Рефераты. Система восточных единоборств как вид духовного искусства






При этом Такуан справедливо отмечает сходство между понятиями "Единство

духа" , "Пустота" , "Состояние просветленности Будды" , "Благородство духа"

и т.д. в буддизме , синтоизме , даосизме и конфуцианстве , где все они

служат для обозначения Абсолюта. Путь от "наличия духа" (у - син) к

"отсутствию духа" (му - син) - вот тот путь , который должен пройти самурай

в процессе военной подготовки. Сердце мастера должно быть свободно от

рационального расчета , от власти интеллекта . Оно должно воплощать

буддийский идеал "зеркала великого совершенства" .

Эти соображения патриарха приложимы фактически к любой школе бу - дзюцу ,

оперирующей с оружием или без него. Их исповедовали все без исключения

наставники воинских искусств - мастера копья и меча , лука и секиры ,

кинжала и голой руки.

Невозмутимость духа должна была накладывать отпечаток и на внешний облик

самурая , проявляясь в достойной манере поведения , выдержанности ,

лаконичности , полнейшем отсутствии амбициозности и ажиотажа. Ни при каких

обстоятельствах истинный самурай не обнаруживал своих эмоций - ни голосом

, ни взглядом , ни выражением лица. Нормой общения был принцип "ничего не

давать понять по лицу" (као - ни араварэну). В нем мы видим физическое

отражение психической способности тренированного по системе Дзен мастера

адаптироваться в любой экстремальной ситуации.

Идеальное состояние для встречи с противником в традиции бу - дзюцу

определяется понятиями : "дух , подобный воде" и "дух , подобный луне". Что

они означают ?

"Дух , подобный воде" (мидзу - но кокоро) можно уподобить спокойной водной

глади , способной дать точное зеркальное отражение любого предмета. Однако

стоит подуть ветру , и мелкая рябь уничтожит отражение , неузнаваемо

исказит его. Стоит человеку поддаться чувству страха , волнению , гнева - и

дух - разум утратит возможность фиксировать и предвидеть действия

противника , а сам человек окажется беззащитным перед лицом опасности.

"Дух , подобный луне" (цуки - но кокоро) уподобляется лунному сиянию ,

которое освещает все вокруг и выявляет малейшее поползновение противника ,

малейшую брешь в его обороне. Но стоит тучам закрыть небосвод - и свет луны

потускнеет. Излишняя эмоциональность приводит к потере хладнокровия и

самоконтроля , заставляет делать не - нужные движения , типичные для

человека , который бредет на ощупь впотьмах. Между тем , сохраняя цуки - но

кокоро , можно добиться победы , даже будучи поставленным в заведомо

невыгодные условия.

У знаменитого фехтовальщика Камиидзуми Исэ - но - ками было много

завистников. Однажды поздно ночью он шел по темной улице города. Вдруг

предчувствие подсказало ему надвигающуюся опасность , близкую засаду. Не

останавливаясь , Камиидзуми мгновенно обнажил мечь , стремительным

движением очертил круг - и четверо злоумышленников упали к его ногам . Тот

же Камиизуми учил , что в бою дух должен , сохраняя полную незамутненность

, предоставить все действия телу и тогда естественность , достигнутая

благодаря слиянию с природой , станет залогом успеха : человек сможет

спокойно встретить любую неожиданность.

Камиидзуми , живший в 16 в., считается основателем знаменитой школы

фехтования Синкаге - рю. Сам он утверждал , что получил свои познания

непосредственно из рук синтоистского бога Касима. Будучи человеком

незаурядным и ревностным адептом Дзен , Камиидзуми выдавал своим ученикам

любопытные сертификаты , в которых вообще ничего не говорилось о существе

предмета , об искусстве меча. Как правило , эти документы , скрепленные

личной печатью главы школы , содержали проникновенные пятистишия

пейзажного и философского характера. Сертификат , удостоверявший высшую

степень мастерства , представлял собой контур круга на белом листе - и

больше ничего. Круг символизировал идею "незамутненного зеркала" , "озерной

глади" или "луны в воде", т.е. служил аллегорией чистого , несокрушимого ,

непобедимого , непоколебимого , все отражающего духа.

Как и многие собратья по ремеслу , Камиидзуми оттачивал мастерство и

закалял волю в рыцарских странствиях (муся сюге) . Кстати , такие

странствия привились в среде воинов с легкой руки дзенских монахов , для

которых путешествия пешком считались дополнительной схимой и средством

постижения Пути. Поучительный эпизод из биографии Камиидзуми использовал в

своем фильме "Семь самураев" Куросава. Однажды в горной деревушке

Камиидзуми увидел толпу вокруг запертой хижины. Крестьяне объяснили , что

разбойник забаррикадировался в доме , взяв заложником маленького мальчика.

Разбойник требовал свободного прохода и выкупа , угрожая в противном случае

убить ребенка. Камиидзуми попросил у проходящего мимо Дзенского монаха его

рясу , побрил голову и с двумя пакетами риса в руках подошел к хижине. Он

бросил в окно первый пакет , сказав , что родители ребенка прислали ему

пропитание и что второй пакет , большего размера , он не может бросить в

окно. Когда алчный разбойник приоткрыл дверь и протянул руку , мастер в

мгновение ока схватил его за руку , вытащил наружу и скрутил. Дзенский

монах , наблюдавший всю сцену , склонился перед ним и вручил отважному

самураю кара - священный талисман , означавший принадлежность к секте Дзен.

