Рефераты. Роль бессознательного в понятии сознания






самым к началу XX столетия была подготовлена почва для возникновения такого

учения, как психоанализ, который поставил проблему бессознательного в центр

своих теоретических и практических изысканий.

В философских системах прошлого анализ духовной деятельности человека и

постижение его субъективно- личностных характеристик осуществлялись с

помощью отвлеченного мышления, абстрактного рассуждения о человеческой

душе. Наиболее доступным и, пожалуй, единственным методом познания

внутрипсихических явлений на протяжении многих столетий оставался метод

интроспективного видения человека, основанный на способности и умении

субъекта проникнуть в существо своих внутренних переживаний.

Предполагалось, что только при помощи сознания, благодаря способности

человека направлять сознание на самого себя, пристально всматриваться в

глубины своей души можно выявить в чистом виде и описать внутрипсихические

процессы.

Структура психики в зеркале психоанализа

До Фрейда психология в качестве объекта исследования имела, как

правило, нормального, физически и психически здорового человека и

исследовала феномен сознания. Анализ бессознательного психического

ограничивался или областью философских рассуждений о несводимости психики

человека только лишь к сознанию, или сферой физиологических исследований о

бессознательных двигательных актах индивида.

Неврологические учения второй половины XIX века, сосредоточив внимание

на патологических отклонениях от традиционно признанных норм разума,

обнажили необходимость исследования внутрипсихических характеристик

личности и под углом зрения их болезненных нарушений.

Это предполагало постижение скрытых мотивов поведения человека, а

следовательно, и более глубинное изучение структуры личности, поскольку

исследователь постоянно сталкивался с такими поведенческими

характеристиками, которые не покрывались областью сознательного и

рационального в человеке.

И Фрейд как психопатолог, изучая характер и причины возникновения

неврозов, оказался перед необходимостью исследования природы психического,

в том числе тех структур психики, которые не вписывались в собственно

"сознательное" в человеке. Таким образом, сами задачи и объект исследования

привели его к допущению таких психических актов, которые наряду с

сознательными составляют специфическое содержание психики.

В делении психики на сознательное и бессознательное Фрейд, как уже

отмечалось, не был первооткрывателем. Он на это и не претендовал,

подчеркивая, что понятие бессознательного содержится в высказываниях

поэтов, философов, которые понимали всю важность этого феномена для

раскрытия внутренней жизни человека. Однако фрейдовское понимание

бессознательного отлично от тех трактовок его, которые имели место в

различных философских системах. "Для Фрейда, - как отмечает один из

исследователей, - бессознательное было вопросом факта, "сферой"

человеческого духа и неотъемлемой частью человеческой деятельности". Его в

первую очередь интересует конкретное содержание бессознательного.

Пытаясь постичь существо протекания бессознательных процессов, он

подвергает бессознательное аналитическому расчленению. Фрейд выделяет, во-

первых, скрытое, латентное бессознательное: сознательное представление о

чем-либо, которое в последующее время может перестать быть таковым, но при

определенных условиях способно снова стать сознательным; во-вторых,

вытесненное бессознательное: представления, которые не могут стать

сознательными потому, что им противодействует какая-то сила, и устранение

этой противодействующей силы возможно лишь на основе специальной

психоаналитической процедуры, с помощью которой соответствующие

представления доводятся до сознания. Первый вид бессознательного Фрейд

называет предсознательным, отличая его от вытесненного бессознательного или

собственно бессознательного психического, с которым в основном и имеет дело

психоанализ.

Исследуя сферу бессознательного, Фрейд, подобно многим мыслителям

прошлого, поднимает вопрос о том, каким образом человек может судить о

своих бессознательных представлениях. Если последние не являются предметом

сознания, не осознаются человеком, то можно ли вообще говорить о наличии в

психике бессознательных представлений? Полемизируя с философами, которые

давали отрицательный ответ на этот вопрос и считали, что следовало бы

говорить лишь о слабо осознаваемых, но не бессознательных представлениях,

Фрейд решительно кладет в основу своих теоретических постулатов понятие о

бессознательной душевной деятельности.

