Рефераты. Прикладное искусство Батик






полученный раствор процеживают через сложенную в два-три слоя марлю, затем

смешивают с резервирующим составом, приготовленным для росписи способом

холодный батик. Энергично помешивая эту смесь, доводят ее до кипения на

водяной бане, чтобы получить однородную массу с достаточно интенсивной

окраской. Когда нужны полутона, увеличивают количество резервирующего

состава при приготовлении краски. Если же требуется уплотнение краски, т.

е. достижение меньшей прозрачности, в состав добавляют небольшое количество

цинковых масляных белил.

Приготовленная краска в закрытой посуде может сохраняться

длительное время. Перед употреблением краску разбавляют бензином до нужной

консистенции. Во время работы бензин испаряется, поэтому время от времени

по мере надобности его добавляют в краску.

Краски различного тона, приготовленные из одной группы красителей, хорошо

между собой смешиваются, подчиняясь законам смешения цветов, и дают широкую

гамму разнообразных оттенков.

Роспись такими красками производят щетинными кистями разных номеров или

тампонами-штампами. Краску набирают на кисть, отжимают слегка о край сосуда

и легким скользящим движением наносят на ткань.

Желательно, чтобы на ткани оставался кистевой мазок с просветами,

характерными для работы «сухой кистью». Он должен ложиться на ткань

равномерно от начала мазка до момента отрыва кисти от ткани. Надо

стремиться к тому, чтобы каждый мазок, каждая линия были упругими и

пластично выражали форму рисунка.

Приготовленная выше указанным способом краска может быть использована и в

качестве резервирующего состава, которым можно выполнять графические

разработки рисунка при помощи стеклянной трубочки. Поскольку краска

приготовлена на основе резервирующего состава, фон изделия можно заливать

красками при помощи тампонов и фоновая краска не будет заходить на рисунок,

а свободно подойдет к каждой форме, не нарушая ее контуров.

Свободная роспись красками с загусткой. За последнее время получила широкое

распространение роспись красками из различных групп красителей с

применением загустки из траганта, крахмала или сальвитозы. Как и в случае

применения в качестве загустки резервирующего состава, эти загустки дают

возможность работать красками по ткани без применения резервирующего

состава для ограничения цветового пятна.

Применение для росписи щетинных кистей, ватных и губчатых тампонов,

наложение цвета на цвет позволяют использовать самые разнообразные приемы

оформления тканей. Прозрачная фактура рисунка очень подходит для оформления

легких тканей, особенно капрона. При этом способе оформления, отличающемся

широкими колористическими возможностями, чрезвычайно обогащается ткань и

вместе с тем сохраняются природные качества волокна — его блеск, упругость

и т. п.

Светлоту и насыщенность краски можно регулировать количеством

введенной в нее загустки. Если краска окажется слишком густой и плохо будет

сходить с кисти, ее можно разбавить кипяченой водой, при этом ее нужно

хорошо размешать.

Соединяя роспись жидкими, слегка растекающимися красками с росписью

более густыми, можно достичь интересных художественных эффектов в

разработке цветочного орнамента, в покрытии фоновых плоскостей и каймы.

Глава III. КОМПОЗИЦИЯ.

Создание произведения декоративно-прикладного искусства—сложный

творческий процесс: художник воплощает свой замысел, свою художественную

идею средствами данного вида искусства. Основа этого творческого процесса—

поиски гармонии композиции, орнаментального ритма, цвета и материала.

Композиция декоративного текстильного произведения это ритмически

организованное членение его плоскости, когда все орнаментальные или

изобразительные элементы выполнены в единых художественных и технических

приемах и подчинены общему художественно-декоративному замыслу. Другими

словами, это внутренняя взаимосвязь материала, художественных средств и

идейно-образного содержания.

«Формальные приемы композиции во всех художественно полноценных

произведениях стоят в тесной связи с основным идейным замыслом художника,

со всем его художественным языком, эмоциональным складом его натуры. Работа

над композицией заключается в сознательном нахождении композиционных

решений в каждом отдельном случае в зависимости от поставленных себе

художником задач, от всего его творческого отношения к миру»1.

В значительной степени характер композиции определяется ритмом —

одним из важнейших художественных средств создания произведения декоративно-

прикладного искусства.

