Рефераты. Роль бессознательного в понятии сознания






той движущей силой, которая заставляет "Оно" изменять направление своей

деятельности в соответствии с санкциообразующими нормативами социального

бытия. Однако во фрейдовской структуре личности дело обстоит иначе: не "Я"

управляет "Оно", а наоборот, "Оно" исподволь, невластно диктует свои

условия "Я". Для образного описания взаимоотношений между "Я" и "Оно" Фрейд

прибегает к аналогии сравнительного отношения между всадником и лошадью,

подобно тому как в свое время А. Шопенгауэр использовал эту же аналогию для

раскрытия отношений между интеллектом и волей. Если воля, по Шопенгауэру,

только внешне подчинена интеллекту, как конь узде, а на самом деле, подобно

коню, может, закусив удила, обнаруживать свой дикий норов и отдаваться

своей первобытной природе, то фрейдовское "Оно" также являет собой лишь

видимость подчинения "Я": как всаднику, не сумевшему обуздать лошадь,

остается вести ее туда, куда ей хочется, так и "Я" превращает волю "Оно" в

такое действие, которое является будто бы его собственной волей '. Как

покорный слуга бессознательных влечений, фрейдовское "Я" пытается сохранить

свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Поскольку ему это не всегда

удается, в нем самом образуется новая инстанция-"Сверх- Я" или "Идеал-Я",

которая царит над "Я" как совесть или бессознательное чувство вины, Во

фрейдовской модели личности "Сверх-Я" указывается как бы высшим существом,

отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и * авторитетов.

Если "Я" - это главным образом представитель внешнего мира, то "Сверх-Я"

выступает по отношению к нему как защитник интересов "Оно". По своему

положению и функциям в психике человека "Сверх-Я" призвано осуществлять

сублимацию бессознательных влечений, то есть переключение социально

неодобренного порыва "Оно" в социально приемлемый импульс "Я", и в этом

смысле как бы солидаризируется с "Я" в обуздании влечений "Оно". Но по

своему содержанию фрейдовское "Сверх-Я" оказывается все же близким и

родственным по отношению к "Оно", поскольку является "наследником эдипова

комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений Оно и самых

важных libid'ных судеб его" ". "Сверх-Я" даже противостоит "Я" как

поверенный внутреннего мира "Оно", что может привести к конфликтной

ситуации, чреватой нарушениями в психике человека.

Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного сознания",

которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую

сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с "Оно", так и со "Сверх-

Я".

Хотя Фрейд признавал "наследственность" и "природность"

бессознательного, субъективно он верил в способность осознания

бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: ""Там,

где было "Оно", должно быть "Я"". Задачу психоанализа он видел в том, чтобы

бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания,

чтобы раскрытие природы бессознательного помогло человеку овладеть своими

страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Таков был замысел

фрейдовского психоанализа. Однако объективные результаты применения

психоаналитического метода в исследовании природы человека не оказались

плодотворными. Фрейдовский структурный анализ человеческой психики не

только не позволил создать сколько-нибудь целостного представления о

внутренней жизни индивида, раскрыть мотивацию его поведения, но многие

установки и положения, сформулированные основоположником психоанализа, со

временем обнаружили свой явно ненаучный и иллюзорный характер.

"Логика" бессознательного конфликта. Давно было замечено, что человек

нередко не осознает смысл и значение мотива своего поведения. А если при

этом попросить объяснить свое поведение, то он часто называет такие

причины, которые не отражают его подлинных намерений. Многие поступки

человека, если он впоследствии задумывается над ними, оказываются

загадочными не только для окружающих, но и для него самого. Не удивительно

поэтому, что мотивационная деятельность индивида, движущие силы, стоящие за

его поступками, причины, побуждающие его поступать так, а не иначе, всегда

привлекали внимание пытливых умов человечества, стремившихся постичь

сущность человеческой природы. Не мог пройти мимо рассмотрения скрытых

мотивов поведения человека и Фрейд. Анализ человеческого поведения стал для

него одним из важнейших аспектов осмысления динамики психической

деятельности и "логики" бессознательных конфликтов, драматически

разыгрывающихся в глубинах личности.

