Рефераты. Роль бессознательного в понятии сознания






себе не позволили; или критика, которую мы оставили при себе. Но чем больше

путем самопознания и соответствующего ему поведения мы осознаем сами себя,

тем интенсивнее исчезает слой личного бессознательного, залегающий поверх

коллективного бессознательного. Благодаря этому возникает сознание, не

втиснутое больше в мелочный и личностно чувствительный мир Я, а

сопричастное более широкому миру, объекту. Это более широкое сознание – уже

не тот чувствительный, эгоистический клубок личностных желаний, опасений,

надежд и амбиций, который должен быть компенсирован или хотя бы

корригирован противоположной бессознательно-личностной тенденцией, а та

функция отношений, связанная с объектом, миром, которая перемещает

индивидуума в безусловное, обязывающее и нерушимое сообщество с миром.

Возникающие на этой ступени коллизии – это уже не конфликты, вызванные

эгоистическими желаниями, а трудности, касающиеся как меня, так и другого.

На этой ступени речь идет в конечном счете о коллективных проблемах,

приводящих в движение коллективное бессознательное, так как они требуют

коллективной, а не индивидуальной компенсации. Здесь мы можем наконец

спокойно признать, что бессознательное продуцирует содержания, значимые не

просто для того, к кому они относятся, а и для других, даже для многих и,

может быть, для всех .

Подобно многим философам, апеллирующим к данному понятию, он готов

признать за бессознательным эвристическую ценность, то есть рассматривать

его в качестве теоретической конструкции, необходимой для лучшего понимания

и объяснения человеческой психики. Однако, в отличии от тех философов,

которые усматривают в бессознательном лишь теоретический концепт,

способствующий устранению логических связей между сознательными процессами

и глубинными структурами психики, Фрейд рассматривает бессознательное как

нечто реально психическое, характеризующееся своими особенностями и имеющее

вполне конкретные содержательные импликации. Исходя из такого понимания, в

рамках психоаналитической философии предпринимается попытка осмысления

бессознательного психического посредством выявления его содержательных

характеристик и раскрытия специфики протекания бессознательных процессов.

Фрейд пишет, что деление психики на сознательное и бессознательное

является основной предпосылкой психоанализа. Причем такое деление оправдано

не только методически, но и интуитивно. Практика работы Фрейда и других

психоаналитиков, ярко подтверждает наличие этих двух частей психики [7].

Фрейд указывает, что психоанализ не может считать сознательное сущностью

психического, но должен рассматривать сознание как качество психического,

которое может присоединится или не присоединится к другим его качествам.

Что же такое сознательное и бессознательное с позиции фрейдизма,

психоанализа?

В своей фундаментальной работе Я и ОНО [1] Фрейд отмечает, что быть

сознательным это прежде всего чисто описательный термин, который опирается

на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее,

что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает

длительно сознательным. Наоборот, характерным для него является то, что

состояние осознанности быстро проходит, представление в данный момент

сознательное, а в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может

вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким

оно было в промежуточный период мы не знаем; можно сказать, что оно было

латентным, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было

стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также

дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает с

латентным или потенциально сознательным.

Интерпретируем эту идею Фрейда и представим ее для этого в

символической форме.

Говоря современным языком человек оперирует информацией, содержащийся в

его сознании. Обозначим информацию находящуюся в сознании как Ij. Учитывая,

что в конкретный момент времени человек в состоянии использовать только

некоторую порцию из имеющейся в нем информации, тогда Ij и есть эта

порция, что можно выразить как (Ij . Отсюда следует, что (Ij есть текущее

содержимое сознания, то есть в момент tn. Если рассмотреть бесконечный

временной период появления (осознания) объекта (Ij, то окажется, что

существует некоторая бесконечная сумма этих объектов ((Ijn, где n

бесконечное число (Ij. Используя дискретный подход можно сказать, что (Ij

есть информационный квант (элемент) множества S, которое является ни чем

иным как ((Ijn. Такое изложение позволяет воспользоваться аппаратом теории

множеств и утверждать, что S это общее количество информации человека. И

соответственно выделить в данном множества два подмножества S={B,U}. Где B

есть (Ij, а U это ((Ijn-(Ij. Теперь перейдем на язык психологии и определим

сознательное как B, а бессознательное как U.

