Рефераты. Проблема идентификации человека в пространстве истории






руководствующиеся общими нормами здоровья. Оно проникает в стандартизацию

промышленных процессов и изделий. Подобно надзору, и вместе с ним

нормализация становится одним из главных инструментов власти в конце

классического века. Ведь знаки, некогда свидетельствовавшие о статусе,

привилегиях, принадлежности к чему-то, всё больше заменяются – или, по

крайней мере, дополняются – целым рядом степеней нормальности,

свидетельствующих о принадлежности к однородному общественному телу, но

также играющих некоторую роль в классификации, иерархизации и распределении

рангов. В каком-то смысле власть нормализации насаждает однородность; но

она индивидуализирует, поскольку позволяет измерять отклонения, определять

уровни, фиксировать особенности и делать полезными различия, приспосабливая

их друг к другу. Вполне понятно, как власть нормы действует в рамках

системы формального равенства, поскольку внутри однородности, являющейся

правилом, норма вводит в качестве полезного императива и результата

измерения весь диапазон индивидуальных различий».[16]

Каждая деталь должна соответствовать определённому стандарту, иметь

сертификат качества, гарантирующий её исправное функционирование

(прилагается паспорт завода изготовителя).

«В дисциплинарном режиме, напротив, индивидуализация является

«нисходящей»: чем более анонимной и функциональной становиться власть, тем

больше индивидуализируется те, над кем она отправляется; она отправляется

через надзор, а не церемонии; через наблюдение, а не мемориальные

повествования; через основанные на «норме» сравнительные измерения, а не

генеалогии, ведущиеся от предков; через «отклонения», а не подвиги. В

системе дисциплины ребёнок индивидуализируется больше, чем взрослый,

больной – больше, чем здоровый, сумасшедший и преступник – больше, чем

нормальный и законопослушный. В каждом упомянутом случае все

индивидуализирующие механизмы нашей цивилизации направлены именно на

первого; если же надо индивидуализировать здорового, нормального и

законопослушного взрослого, всегда спрашивают: много ли осталось в нём от

ребёнка, какое тайное безумие он несёт в себе, какое серьёзно преступление

мечтал совершить. Все науки, формы анализа и практики, имеющие в своём

названии корень «психо», происходят от этого исторического переворачивания

процедур индивидуализации. Момент перехода от историко-ритуальных

механизмов формирования индивидуальности к научно-дисциплинарным

механизмам, когда нормальное взяло верх над наследственным, а измерение –

над статусом (заменив тем самым индивидуальность человека, которого помнят,

индивидуальностью человека исчисляемого), момент, когда стали возможны

науки о человеке, есть момент, когда были осуществлены новая технология

власти и новая политическая анатомия тела».[17]

П.6. Регистрация.

Каждый член общества (равно – единица общества, гражданин) должен

иметь паспорт (документ, удостоверяющий личность). В нём записано: Имя,

Фамилия и Отчество, дата и место рождения, место регистрации, воинская

обязанность и т. д. Данный документ заверен отделом внутренних дел и т. д.

Именно с этим документом работают институты власти. Важно не то, что

говорит человек (люди имеют способность обманывать), а то что записано в

документе. Это сертификат соответствия. Каждый такой документ имеет серию и

номер, то есть код. Каждая единица общества получает номер, по которому она

идентифицируется. На каждого индивида можно вести досье – индивидуальную

историю жизни. Можно вести историю тела как историю болезни. Такие истории

можно составлять в каталоги, систематизировать, разбивать по родам и видам.

Индивидуальная история становиться объектом, частью системы общей истории

государства.

П.7.Дробление.

Каждый получает свою ячейку со своим номером в каталоге. В Паноптиконе

каждый получает свою камеру. Власть следит не за всеми вместе, а за каждым

в отдельности. Каждый несёт ответственность, а не все несут ответственность

общую. Происходит дробление на единицы. В случае нарушения закона группой

лиц, ответственность несёт каждый в отдельности за общее преступление. При

этом преступлению, совершённому в составе группы соответствует более

строгое наказание, нежели подобному преступлению совершённому одним лицом.

Групповое преступление является отягчающим обстоятельством, так как несёт

большую угрозу для социума.

Приказ или распоряжение отдаётся общее для одной группы, то есть, для

всех участников, но звучит оно для каждого, поскольку ответственность за

выполнение приказа несёт каждый участник, но выполняется он всей группой,

так как каждая единица находится в функциональной связанности с другими

единицами группы. Поломка одной детали приводит к нарушению работы всего

узла механизма и, следовательно, к нарушению всего процесса производства.