В противоположность теоретикам, которые причину человеческого поведения

пытались отыскать во внешней среде, вызывающей ответную реакцию

человеческого организма, основатель психоанализа обратился н внутренним

стимулам, под воздействием которых, по его мнению, приходят в движение все

психические процессы, обусловливающие мотивационную структуру поведения

человека. Наиболее приемлемым в этом смысле Фрейду представлялось понятие

бессознательного влечения, которое он в качестве условного допущения и

положил в основу мотивации поведения человека. Понятие бессознательного

влечения стало в его теории тем реально-значимым концептом, при помощи

которого объяснялась эволюция всего живого от примитивного организма до

высокоразвитой психической организации человека.

Фантазия и мифотворчество наделяются в учении Фрейда функцией

сублимирования бессознательных влечений человека. Такое понимание причин

возникновения искусства накладывает отпечаток и на фрейдовскую

психоаналитическую концепцию.

художественного творчества, и на конкретный анализ отдельных

произведений искусства.

Как в том, так и в другом случае предлагается психоаналитическая

процедура по расшифровке "языка" бессознательного, который в символической

форме обретает будто бы свою самостоятельность в фантазиях, мифах, сказках,

снах, произведениях искусства. Искусство, таким образом, рассматривается

Фрейдом как своеобразный способ примирения оппозиционных принципов

"реальности" и "удовольствия" путем вытеснения из сознания человека

социально неприемлемых импульсов. Оно способствует устранению реальных

конфликтов в жизни человека и поддержанию психического равновесия, то есть

выступает в роли своеобразной терапии, ведущей к устранению болезненных

симптомов. В психике художника это достигается путем его творческого

самоочищения и растворения бессознательных влечений в социально приемлемой

художественной деятельности [3].

Зигмунд Фрейд и концепция бессознательного

Концепция бессознательного, той части человеческой души, которая

является своеобразной тайной для индивида, развивалась на протяжении

тысячелетий. Факт научной непознанности психики человека использовалась и

эксплуатируется до сих пор всеми религиями.

Человек в своем сознании ограничен. Нечто лежащее за пределами его

мыслей, но существующее в том же головном мозге, контролирует фронтальную

личность. Автоматизм мышления кажется нам чем-то естественным и простым

для восприятия, но за этой простотой кроется истинная природа человеческой

психики, которая по-видимому и есть подлинное Я.

Наибольший вклад в развитии концепции бессознательного внес Зигмунд

Фрейд [1]

Бессознательное не является для Фрейда чем-то абстрактным, совершенно

бессодержательным и неуловимым, что может выступать в лучшем случае в

качестве отвлеченного понятия, используемого при описании некоторых

психических процессов [4]. Мы должны различать личное бессознательное и не-

или сверхличное бессознательное. Последнее мы обозначаем также как

коллективное бессознательное (Коллективное бессознательное представляет

собой объективно-психологическое, а личное бессознательное – субъективно-

психическое.) – именно потому, что оно отделено от личного и является

абсолютно всеобщим, и потому, что его содержания могут быть найдены

повсюду, чего как раз нельзя сказать о личностных содержаниях. Личное

бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные (намеренно

забытые) тягостные представления, так называемые подпороговые

(сублиминальные) восприятия, т. е. – чувственные перцепции, которые были

недостаточно – сильны для того, чтобы достичь сознания, и, наконец,

содержания, которые еще не созрели для сознания. Оно соответствует часто

встречающемуся в сновидениях образу Тени (Под Тенью я понимаю "негативную"

часть личности, а именно сумму скрытых, невыгодных свойств, недостаточно

развитых функций и содержаний личного бессознательного. Изначальные образы

– это наиболее древние и наиболее всеобщие формы представления

человечества. Они в равной мере представляют собой как чувство, – так и

мысль; они даже имеют нечто подобное собственной, самостоятельной жизни,

что мы легко можем видеть в тех философских или гностических системах,

которые имеют о своим источником познания восприятие бессознательного.

Представление об ангелах, архангелах, "тронах и господствах" у Павла,

архонтах у гностиков, небесной иерархии у Дионисия Ареопагита и т. д.

происходит из восприятия относительной самостоятельности архетипов.

Бессознательные процессы, компенсирующие сознательное Я, содержат в

себе все те элементы, которые потребны для саморегулирования целокупной

психики. На личностной ступени это не признанные сознанием личностные

мотивы, появляющиеся в сновидениях; или значения дневных ситуаций, не

замеченные нами; или выводы, не сделанные нами; или аффекты, которые мы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.