Рефераты. Система восточных единоборств как вид духовного искусства






Эро.

С

огласно учению Будды , жизнь есть страдание , и человек , подчиняясь закону

причинно-следственной связи всего сущего (кармы) , обречен влачить свое

земное бытие смиренно и беспрекословно - ведь он всего лишь звено в

извечной цепи перерождений. Однако у человека остается надежда на спасение

, на выход из греховного жизненного пути (сансары) и погружение в

блаженство нирваны. Многие буддийские секты путем к спасению провозглашали

аскетизм и пассивное самосозерцание , иные считали достаточным истовую

молитву , поклонение святыням , но были и такие , что мобилизовывали разум

и волю человека для неустанного труда во имя высшей цели.

Приверженцы тантрического буддизма в Индии превратили йогу в единственный

способ достижения "трансцедентной мудрости" и обретения "великой энергии".

В их мистическом учении о Высшем разуме были заложены богатые возможности

самосовершенствования. Тантризм создал теорию перехода от обычного

"ограниченного" сознания смертного к "просветленному" сознанию йога , а

далее к сознанию святого (бодхисаттвы) и Будды. На практике усердные

занятия помогли многим адептам обрести себя , до конца раскрыть свои

индивидуальные способности. Прежде всего, это относится к мастерам всех

видов воинских искусств , которые посредством йоги достигали высшей степени

совершенства в своем деле , подключая "энергетику" организма к чисто

техническим познаниям.

Тантризм , или " тайное учение ", именующийся также "учением о трех

таинствах" - мысли , слова и дела ,- ответвление от древа буддизма ,

который делится на два направления - Путь большой колесницы (Махаяна) и

Путь малой колесницы (Хинаяна). При ближайшем рассмотрении становится

очевидно , что все мистические флюиды , отголоски оккультизма и черной

магии , пронизывающие кэмпо и другие воинские искусства в ареале

распространения буддизма , берут свое начало в "тайном учении".

Хотя тантризм никогда не вступал в противоречие с ортодоксальным буддизмом

, различия были весьма существенны , и на их почве возникло немало

своеобразных сект. Говоря упрощенно , если верующий буддист любого толка

почитает Будду и бодхисатв , придерживается обычных обрядов и читает сутры

Махаяны , то последователь "тайного учения" видит мир в образе магического

круга (мандала) , читает заклинания , доступные лишь посвященным ,

отправляет многочисленные загадочные церемонии в узком кругу

единомышленников и поклоняется наиболее таинственным божествам буддийского

пантеона.

Тантризм зародился в Индии к середине 1 тысячелетия н.э. Создателем его

считается мудрец Асанга из секты йогачара , впервые объединивший

мистическую практику ведийской йоги с положениями буддизма Махаяны. Учение

было запечатлено в текстах (тантрах) , содержавших наряду с философскими и

космогоническими построениями различные указания к тайным действам , цель

которых - в слиянии личности с вселенским Единством и великой Пустотой. К 7-

8 вв. тантризм размежевался на два направления : тантризм Левой и Правой

руки. Первое , известное также под названием ваджраяна , укоренилось в

Тибете и впоследствии дало богатый урожай парапсихологических и оккультных

феноменов. Ваджраяна характеризуется крайним экстремизмом и сексуальными

оргиями , связанными с культом женских божеств. В Китае и Японии получил

распространение тантризм Правой руки , значительно более умеренный и

проповедующий культ мужских божеств.

Кардинальным тезисом тантризма было признание трех таинств - мысли , слова

и дела - нераздельными гранями всеобъемлющего единства Вселенной. Концепция

трех таинств предполагала , что мысль , слово и дело суть различные

проявления действительности Единого (самата). Следовательно , постижение

Единого достигается равно медитацией , заклинаниями и конкретными

физическими акциями. В свою очередь , Единое имеет свою манифестацию в

телесном , физическом мире ("Телесная мандала") и в трансцендентном ,

метафизическом мире - иначе говоря , в "Алмазном мире" ("Алмазная

мандала").

Путями к достижению Единого и к слиянию с Великой Пустотой , согласно

доктрине тантризма , было чтение тантр и размышление на темы тантр ,

произнесение магических словесных формул (мантр) и воспроизведение

магических жестов (мудр). Правильное сочетание путей гарантировало

обретение сверхчеловеческого могущества.

Все предписания тантризма носили сакральных характер и были подчинены идее

теснейшей взаимосвязи макрокосма и микрокосма , унаследованной , как и

многие ритуалы , от йогической ведийской традиции. Оттуда же были

заимствованы "приемы" черной и белой магии : гипноз , порча , насылание

болезней и смерти ,а также врачевание , укрепление духовных и физических

сил , экзорсизм.