Знаменательно , что многие мастера воинских искусств в Японии (как и в

Китае) не только носили монашескую одежду , но и назывались "осе" , что

буквально означает "буддийский монах". Тесная связь между наставниками Дзен

и мастерами воинских искусств прослеживается на каждом шагу , так что

профессионалы бу - дзюцу вполне заслуживали звания осе.

При том что Буси - до всячески поощряет беззаветную храбрость и долг чести

ставит во главу угла , для истинного мастера воинских искусств важнейшими

свойствами считались миролюбие и сдержанность ,- качества , соответствующие

заветам древних даосов и дзенских патриархов.

Старые мастера учили , что единственным средством достижения состояния

антиразума , отрешенности (му - син) служит медитация с сосредоточением на

точке танден и правильное дыхание животом. Нарушение ритма дыхания (кокю -

хо) во время схватки чревато смертельной опасностью , ибо выводит бойца из

душевного равновесия.

Памятуя заветы китайских мастеров , классики бу - дзюцу всегда старались

максимально использовать силу взгляда как в защите , так и в нападении.

Развивая такое своеобразное зренье , самураи порой проводили часы и дни в

созерцании какого - ни будь листка на ветке , крутящегося веретена или

песчаного узора в дзенском "сухом" саду.

Заветы Такуана , Мусаси , Камиидзуми свято чтили все мастера кэмпо ,

независимо от их узкой специализации в конкретном виде оружия и от

принадлежности к той или иной школе. Следование этим заветам должно было

дать главное : внутреннее видение , постижение противника на

парапсихологическом уровне , сокровенное "шестое чувство" , или

"экстремальный разум" (гоку - и). Об истинной значимости гоку - и

повествует следующий исторический эпизод. Однажды Миямото Мусаси

странствовал по дорогам Центральной Японии. Завидев в отдалении фигуру

самурая среднего роста и крепкого сложения , он по осанке сразу же

определил крупного мастера бу - дзюцу. Подойдя ближе и оценив "духовную

наполненность" (кокю) неизвестного самурая , Мусаси решил про себя , что

это не кто иной , как знаменитый мастер меча Ягю Дзюбей - глава

прославленной школы Ягю синкагэ - рю. Путники поравнялись и молча разошлись

, обменявшись взглядами. Пройдя еще несколько шагов , оба одновременно

оглянулись , и неизвестный спросил : "Простите , уважаемый , не вы ли

будете Миямото Мусаси?". "Да,- ответил Мусаси ,- а вы , конечно , Ягю

Дзюбей?". Обменявшись краткими приветствиями , они направились в

придорожную корчму и заказали по чашке чая. Пили не торопясь , время от

времени поглядывая друг на друга. Потом попросили принести им облавные

шашки (го) и начали играть. Стиль у них был у каждого свой , но решающего

перевеса ни один из партнеров не мог добиться. Молча они признали ничью ,

встали , раскланялись и разошлись. Обоим не понадобилось ни единого слова ,

ни единого жеста для того , чтобы убедиться в равенстве сил , полном

ментальном паритете.

Этот хрестоматийный случай свидетельствует о том , что у мастеров экстра -

класса , достигших глубины гоку - и , не было нужды в поединке , чтобы

выявить первенство. Шашек оказалось более чем достаточно для раскрытия

способностей человека. Но колоритный пример из средневековой истории

покажется нам менее экзотичным и более правдоподобным , если принять во

внимание , что везде в сфере распространения экзотерических традиций кэмпо

действительно существовал обычай игры в облавные шашки между посвященными.

Обычай сохранился до наших дней , и подобные "игры" еще можно наблюдать на

Востоке. Шашки наделяются вполне конкретным смыслом , символизируя

определенные комбинации приемов и этапы духовного "восхождения" или

"нисхождения" по некоей заранее заданной схеме , в которой закодировано

изначальное Знание , мудрость Пути . К такой степени мастерства и должен

был стремиться виртуоз (тацудзин) в непрестанном процессе

самосовершенствования , отрешившись от земных забот и соблазнов.

Вот текст , извлеченный из классического трактата - макимоно. В нем , как в

капле воды , отражена вековая мудрость воинских искусств , их философия и

логика , психология и космогония. Подобные откровения существовали в

традиции многих школ. Их заучивали и повторяли как заклинание перед

тренировками и боем :

У меня нет родителей - моими родителями стали Небо и Земля.

У меня нет очага - Единое Средоточие станет моим очагом.

У меня нет божественного могущества - честность станет моим могуществом.

У меня нет средств к существованию - покорность природе станет моим

средством к существованию.

У меня нет волшебной силы - внутренняя энергия (ки) - моя магия.

У меня нет ни жизни , ни смерти - вечность для меня жизнь и смерть.

У меня нет тела - смелость станет моим телом.

У меня нет глаз - вспышка молнии - мои глаза.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.