Рефераты. Прикладное искусство Батик






между братьями и повелителями мертвых. Обитатели Шибальбы, полностью

усмиренные, подчинились своим победителям. Им было запрещено играть в их

любимую игру в мяч; единственным занятием побежденных должно было отныне

стать изготовление глиняной посуды.

Братья навестили место погребения своего отца и сообщили ему о

происшедшем. После этого они удалились из Шибальбы и вознеслись на небо,

где стали солнцем и луной; убитые Сипакной четыреста юношей, превратившись

в созвездие Плеяды, стали их товарищами. Этим событием заканчивается вторая

часть «По-поль-Вух».

Начало третьей части возвращает нас к прерванной истории сотворения мира.

Боги-творцы, неудовлетворенные своими прежними попытками создать человека,

решили на этот раз использовать в качестве материала кукурузу. Вначале они

не знали, где достать ее, но лисица, койот, попугай и ворона помогли им,

указав местность Пашиль. Из зерен размолотой кукурузы и были созданы четыре

первых человека, но они оказались слишком разумными и проницательными. Это

не понравилось богам, и Хуракан навеял на их глаза туман, после чего многое

в мире стало для них тайным и непонятным. Во время их глубокого сна боги

создали четырех женщин, ставших подругами первых людей. Эти четыре пары и

были предками киче и других народов.

Богатый мифологический материал, легший в основу эпоса киче,

явственно делится на несколько циклов. Один из них повествует о сотворении

мира и человечества, другой, очень сложный, — о происхождении божественных

близнецов и их борьбе с повелителями царства мертвых (к вопросу о

соединении этих двух циклов в последней, дошедшей до нас редакции эпоса мы

еще вернемся). Отдельные части второй мифологемы имеют глубокую древность

и, возможно, восходят к какому-то очень широкому субстрату, имевшему

распространение не только на будущей территории майя 2 или в Месоамерике в

целом, но и в определенных районах Южной Америки. Имя одного из

близнецов—Шбаланке— указывает на связь его с ягуаром (букв. «маленький

ягуар» или «самка ягуара»).

Согласно мифу, творцами мира были богиня Тепев и боги К'у-к'умац и

Хуракан. Они собрались на совет среди бесконечных вод и решили сотворить

мир. «Земля», — вскричали они, и появилась земля. Затем боги создали горы,

долины, растения и животных. Однако животные не могли говорить и

прославлять своих создателей, поэтому Тепев, К'ук'умац и Хуракан изготовили

человека из глины. Но создание оказалось неудачным: оно расплывалось, не

могло двигаться; в первый момент, оно, правда, могло говорить, но разума у

него не было. Поэтому раздраженные боги уничтожили свое неудавшееся

творение.

К числу обрядов принадлежали воскурения ароматными смолами, прежде

всего копалом, молитвы, культовые танцы и песнопения, посты и бдения в

храмах, жертвоприношения самого различного вида. В жертву приносились цветы

и ветви кустарников, плоды и другие продукты питания, кушанья

(изготовлявшиеся без соли и перца), бальче, ткани, изделия и статуэтки из

глины, нефрита, кости и раковин, перья ценных птиц и др. Обычно жертвенные

предметы вымазывались синей или голубой краской.

Очень распространенным обрядом было принесение в жертву животных и

птиц: собак, оленей, кабанов, белок, игуан, ягуаров, индюков, перепелок,

черепах и др. Сердца жертв или сжигались, или помещались между двумя чашами

и в таком виде подносились изображению божества. При раскопках Вашактуна и

Сан-Хосе в Британском Гондурасе археологами были найдены человеческие

черепа, помещенные между двумя блюдами.

У древних майя существовали обряды. Таинственная связь между живыми

людьми, богами и предками достигалась во время разнообразных ритуальных

актов, которые должны были дать возможность выхода из мира людей в мир

духов. Участники ритуальных действий специально доводили себя до такого

состояния, когда в помутившемся сознании возникают видения, что означало

для них выход в иной мир. Майя употребляли настой из сока некоторых

растений, в том числе ядовитых и содержащих галюциногенные вещества, чтобы

вызвать ведения, но главным образом для того, чтобы достичь состояния,

предшествующего главному сакральному действу: кровопускания.

Поводом к этому действу у майя было достаточно. Каждая сколько-

нибудь значительное событие – рождение или смерть, сев кукурузы или

восшествие на престол – требовало непременного подношения богам.

Кровопускание было не просто символическим актом: люди показывали богам,

что приносят в жертву самое дорогое, что у них есть. Они прокалывали язык,

мочки ушей или гениталии, кровью смачивали кусок древесной бумаги, потом

бумагу сжигали, и облачка дыма, поднимаясь к небу, становились пищей богов.

