Рефераты. Роль бессознательного в понятии сознания






Роль бессознательного в понятии сознания

ВВЕДЕНИЕ

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в

отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим

решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых

дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали

разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство,

техника — словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы

раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности

сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как

крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты

отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая

сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как

самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют

сознание как нечто изначальное: оно не только необъяснимо ничем, что

существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в

природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно

достоверной реальностью признают сознание сторонники субъективного

идеализма.

Согласно представлениям, которые возникли в глубокой древности и

сохранились поныне в религиозных верованиях и в идеалистической философии,

в человеческом организме действует какай-то особая, сверхъестественная сила

— душа, которая будто бы и является носителем и причиной наших мыслей,

чувств, желаний. Такие представления, по сути, мистифицирующие сознание,

всегда служили препятствием на пути исследования и явлений природы, и

событий общественной жизни, и самой сущности человека. Отсюда агностические

утверждения о том, что постигнуть суть сознания — столь же тщетная попытка,

как, скажем, стремление утопающего вытащить самого себя за волосы из воды.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм

ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром,

выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология

исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из

признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира. Однако до

возникновения марксизма материалистическая трактовка сознания носила

ограниченный, метафизический характер: она сводила сознание к пассивно-

созерцательному отражению мира, не учитывая его социально-исторической

сущности, его связи с общественной практикой.

Сознание — это высшая, свойственная только людям и

связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и

целенаправленном отражении .действительности, в предварительном

мысленном, построении действий и предвидении ах

результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения

человека.

Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни

обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу

человека никто еще не «нашел» непосредственно ни одной ни самой серенькой,

ни самой яркой мысли: мысль, идеальное не имеет существования в физическом

и физиологическом смысле этого слова. Вместе с тем мысли, идеи реальны. Они

существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то «недействительным». Однако

ее действительность, реальность не материальна, а идеальна. Это наш

внутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание, а также весь мир

«надличной» духовной культуры человечества, то есть внешне

объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя сказать, что

реальнее — материя или сознание. Здесь речь идет не о мере, а о типах

реальности. Материя — объективная, а сознание — субъективная реальность.

Субъективный образ как знание, как духовная реальность и

физиологические процессы как его материальный субстрат — качественно разные

явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механистическую

тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как

субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и

материальное и доводить это противопоставление до полного распада мира на

две субстанции — духовную и материальную. Для преодоления как

механистической, так и идеалистической тенденции в трактовке психических

явлений огромную методологическую роль играет положение Ленина о том, что

противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в

пределах ограниченной области: в данном случае исключительно в пределах

основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что

вторичным. «За этими пределами оперировать с противоположностью материи и

духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было

бы громадной ошибкой». Почему? Потому что идеальное, сознание — это не

субстанция, а функция определенным образом организованной материи. Принцип

диалектико-материалистического монизма состоит в признании ощущения одним

из свойств движущейся материи.

Сознание и объективный мир — противоположности, образующие единство.

Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей.

Именно она и порождает необходимость психического, сознательного отражения

действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего

верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

Ленинское положение о том, что ощущение есть копия, снимок с

действительности, имеет существенное методологическое значение. Оно дает

возможность показать полную несостоятельность агностических и

идеалистических концепций ощущения и сознания в целом.

Понятие «сознание» не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют

в виду

психическое отражение действительности, независимо от того, на каком

уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или

рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем

самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его

структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не

просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму

психического отражения действительности. Сознание здесь структурно

организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных

элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре

сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как

осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к

содержанию того, что отражается. «Способ, каким существует сознание и каким

нечто существует для него, это — знание». Развитие сознания предполагает

прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом

человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину

проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное,

научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также

чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия,

представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не

исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт

внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности

внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти

учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение

австрийского врача-психиатра и психолога З. Фрейда создателя этого учения

часто сравнивают с Аристотелем, Коперником, Колумбом, Магелланом, Ньютоном,

Гете, Дарвином, Марксом, Эйнштейном, его называют "ученым и провидцем",

"Сократом нашего времени", "одним из великих основоположников современной

социальной науки", "гением в действии", сделавшим решающий шаг к подлинному

пониманию внутренней природы человека [9].

Философские и естественно-научные предпосылки психоанализа

Психоанализ в его классической форме был основан 3. Фрейдом на рубеже

XIX и XX столетий, когда намечалась ломка традиционных представлений о

психической жизни человека, методах и границах познания психической .

реальности, ставшей объектом пристального внимания и споров философов,

психологов, физиологов, неврологов. Из всего многообразия проблем,

связанных с осмыслением психической реальности, можно выделить две главные,

от правильного понимания которых во многом зависело решение всех остальных.

Это, во-первых, проблема содержания психической реальности и, как более

частный аспект ее, вопрос о правомерности сведения психики к сознанию; во-

вторых, проблема метода исследования собственно психических явлений.

Возникновение психоанализа как раз и связано со своеобразным видением

3. Фрейдом этих основных, краеугольных проблем, с его попытками их

собственной интерпретации и разрешения.

Первая из этих проблем, вызвавшая оживленную дискуссию в конце XIX-

начале XX века, имеет свою предысторию, уходящую корнями в философскую

мысль предшествующих столетий. Рассуждения о взаимоотношениях между телом и

душой, материей и сознанием составляют, как известно, основу многих

философских систем прошлого.

История развития философской мысли наглядно свидетельствует, что

интерес к познанию человеческой души проявляется уже на самых ранних

стадиях становления философского знания - в древнегреческой,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.