Через понимание поднадзорности каждым индивидом, осуществляется сборка

и функционирование машины (группы). (Коммунального тела). И это уже не

бесформенная толпа, а исправно работающий механизм, где каждый имеет своё

место, выполняет свою функцию, подчиняется общему времяисчислению и

выполняет синхронные действия согласно заданной программе.

«Дисциплины должны также усиливать единичную полезность каждого

элемента множества, причем самыми быстрыми и дешёвыми способами, используя

для этого, так сказать, само множество. Отсюда использование, для

извлечения из тел максимума времени и сил, общих методов, известных как

распорядок дня, коллективная муштра, упражнения, глобальный и вместе с тем

детальный надзор. Кроме того, дисциплина усиливает эффект полезности

множеств, добиваясь, чтоб каждое из них было полезнее простой суммы своих

элементов; именно для увеличения полезных свойств множества дисциплины

вводят тактики распределения, обоюдного приспособления тел, жестов и

ритмов, дифференцирование способностей, взаимной координации относительно

аппарата или задач. Наконец, дисциплины должны вводить в игру отношения

власти (не над множеством, но в самой его толще) как можно более

незаметным, как нельзя лучше связанным с другими его функциями и наименее

дорогостоящим образом: этой цели отвечают анонимные инструменты власти,

сопротяженные с множеством, которое они систематизируют и унифицируют, -

иерархический надзор, непрерывная запись и регистрация, вечная оценка и

классификация»[18].

§3 «Образование» и «изготовление».

П.1. Дисциплинарное пространство школы.

Институт образования. Его так же можно описать как машину в системе

государства. «Завод», на котором изготавливают детали. Он же институт

социализации и стандартизации. Здесь происходит адаптация ребёнка к жизни в

социуме. Новорожденный материал, из которого надо сделать «полноценного»

члена общества.

Школа так же является дисциплинарным пространством. Расписание

занятий, время начала занятий и их продолжительность, дисциплина: что

должен и чего не должен делать ученик на занятиях, шкала оценок подготовки

ученика. В начальной школе отдельно оценивается прилежание и отдельно

поведение ученика, при этом следует обратить внимание на то, что оценка эта

касается не только поведения ученика во время занятий, но и поведения во

весь период присутствия на территории школы. Отчасти это может быть

оправдано техникой безопасности. Но это техника безопасности на всю

предстоящую жизнь и за пределами учебного заведения, её второе имя –

дисциплина. И даже на оборот: «техника безопасности» - второе имя

дисциплины. Так же может быть разработана система поощрений и наказаний

(замечаний) за «общественную деятельность», то есть: поливание цветов,

«самоотверженную» работу на дежурстве, особую бдительность и так далее.

Оценки, получаемые учеником, а так же поощрения и взыскания регистрируются

в журнале преподавателя и в дневнике ученика. В обязанности учащегося школы

входит регулярное посещение учебного заведения, подчинение правилам,

действующим на территории школы, выполнение домашних заданий и т.д.

Процесс обучения делится на периоды (стадии – классы), то есть разные

уровни, по прошествии которых ученик должен держать экзамен. Происходит

дробление по возрастным категориям, от младшего возраста к старшему, и по

уровню сложности знаний, от простого к сложному.

«Именно это дисциплинарное время постепенно внедряется в

педагогическую практику, обособляя время обучения и отделяя его от времени

взрослости, времени владения мастерством. Устанавливая различные стадии,

отделённые друг от друга всё более трудными экзаменами. Вводя программы,

каждая из которых должна выполняться на определённой стадии и содержать

упражнения возрастающей трудности».[19]

«Дневник» - это документ, который для школы является «паспортом» и

«трудовой книжкой» одновременно. На каждого ученика в школе заводиться

«личное дело», которое храниться в архиве школы и после того, как тот

получит аттестат и станет выпускником. Это «дело» может быть затребовано

другими институтами государственной власти в порядке, предусмотренном

законом. Таким образом, повторяется модель: «Паспортный стол» - «личное

дело» - «паспорт» и «Школа» - «личное дело» - «дневник». Первое и второе не

двойники, но родные братья. Забавно и само название «личное дело», которое

уже давно не воспринимается как личное, это просто некоторая часть фактов

из жизни одного индивида. Оно не носит значения приватного, интимного. Оно,

даже, в своей материальной оформленности, в виде справок, записок, отзывов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.