Важным аспектом в практике эзотерического буддизма было чтение

молитвословий , извлечений из сутр (дхарани). Иногда дхарани , в которых

молящийся как бы достигал единения с божеством , служили в качестве

проклятий о должны были вызывать дождь , снег , насылать град , посылать

здоровье или смерть. В начале и в конце , а иногда и в середине дхарани

содержались магические созвучия - мантры , часто даже не имевшие никакого

семантического значения. Особенно большая роль отводилась мантрам в

тибетском буддизме , но влияние их заметно также в китайском и японском

тантризме, от которого протягивается нить ко многим воинским искусствам.

Отголоски учения о мантрах легко обнаружить в теории цюань-шу , кэн-до ,

аики-до , карате.

Согласно догмам тантризма , звучание мантр вызывает в теле вибрационные

колебания , различные ритмы которых могут порождать те или иные состояния

духа-разума , сознания. Мантры представляют собой также объекты медитации

для духа-разума. Их истинный смысл познается в процессе медитации за счет

"прорастания семян-биджа" , заключенных в созвучии. Тем самым

устанавливается единство между мыслью и словом , которые сопровождаются

сакральным жестом.

Широко известна тибетская мантра "Ом-мани-падме-хум" ("О! Сокровище в

лотосе!"), якобы способная проникать во все шесть сфер бытия и обеспечивать

освобождение от бесконечного цикла рождений и смерти. Эта мантра развилась

в целую магическую систему , как и многие менее популярные ее аналоги.

Например,все звуки заклинания соотносятся с определенными цветами : ом -

белый , ма - синий , ни - желтый , пад - зеленый , ме - красный , хум -

черный. Цвета перекликаются с соответствующими стихиями и силами в природе.

Пальцы рук , сложенные в мудру при произнесении заклинания , также

отождествляются с цветами и символическими звуками.

Тантризм разработал учение об изначальных звуках-ростках , лежащих в основе

творения и меняющих игрой звучания ритм Бытия. Биджа могут заменять всю

мантру , слово и объект медитации. Все божественное , а следовательно ,

любой феномен природы имеет свое биджа , сила которой может передаваться

праведнику при повторении звука и замыкании пальцев в мудру. В этом случае

тело получает заряд энергии и силы , сокрытой в биджа.

В картине мира , мандале тантрических сект присутствуют пять таких

изначальных звуков , корреспондирующих со сторонами света и центром : А ,

У , Э , И . Нередко грозные стражи ворот в буддийских храмах ,

запечатленные в характерных позах кэмпо , "произносят" (судя по форме губ)

священные изначальные звуки. В них , по убеждению старых мастеров , кроется

секрет концентрации энергии (ки - аи) , мировой вибрации , ритма движений.

Отсюда и легенды о мастерах кэмпо , умевших парализовать противника боевым

кличем.

Целью практики эзотерического буддизма является психическое единение с

мирозданием и познание Пустоты , для чего необходимо дополнять медитацию и

мантры безошибочными каноническими мудрами. Слова и мысли соприкасаются

также близко , как звук и жест. Жест дает визуальное представление об

активности тела и о таинстве слова , будучи своего рода "печатью ,

скрепляющей единство". Именно такое значение имеет и китайский иероглиф ,

употребляющийся для передачи понятия мудра. Спокойствие , бесстрашие ,

внимательность - всего можно достигнуть в слиянии с Единым мировым началом

через дхарани , мантру и мудру , дополненные медитацией , при которой сила

и энергия с объекта медитации переносятся на субъект. В слиянии с Единым ,

как учили основоположники тантризма , Тело и Дух-разум приходят к полной

гармонии , дающей носителю этой гармонии бесконечное могущество.

Тантрический буддизм , развивший "учение о трех таинствах" , наложил

заметный отпечаток на воинские искусства в Китае и Японии , породив

уникальную прикладную разновидность йоги. Поколения монахов-воинов

приобщались к эзотерическому учению , чтобы обрести "алмазную крепость"

тела и духа.

ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОИНСКИХ ИСКУССТВ ЯПОНИИ

“ Собственным телом не владеешь -

как же можешь

обрести Путь и им владеть ! “

Ле - цзы (6-5 вв. до н.э.)

Х

отя буддизм всегда считался самой миролюбивой из всех мировых религий ,

именно в нем сложились наиболее благоприятные предпосылки для развития

классических воинских искусств Востока. Согласно учению Будды , жизнь есть

страдание , и человек , подчиняясь закону причинно-следственной связи всего

сущего (кармы) , обречен влачить свое земное бытие смиренно и

беспрекословно - ведь он всего лишь звено в извечной цепи перерождений .

Однако у человека остается надежда на спасение , на выход из греховного

жизненного круга (сансары) и погружение в блаженство нирваны. Многие

буддийские секты путем к спасению провозглашали аскетизм и пассивное

самосозерцание , иные считали достаточным истовую молитву , поклонение

святыням , но были и такие , что мобилизовывали разум и волю человека для

неустанного труда во имя высшей цели.

При всех различиях школ , течений и направлений большинство японских бу -

дзюцу (школ боевых искусств) сходятся в единой системе психофизического

тренинга кэмпо , воплощающего жизненную философию Дзен - буддизма . Дзен

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.