Рефераты. Система восточных единоборств как вид духовного искусства






называют религией самураев. Правильнее было бы назвать его способом

постижения Пути , духовной опорой личности на стезе самосовершенствования.

Со времени своего утверждения на японских островах (12 - 13 вв.) Дзен был

тесно связан с жизнью самурайства , повседневно предоставляя воинам

моральную и философскую поддержку . В плане моральном буси ценили Дзен как

религию , которая призывает , ступив на избранный путь , не оглядываться

назад. В плане философском преимущества Дзен сказывались в отрицании

различия между жизнью и смертью , бытием и небытием. Суровые воины ,

превыше всего ставившие простоту и не склонные к праздному умствованию ,

находили мотивировку своих устремлений в доктрине Дзен. Аскетическая

направленность Дзен - буддизма всегда прекрасно сочеталась с

воинственностью. Не случайно колыбелью кэмпо в Китае стали считать чаньские

(дзенские) монастыри. Формируя целостную и целеустремленную личность , Дзен

призывал полагаться только на себя и черпать силы из гармонического слияния

с природой.

Философия Дзен , утверждающая непознаваемость Вселенной , отрицает

доминанту объективной реальности , которая провозглашается иллюзорным

плодом человеческого воображения. Отрицает она и Бога , требующего

послушания и распределяющего души смертных между раем и адом. В учении Дзен

человек предстает манифестацией жизненной силы мироздания - силы , дающей

почти неограниченные возможности. Участвуя в бесконечном цикле метаморфоз ,

человек должен сам конструировать свой микрокосм - всемерно развивать

заложенные в нем способности : углублять мудрость , наращивать силу ,

культивировать мужество и любви к ближнему.

Важным моментом в практике Дзен является "снятие дуальности" , осознание

взаимосвязи и взаимозависимости всех частиц мироздания , в том числе духа и

тела , ментального и физического начал. Отсюда следует возможность

достижения физического совершенства путем улучшения собственных морально -

этических качеств , гармонического развития духа и плоти.

В отличие от ортодоксального буддизма Дзен не требовал от человека полного

забвения мирских страстей и влечений во имя достижения нирваны. Утверждая ,

что каждому под силу стать Буддой , мастера Дзен учили , что нирвану

следует искать посреди сансары (мира страстей) , а не вдали от него.

Доктрина Дзен апеллировала к духу и разуму обычного человека , подталкивая

его к интуитивному познанию Пути , к мобилизации всех своих внутренних

ресурсов из сферы сознательного и подсознательного для приобщения к высшей

иррациональной мудрости.

Специфической особенностью Дзен стала концепция Прозрения (сатори) -

конечной цели всех духовных и физических упражнений. Прозрение означало

реализацию в сознании индивидуума высшей , абсолютной , вневременной Истины

бытия. Однако , если в большинстве буддийских сект Прозрение предшествует

"вхождению в нирвану" , то сатори в Дзен лишь очищает дух для дальнейшего

следования по жизненной стезе. Удостоившийся благодаря своему радению

сатори вступал в перманентно длящееся состояние просветленности (яп. саммай

, инд. самадхи) . У человека , по образному выражению дзенских мастеров ,

открывался "третий глаз" , и он начинал видеть действительность как бы со

стороны за счет обостренной восприимчивости всех пяти чувств. Сатори с

последующим вхождением в саммай , ощущение в себе великой космической

Пустоты считалось необходимым в системе Дзен для любого занятия , будь то

поэзия , каллиграфия или борьба.

Не навязывать природе свои желания , но мгновенно откликаться на ее зов -

такова высшая мудрость Дзен. "Все на свете требует спонтанности в

исполнении и не должно делаться предумышленно. То , что обдумывается

заранее , не соответствует реальности. Нет в мире ничего такого , к чему

Пустота не могла бы приспособиться , - неважно , длинное оно или короткое ,

квадратное или круглое. Только дух , проникнутый Пустотой , может совладать

с любым препятствием",- писал дзенский патриарх Такуан (1573 - 1645) ,

внесший неоценимый вклад в разработку философской базы японского кэмпо.

Подвижники дзенского учения в Японии , тесно связанные с интересами

самурайства и сами , как правило , выходцы из самурайского сословия ,

ревностно углубляли прикладные аспекты Дзен , приспосабливая их к нуждам

воинов. Одним из таких подвижников был патриарх Хакуин (1686 - 1769) ,

придававший большое значение физической подготовке адептов и "динамической"

практике Дзен. В автобиографии Хакуин приводит любопытный эпизод . Как - то

раз , когда он , слабый и болезненный подросток , принимал ванну , сидя в

бочке с водой , служанка подбросила слишком много дров и вода стала

нестерпимо горяча. Представив себе мучения грешников в аду , мальчик с

воплем выскочил из бочки. С той поры он утвердился в намерении стать

буддийским монахом и дал обет : "Пока я не достигну такого могущества ,

что ни огонь , ни вода не будут страшны моему телу , я не оставлю стараний

, пусть даже это будет стоить мне жизни ".

Прошло много лет, и Хакуин достиг почти всего , о чем мечтал в детстве .