Ритм — это закономерное чередование соизмеримых элементов рисунка,

способствующее достижению ясности и выразительности композиции, четкости ее

восприятия. С ритмическим началом человек постоянно сталкивается, наблюдая

природные явления: в естественном распределении листьев на стеблях

растений, в чередовании набегающих волн, кругах, расходящихся по воде от

брошенного камня. Велика роль ритма в музыке. Существуют свои системы в

простой ритмике народной песни, состоящей из повторяющихся куплетов, и в

сложной композиции симфонического произведения, порой построенного на

основе той же народной песни, но обогащенной более сложными ритмическими

вариациями и разнообразной оркестровкой, дающими возможность придать той же

мелодии новое звучание, более монументальное и значительное.

Последовательное распределение элементов композиции художественного

произведения — увеличение или уменьшение расстояний между ними, изменение

заполненности узором к краям или середине изделия — также варьирование

движения в определенном ритме.

Ритмическое построение в текстильном рисунке достигается различными

приемами:

а) раппортным повторением узора, при котором элементы композиции равномерно

чередуются на плоскости изделия на основе различного типа сеток. Сетка

может быть построена из квадратов, треугольников, ромбов или

прямоугольников, расположенных в определенном порядке. Такое расположение

чаще всего встречается в метровых декоративных и плательных тканях. В

штучных изделиях этот прием применяют тогда, когда по принципу раппортного

построения решается середина, заканчивающаяся гладкой каймой. В отличие от

метровых тканей здесь размер и расположение раппорта должны быть рассчитаны

таким образом, чтобы по краям изделия он укладывался целиком. Даже при

очень четкой и простой сетке отказываются от многократного повторения одних

и тех же элементов на всем поле декорируемого изделия, часто разряжают или,

наоборот, нагружают центр;

б) расположением элементов рисунка по убывающему или нарастающему ритму.

Этот прием можно проследить в старинных образцах народного искусства: в

тканых и вышитых фартуках, полотенцах, рукавах, подолах женских и мужских

рубах—с характерным для них необычайным богатством ритмических сочетаний

орнаментальных полос. В простейших композициях из полос создается

впечатление постепенного вытеснения одного цвета другим;

в) симметричным построением рисунка. Симметрию следует понимать не только

как зеркальное повторение рисунка относительно вертикальной или

горизонтальной оси. Она может иметь и диагональное направление или

произвольный наклон. Зачастую ритмическую организацию рисунка упрощенно

понимают только как симметричное двух- или четырехкратное повторение какого-

либо мотива. Как правило, при таком композиционном построении получаются

механические стыки в местах соединения повторяющихся орнаментальных групп.

Из всех возможных симметричных построений наиболее интересна обратная

симметрия, когда орнаментальная группа повторяется относительно оси

симметрии в перевернутом на 180° изображении. Рисунок должен логически

развиваться в соответствии с задуманным решением;

г) свободным распределением орнамента по всей плоскости украшаемой вещи.

В этом случае элементы, расположенные на противоположных краях изделия,

уравновешены — они сходны по величине и общему силуэту. Это не исключает и

таких решений, при которых рисунком может быть заполнен только один угол

или одна сторона расписного платка, тканой скатерти, вышитой салфетки.

Равновесие композиции в этом случае достигается цветовым решением,

Ритмически организованный рисунок легко превращается в орнамент — основу

композиции. Не следует думать, что орнамент только многократное повторение

сходных элементов рисунка. На головном платке или в небольшом ковре,

например, может быть изображена одна ветка, свободно вписанная в квадрат

или прямоугольник. В ней не повторяется ни один цветок, ни один лист, но

отдельные группы, просветы фона между ними, сам характер изображения

воспринимаются как орнамент, так как они образуют ритмический повтор

сходных между собою форм. Очень важное значение приобретают красивая и

четкая прорисовка деталей, общего силуэта и применение живописных или

графических разработок, обогащающих рисунок.

Работа художника над новым произведением начинается с выбора темы

соответственно назначению изделия. На данном этапе особенно важна не только

конкретная информация, содержащаяся в изображаемых элементах, но и тот

декоративный образ и эмоциональное настроение, которые художник стремится

передать с помощью различных художественных средств.

Используя разнообразные художественные и технические приемы, можно передать

как орнаментальными, так и колористическими средствами различные

настроения; весеннюю легкость, бурное движение или спокойную

уравновешенность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.