Рефераты. Прикладное искусство Батик






радостный, мрачный и пр. Они рождаются в результате зрительного и

эмоционального ощущения, возникающего при первом знакомстве с вещью. Основу

этого ощущения составляет глубокая внутренняя связь, существующая во всяком

законченном художественном произведении между общим композиционным

замыслом, орнаментальным ритмом и колористическим решением. Но только

обладая богатым опытом в создании художественных произведений, знаниями

закономерностей взаимоотношения цветов, можно проанализировать зрительные

ощущения, сказать, почему - то или иное произведение, его колорит хороши

или плохи, насколько полно они раскрывают художественную идею произведения,

и передать эти знания ученикам.

Сложные вопросы, связанные с цветовым решением, не исчерпываются данными

здесь сведениями. Они приобретают ценность в руках вдумчивого художника при

осмысленном применении их в процессе создания художественных произведений.

Глава IV. ОПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ

4.1. Краткий экскурс в мир майя.

Около 10000 лет назад, когда закончился последний ледниковый

период, люди с севера двинулись осваивать южные земли, известные теперь под

названием Латинская Америка. Они расселились на территории, составившей

потом область майя, с горами и долинами, густыми лесами и безводными

равнинами. В область майя входят современные Гватемала, Белиз, часть

Мексики, Гондураса и Сальвадора

В течение последующих 6000 лет местное население перешло от

полукочевого существования охотников-собирателей к более оседлому

земледельческому образу жизни.

Примерно в 1500 году до Н.Э. началось повсеместное строительство

посёлков, послужившие началом так называемого «до классического» периода, с

которого начинается отсчёт столетий славной цивилизации майя.

4.1.1. Историческая панорама.

«Доклассический период»

1500 году до Н.Э. – 250г. Н.Э.

Люди приобрели некоторые сельскохозяйственные навыки, научились

повышать урожайность полей, по всей области майя возникают густонаселённые

посёлки сельского типа. Около 1000 года до Н.Э. сельские жители Куэльо (на

территории Белиза) изготовляли глиняную посуду и хоронили умерших, соблюдая

положенный церемониал: в могилу клали кусочки зелёного камня и другие

ценные предметы. В искусстве майя этого периода заметно влияние ольмекской

цивилизации, возникшей в Мексике на берегу залива и установившей торговые

связи со всей Мезоамерикой.

С 300года до Н.Э. по 250 года Н.Э. возникают такие крупные центры,

как Накбе, Эль-Мирадор и Тикаль. Используются ритуальный, солнечный и

лунный календари, развевается иероглифическая письменность, возводятся

храмы, украшенные скульптурными изображениями богов, а затем и правителей

майя. В гробницах правители майя этого периода находят богатые приношения.

Ранний «классический» период.

250-600года Н.Э.

к 250 году Н.Э. Тикаль и соседний с ним город Вашактун становятся

главными городами в центральной низменной зоне на территории майя. Общество

разделилось на правящую элиту и подчиненный ей трудящийся класс

земледельцев, ремесленников, торговцев. Начиная, с III века правители,

облечённые высшей властью, воздвигают храмы-пирамиды и стелы с

изображениями и надписями, призванными увековечить их правление; обряд

посвящения состоит из ритуала кровопускания и человеческих

жертвоприношений. Самая ранняя из известных стел (датированная 292 годом)

найдена в Тикале, она поставлена в честь одного из наследников правителя

Янг-Мок-Шока, основавшего в начале века династию, которой суждено было

править городом 600 лет. В 378году, при девятом правителе из этой династии

– Лапе Великого Ягуара, Тикаль покорил Вашактун. К тому времени Тикаль

находился под влиянием племени воинов и торговцев из мексиканского центра

Теотиукана, переняв у иноземцев некоторые методы ведения войны.

Развитие ремёсел и успехи архитектуры говорят о том, что искусство

в этот период находилось на подъёме. В VI веке Тикали наступает непонятная

полоса затишья: в период с 534 по 593 год памятников почти не ставили.

Поздний "классический" период .

600-900 годы Н.Э.

Классическая культура майя, для которой характерно бурное строительство

дворцов и храмов, в VII-VIII веках вышла на новый уровень развития. Тикаль

возвращает себе былую славу, но появляются и другие, не менее влиятельные

центры. На западе области майя процветает Паленке, которым правит Пакаль,

пришедший к власти в 615 г. и похороненный с наивысшими почестями в 683

году. В VII веке во время 67- летнего правления Дыма- Ягуара, снискал себе

славу и юга- восточный город Конан. Хотя правители таких городов

приходились друг другу родственниками вследствие меж династических браков,

да и в культуре, искусстве и религии этих городов было много общего, они

оставались соперниками. Воины между городами были обычным явлением.

