и обертона в поэзии и живописи , необычайная важность в искусстве

паузы , пробела , дистанции , незаполненного , пустотного пространства. В

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.