При этом, в отличие от отвлеченных рассуждений мыслителей прошлого,

которые также допускали существование бессознательного психического, он

опирался на конкретный материал, полученный из клинических наблюдений над

людьми, страдающими неврастенией. Фрейд пришел к выводу, что

бессознательное является неизбежной фазой психической деятельности каждого

индивида: любой психический акт начинается как бессознательный и только в

дальнейшем осознается, но может так и остаться бессознательным, если на

пути к сознанию встречает непреодолимую для себя преграду. Фрейд, таким

образом, повторим еще раз, не ограничился только констатацией самого факта

существования в психике человека бессознательных представлений, но

стремился вскрыть механизм перехода психических актов из сферы

бессознательного в систему сознания.

Фрейд понимал, что бессознательное человек может распознать только

путем перевода его в сознание. Но каким образом это возможно и что значит

сделать нечто сознательным? Можно допустить, что внутренние бессознательные

акты доходят до поверхности сознания или, наоборот, сознание проникает в

сферу бессознательного, где "улавливает" и распознает эти акты. Но такие

допущения не дают еще ответа на поставленный вопрос.

Как же выйти из тупика? И здесь Фрейд находит решение, аналогичное

тому, о котором в свое время говорил еще Гегель, высказывая остроумную

мысль, что ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия,

заключается в том, что они должны быть иначе поставлены. Не ссылаясь на

Гегеля, Фрейд именно так и поступает. Вопрос: "каким образом что-либо

становится сознательным?" - он облекает в форму вопроса: "каким образом что-

либо становится предсознательным?".

Для Фрейда предсознательным, а впоследствии и сознательным может стать

только то, что некогда уже было сознательным восприятием, позабытым за

давностью времени, но в той или иной степени сохранившим следы

воспоминаний.

В ряде случаев Фрейд пренебрегает своим членением бессознательного и

вполне намеренно. Выделенные им психические системы собственно

бессознательного и предсознательного он объединяет в одну в тех случаях,

когда анализирует взаимоотношения бессознательного и сознания в структуре

психики личности. В общем плане психика человека представляется Фрейду

расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и

бессознательного, которые являются существенными характеристиками личности.

Но во фрейдовской структуре личности эти сферы представлены не равнозначно:

бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть

человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией,

надстраивающейся над бессознательным; своим происхождением сознательное

обязано бессознательному и выкристаллизовывается из него в процессе

развития психики.

Хотя представления Фрейда о структурных уровнях человеческой психики и

менялись на протяжении его теоретической деятельности, принципиальное

деление на сферы сознательного и бессознательного в том или ином виде

сохранялось во всех созданных им моделях личности.

Созданная здесь Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех

элементов, находящихся в определенном соподчинении друг с другом: "Оно"

(Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость",

основа деятельного индивида, такая психическая инстанция, которая

руководствуется своими собственными законами, отличными от законов

функционирования остальных составных частей личности; "Я" (Ego) - сфера

сознательного, посредник между бессознательным, внутренним миром человека и

внешней реальностью, в том числе природными и социальными институтами,

соизмеряющий деятельность бессознательного с данной реальностью,

целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью; "Сверх-Я" (Super-Ego)

- внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки

общества, своего рода моральная цензура, которая возникает как посредник

между бессознательным и сознанием в силу неразрешимости конфликта между

ними, неспособности сознания обуздать бессознательные порывы, стремления,

желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной

реальности.

Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд

исходит из того, что выделенный им глубинный, природный ее слой - "Оно" -

функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего

удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей и вожделений

индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в

нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и

направить их в русло социально одобренного поведения. На первый взгляд

может даже показаться, что именно "Я", это сознательное начало, является

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.