[pic]

Рисунок 1 . Общая структура психики с точки зрения психоанализа.

Необходимо также добавить, что вышеприведенные рассуждения не

рассматривают качественную сторону (Ij, во-первых, и бесконечно временной

период был включен, как отображение факта постоянного притока информации в

человека, во-вторых.

В повествовании о истоках психоаналитической теории Фрейд акцентирует

внимание на то, что понятие бессознательное возникает большей частью из

учения о вытеснении. И заявляет, о том, что есть два вида бессознательного:

латентное, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по

себе и не может стать сознательным [1]. Далее, Фрейд уточняет сказанное,

считая тем не менее, предложенную модель бессознательного не достаточно

удобной. Он пишет: В дальнейшем ходе психоаналитической работы выясняется,

однако, что и эти различия оказываются недостаточными, практически

неудовлетворительными .

Здесь целесообразно привести значительную часть статьи Я и ОНО , для

целей изложения.

Мы создали себе представление о связной организации душевных процессов

в одной личности и обозначаем его как Я этой личности. Это Я связано с

осознанием, оно господствует над побуждениями к движению, то есть к

разрядке возбуждения во внешний мир. Эта та душевная инстанция, которая

контролирует все частные процессы, которая ночью отходит ко сну и все же

руководит цензурой сновидений. Из этого Я исходит также вытеснение,

благодаря которому известные душевные побуждения подлежат исключению не

только из сознания, но также из других областей влияний и действий. Это

устранение путем вытеснения в анализе противопоставляет себя Я, и анализ

стоит перед задачей устранить сопротивление, которое Я оказывает попыткам

приблизиться к вытесненному. Во время анализа мы наблюдаем, как больной,

если ему ставятся известные задачи, испытывает затруднения; его ассоциации

прекращаются, как только они должны приблизиться к вытесненному. Тогда мы

говорим ему, что он находится во власти сопротивления, но сам он ничего о

нем не знает, и даже в том случае, когда на основании чувства

неудовольствия, он должен догадываться, что в нем действует какое-то

сопротивление, он все же не умеет ни назвать, ни указать его. Но так как

сопротивление, несомненно, исходит из его Я и принадлежит последнему, то мы

оказываемся в неожиданном положении. Мы нашли в самом Я нечто такое, что

тоже бессознательно и проявляется подобно вытесненному, то есть оказывает

сильное действие, не переходя в сознание, и для осознания чего требуется

особая работа.

Однако следствия из нашего понимания бессознательного еще более

значительны. Знакомство с динамикой внесло первую поправку, структурная

теория вносит вторую. Мы приходим к выводу, что бессознательное не

совпадает с вытесненным; остается верным, что вытесненное бессознательно,

но не все бессознательное есть вытесненное. Даже часть Я (один бог ведает,

насколько важная часть) может быть бессознательной и без всякого сомнения и

является таковой. И это бессознательное в Я не есть латентное в смысле

предсознательного, иначе его нельзя было бы сделать активным без осознания

и само осознание не представляло бы столько трудностей. Когда мы, таким

образом, стоим перед необходимостью признания третьего, не вытесненного

бессознательного, то нам приходится признать, что свойство

бессознательности теряет для нас свое значение (Прим. мое. имеется в виду

для понимания структуры психики). Оно становится многозначным качеством, не

позволяющим широких и непререкаемых выводов, для которых нам хотелось бы

его использовать. Тем не менее нужно остерегаться пренебрегать им, так как

в конце концов свойство бессознательности или сознательности является

единственным лучом света во тьме глубинной психологии [1]. (Трудно

сказать, что в действительности Фрейд имел в виду, когда говорил о третьем

бессознательном [4])

В приведенной цитате наиболее важные моменты подчеркнуты. Обращая на

них особе внимание, можно выделить главное:

1. Характеристика Я в структуре психики определяется основной

чертой Я в своей основе бессознательно.

2. Бессознательное (по Фрейду) состоит как минимум из трех

компонентов.

3. Объект Я скрыт от содержимого сознания, по крайней мере

частично.

По сути дела в Я и ОНО Фрейд разрабатывает структурную организацию

психики.

Фрейд пишет, что все наше знание постоянно связано с сознанием. Даже

бессознательное мы можем узнать только путем превращения его в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.