Продолжает развиваться искусство, ремесленники снабжали знать

различными изысканными поделками. Продолжается строительство церемониальных

зданий и многочисленных стел, превозносящих личные заслуги правителей.

Однако, начиная с VIII века, и особенно в IX века, города центральных

низменностей приходят в упадок. В 822 году политический кризис потряс

Конан; последняя датированная надпись в Тикале относится к 869 году.

«Постклассический» период.

900 – 1500 годы Н.Э.

истощение природных ресурсов, упадок сельского хозяйства,

перенаселенность городов, эпидемии, вторжение извне, социальные и

непрекращающиеся войны – все это могло послужить причиной заката

цивилизации майя в южных равнинных областях. К 900 г. строительство на этой

территории прекращается, некогда многолюдные города, покинутые жителями,

превращаются в руины. Но культура майя все еще живет в северной части

полуострова Юкатан. Такие прекрасные города, как Ушмаль, Кабах, Сайиль

иЛабна в холмистой местности Пуук, существует вплоть до 1000 г.

примерно в это же время для города Чичен–Ица наступает пара

процветания, продолжающаяся 200 лет. Новые скульптурные мотивы, как колонна

из дворца ягуаров, и некоторые другие архитектурные детали отражают

возросшие влияния мексиканских культур, преимущественно тольтекской,

развивавшееся в Центральной Мексике прежде ацтекской. После внезапного и

загадочного падения Чичен – Ицы главным городом на Юкатане становится

обнесенный стеной Майяпан. После 250-летнего успешного правления династии

Кокомов, в 1441 году Майапан был разрушен во время восстания, поднятого

вождями с соседних городов. После этого цивилизация майя в прежнем виде

перестает существовать, вырождается в кучку племен, занятых только войной,

и готовится принять последний сокрушительный удар - вторжение испанских

конквистадоров, начавшееся в XVI веке.

4.1.2. Боги, символы и мифы.

Религиозные представления пронизывали все стороны жизни

древнемайяского общества. Как и во всех раннеклассовых обществах, религия у

древних майя была преобладающей формой идеологии, посредством которой

находили свое выражение другие ее виды, в частности искусство и наука.

Среди основных источников для изучения религии майя можно назвать

многочисленные иероглифические тексты, изображения мифологических

персонажей и религиозных обрядов в монументальной скульптуре и памятниках

живописи, наконец, тексты мифологического и культового содержания,

сохранившиеся в записи латиницей.

Простые охотничьи и земледельческие культы животных, земли, влаги, солнца,

кукурузы и духов — покровителей животного и растительного плодородия

составили основной и наиболее архаический слой верований, на который

напластовались создайные позже религиозные представления. Социальное

расслоение вызвало к жизни существование особой общественной группы—

жречества, полностью оторвавшейся от материального производства и

занимавшейся исключительно религиозными делами. Тщательное ведение

календаря, детальное изучение астрономических и метеорологических явлений

позволило жречеству держать под строгим контролем всю деятельность рядовых

земледельцев. Разработка жрецами мифологических и хронолого-исторических

систем и распространение их среди трудящегося населения укрепляли

политические и идеологические позиции высшего класса общества. Основной

идеей таких систем было утверждение необходимости неукоснительно

поддерживать существующий порядок в мироздании и обществе. Отклонение от

него, несоблюдение обрядов должно было привести к мировой катастрофе.

Развитие представлений о загробной жизни, с одной стороны, и

обожествление в классический период особы правителя, в котором видели

представителя неба — с другой, привело к созданию особых форм заупокойного

культа, близких по содержанию к некоторым обрядам древнего Египта. Центрами

культа были многочисленные храмы и различные святилища — от величественных

пирамид до скромных рыбачьих молелен на берегах моря.

В дошедших до нас мифологических сказаниях народов Месоамерики

отражено несколько мифологиче-ских систем, возникших в разное время и па

разных территориях.

Первая и вторая засвидетельствованы у них лишь во фрагментарных

формах: женские статуэтки в древнейших слоях показывают существование

культа «богини с косами»; то же самое можно сказать и о «толстом боге»,

представления о котором доживают до классического периода. Вторая система

довольно полно сохранилась у горных майя, в частности в наиболее древней

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.