Человеческие жертвоприношения в религии майя занимали не последнее место.

Раньше исследователи, опираясь на слова Ланды, Эрреры и «Сообщения из

Кинакама» о том, что этот вид жертвоприношений был введен мексиканцами,

полагали, что в классический период он отсутствовал. Впоследствии на ряде

памятников искусства классического периода были обнаружены сцены

человеческих жертвоприношений.

4.1.3. Искусство майя.

Не для того, чтобы радовать глаз, но ради высших целей – служение

богам и высоким правителям, художники майя создавали свои бесчисленные

сокровище. Ритуальные предметы должны были понравиться богам – тогда можно

было рассчитывать на их защиту и помощь. Глиняные, каменные, резные,

шлифованные или покрашенные в яркие цвета, эти предметы могли быть любой

формы, в том числе могли изображать богов, людей и животных. Все

художественные элементы имели какое-то символическое значение. Например,

считалось, что нефрит в мозаичной маске, положенной на лицо умершего

правителя, обеспечивает его душе вечную жизнь. Дырочка в расписном

полихромном блюде показывает, что блюдо «убито» и что его освободившаяся

душа может сопровождать умершего в загробных странствиях.

Майя не знали ни металлических инструментов, ни гончарного круга, и, тем

не менее, создавали из глины прекрасные и практичные вещи, используя

формовку, аппликацию и свободную лепку. Каменные инструменты и шлифовальные

порошки применялись не только для работ с твердыми поделочными камнями

вроде нефрита, ими обрабатывали и камень и раковины. Предметы, создаваемые

мастерами должны были иметь форму и орнамент, как предписывала традиция; и,

тем не менее, у мастера оставалась возможность проявить творческий подход в

мельчайших деталях. В искусстве майя изображение часто передает действия

или эмоции. Мастера выработали стиль одновременно и натуралистически, и

информативный, вкладывая в свои произведения заряд жестокости, юмора или

нежности. Предметы, созданные руками безымянных мастеров, до сих пор

поражают людей своей красотой, помогая нашим современникам оживить в своем

воображении этот давно исчезнувший мир.

4.1.4. Научные знания.

Древние майя уделяли большое внимание изучению календаря и

летосчисления, математики, астрономии, медицины и истории. Кроме того, у

них имелись некоторые практические сведения по географии, геодезии,

метеорологии, климатологии, сейсмологии и минералогии. Однако, -как-уже

указывалось, все эти отрасли положительных знаний были тесно переплетены с

религиозными учениями о демонах, божествах, знамениях и предсказаниях.

Сведения о них часто излагались весьма запутанным и перегруженным

мифологическими намеками языком, и поэтому современному исследователю порой

трудно сделать из таких текстов полезный и определенный по своей точности

вывод.

В числе наиболее развитых областей науки у майя несомненно надо назвать

математику или, точнее, арифметику. Еще Ланда отмечал способность майя

легко оперировать громадными числами: «Их счет ведется по 5 до 20, по 20 до

100, по 100 до 400 и по 400 до 8000. Этим счетом они широко пользовались

для торговли какао. У них есть другой счет, более длинный, который они

продолжают до бесконечности, считая 8 тысяч 20 раз, что составляет 160

тысяч, затем, возвращаясь к 20, они умножают 160 тысяч на это число и так

продолжают умножать на 20, пока не получат громадной цифры. Они считают на

земле или на чем-либо гладком». В другом месте, говоря о календарном счете,

Ланда пишет: «При этих возвращениях и запутанном счете удивительно видеть

свободу, с которой те, кто знают [их], считают и разбираются».

В основе майяской арифметики лежала двадцатиричная система счислен-ия,

возникшая, очевидно, из осмысления и закрепления суммы числа пальцев на

руках и ногах одного человека (неслучайно число 20 в некоторых языках майя

носит название hun uinic, winak—букв. «один человек). Аналогично нашим

единицам, десяткам, сотням, тысячам, миллионам и т. д. майя имели девять

ступеней счета, из которых каждая последующая равнялась двадцати

предыдущим, так что наивысшая из них составляла 25 600 000 000, если

считать по десятичной системе.

Календарная система майя представляет собой своеобразную и

значительную главу в истории мировой науки.

Во всех майяских системах календаря основной единицей является

день, безразлично определялся ли он как отрезок времени или как числовой

промежуток, выраженный интервалом между двумя датами. О делениях дня на

какие-то части (часы, минуты) у майя мы ничего не знаем; сообщение Ланды о

частях дня говорит только о его времени (подобно нашим утру, полдню,

вечеру). Вероятно, один день начинался, а другой кончался во всех системах

в одно и то же время: предположительно в момент солнечного восхода или

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.