Вот , что писал он в старости другу : "Сейчас мне семьдесят , но я ощущаю в

себе в десять раз больше сил по сравнению с тем , что было в возрасте

тридцати или сорока лет. Я крепок телом и духом : могу подолгу не спать .

Мне случается проводить по два , три , а то и по семь дней без сна , но на

работе ума это никак не отражается ... Если заботиться о здоровье тела и

предаваться дзенскому самосозерцанию , будешь часто обретать прозрение ,

не стремясь к тому сознательно. Не следует проводить различия между

активным и пассивным , медитативным Дзен ... Человек , увлекающийся лишь

дзенской медитацией , никогда не достигнет успеха в активной практике Дзен.

Если ему придется очутиться в суете мирской , все жизненные силы , ранее

приобретенные , бесследно испаряются , и он будет уступать даже человеку ,

который вовсе не практиковал Дзен. Любой пустяк сможет его огорчить ,

заставить нервничать и поступать, как пристало лишь трусу ..."

В буддизме существуют различные пути достижения сатори - сидячая медитация

, парадоксальные диалоги , стимулирующие жесты , выкрики , удары и т.п. В

школах бу - дзюцу превалировал медитативный аспект , связанный с

постановкой дыхания и достижения перед тренировкой стадии му-син -

"растворения духа" в Великой Пустоте. Действия в бою становились как бы

прямым продолжением медитации. Выходя на поединок и ощущая себя проникнутым

Пустотой , боец должен был воплощать непоколебимую мощь мироздания (фудо -

син).

Одним из важнейших классических трактатов , касающихся мастерства кэн -

дзюцу и прочих дзенских воинских искусств , считается знаменитое послание

Такуана , настоятеля храма Тодайдзи , знаменитому мастеру , наставнику

фехтования при дворе сегуна Ягю Тадзима -но ками. Такуан вошел в историю

как ревностный проповедник мудрости Дзен . Сам он фехтованием не занимался

, однако с теорией воинских искусств был хорошо знаком. Не случайно к его

советам прислушивались и Ягю , и прославленный воитель Миямото Мусаси.

"Практикуя концентрацию в течение многих лет ,- говорилось в трактате -

послании , - вы должны достичь такого состояния , когда будете свободны от

объекта , к которому направлен дух - разум.

Высшей ступенью будет этап , на котором дух - разум действует , ни на чем

не фиксируясь ... Не позволяйте своему духу - разуму задерживаться на чем-

либо в попытке высчитать , как лучше нанести удар ,- забудьте об этом и

рубите , не обращая дух - разум на противника. Противник ваш проникнут

Пустотой , и вы сами проникнуты Пустотой - представьте , что ваши руки в

ударе и меч также проникнуты Пустотой , но при этом не фиксируйте дух -

разум и на самой идее Пустоты.".

Трактат Такуана так и называется "О непоколебимом духе - разуме" . Весь его

пафос направлен на достижение состояния отрешенности (му - син) , при

котором человек действует по принципу "бессознательного сознания" , то есть

подсознательно.

В буддизме , отмечает Такуан , существует пятьдесят две ступени духовного

восхождения. Одна из них называется "остановка" . Это свойство духа -

разума фиксироваться на чем-то одном так , что трудно оторваться. В

фехтовании подобная остановка подобна смерти. Постоянная напряженная

готовность хороша для новичка , для мастера же подходит лишь состояние

полной расслабленности.

Говоря о непоколебимости духа , Такуан ссылается на буддийское божество

Фудо - мео (Бог непоколебимости) , которое воплощает идею вечного покоя и

внутренней готовности к борьбе. Только такое состояние дает возможность

действовать согласно заповеди Дзен : "Перехватив меч противника , обратить

клинок против него самого". Избавившись от фиксации духа - разума на одном

объекте , мастер может уверенно сражаться со многими :

"Когда вы окружены со всех сторон , и каждый из противников пытается

поразить вас мечом , вы должны парировать , переходя без "остановки" от

одного меча к другому. Тогда ваши шансы будут равны. Если же ваше внимание

задержится на одном мече и не успеет переключиться на другой , вы окажетесь

во власти врага. Дух - разум ни в коем случае не должен задерживаться на

одном , дабы сохранить свою природную подвижность".

Дух должен постоянно пребывать в состоянии мячика , плывущего по течению

реки. Это состояние культивируется не только в бу - дзюцу , но и в других

видах дзенской практики. Избавление от остановки (бонно) , паузы при

реакции на любое действие и есть конечная цель дзенского психотренинга.

В начале занятий неофит кэн - дзюцу совершенно свободен от стопоров - они

появляются по мере овладения техникой и ее комбинациями. Лишь многолетние

усердные занятия могут привести к конечному состоянию "естественности" ,

гармоническому слиянию тела и духа , к обладанию "экстремальным разумом".

"Не фиксация духа - разума дает непоколебимость ,- пишет Такуан ,-

поскольку не позволяет вещам относительным отвлекать дух - разум . Это и

есть высший смысл бытия, Бог , Будда , суть Дзен ,величайшее таинство".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.