Рефераты. Прикладное искусство Батик






художественной практике преимущественно применяют другие определения цвета,

например такие термины, как простота или открытость, а также сложность

цвета. Открытый или простой цвет приближается по яркости и чистоте

цветового тона к спектральному цвету.

Все цвета хроматической группы различаются между собой, прежде всего по

цветовому тону, проще говоря, по цвету и его оттенку: желтый, красный,

зеленый, коричневый, золотистый, желто-зеленый, красно-коричневый,

голубовато-зеленый и т. д. В пределах одного цветового тона могут быть

более темные или светлые цвета, более или менее яркие, Светлота в ряде

случаев находится в прямой зависимости от насыщенности: чем цвет

насыщеннее, тем он темнее. При подборе цветов важна не только цветовая

гамма, но и степень светлоты, в которой взят тот или иной цветовой тон, что

зачастую определяет его звучание в данной композиции. От степени

насыщенности красок зависит колористическое решение изделия в целом. Нужно

знать, что каждый вид материала требует своей степени насыщенности красок.

Например, для выполнения рисунка на крепдешине взяли группу ярких,

насыщенных красок, но в готовой вещи оказалось, что каждый цвет звучит

слишком самостоятельно и единой цветовой гаммы не получилось. Те же

краски, использованные для выполнения того же рисунка на шифоне или

капроне, дали совсем другой эффект: изделие получилось гармоничным, мягко и

спокойно решенным в цвете. Дело в том, что шифон или капрон более

прозрачны, чем крепдешин, и поэтому в шифоновом платке все цвета стали

менее плотными, т. е. менее насыщенными и в некоторых случаях более

светлыми. Произошло уравнивание цветов по насыщенности и по светлоте —

цвета стали меньше контрастировать друг с другом,

3.1.1. Спектр. Цветовой круг.

Луч света, пропущенный сквозь трехгранную стеклянную призму,

разлагается на составные цвета, на цвета линейного спектра: красный,

оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Если к цветам

спектра добавить пурпурный, смесь крайних его цветов—красного и

фиолетового, то можно замкнуть линейный спектр в цветовой круг . При

помощи этого цветового круга попробуем разобраться в закономерностях

взаимодействия цветов.

Разделив цветовой круг пополам по диаметру пурпурный, — зеленый,

получаем группу холодных и группу теплых цветов. Холодными принято называть

цвета, в которых ощущается примесь голубого цвета, а теплыми—примесь

желтого. Это определение условно, но при колорировании, подборе красок оно

имеет большое значение. Многие краски могут быть и холодными, и теплыми.

Ярче всего это прослеживается на примере зеленого цвета: с примесью

голубого или синего он становится голубовато-зеленым, т. е. холодным, а с

примесью желтого — желто-зеленым, т. е. теплым.

Этот пример показывает еще одно интересное и нужное художнику

свойство цветов, соседствующих в цветовом круге. Как известно из практики,

при их смешивании получаются более насыщенные тона. И наоборот, чем дальше

цвета отстоят друг от друга, тем менее насыщенными получаются их смеси.

3.1.2. Дополнительные цвета.

Расположенные на противоположных концах спектрального круга тона

называются дополнительными. Вот основные пары дополнительных цветов:

желтый и фиолетовый,

оранжевый и синий,

красный и зелено-голубой,

пурпурный и желто-зеленый.

Если смешивать в равных количествах дополнительные цвета, то они

становятся сероватыми, малонасыщенными, как бы погашая друг друга.

Внутри основного цветового круга расположены три концентрических

круга, в которых помещены цвета, полученные от смешения в различных

пропорциях двух дополнительных цветов. Проследим, например, что,

получается, от смеси желтого и фиолетового, Как основу смеси сначала берем

желтый цвет и начинаем постепенно добавлять к нему фиолетовый. Сначала у

нас получается светло-золотистый цвет, т. е. желтый стал темнее и несколько

потерял свою насыщенность. По мере увеличения доли фиолетового желтый

теряет свою насыщенность и в центре круга приближается к серому

ахроматическому.

Подобное явление наблюдается при смешении любой пары дополнительных

цветов. Из приведенного примера можно сделать вывод, что при смешении

дополнительных цветов невозможно получить новый чистый насыщенный цвет, а

всякая, даже незначительная примесь дополнительного цвета к основному

снижает его насыщенность.

Это свойство дополнительных цветов важно учитывать в тех случаях, когда

необходимо получить какой-либо приглушенный или так называемый мягкий цвет.

И в самом деле, все цвета, расположенные на таблице во внутренних

концентрических кругах, полученные от смеси дополнительных цветов в

различных пропорциях, дают серию привлекательных по тону малонасыщенных

цветов. Этот прием существенно обогащает палитру художника,

Существуют три способа смешения цветов: механический, при котором новый

цвет, получается, от перемешивания двух или более цветов, оптический способ

(лессировка), при котором цвета, будучи наложены прозрачным слоем один на

другой, дают новый цвет, и пространственный, когда цвета, располагаясь на

поверхности в виде мелких точек, орнаментальных форм или полосок, создают

при восприятии на расстоянии ощущение нового цвета. Эти способы применяются

при колорировании текстильных изделий: первый и второй — в росписи тканей,

третий — в ткачестве и ковроделии,

Пользуясь этими способами смешения цветов, можно практически беспредельно

расширить палитру- Часто, добиваясь того или иного цветового тона, мы

получаем нежелательный оттенок, например красного или зеленого (чаще всего

при получении золотистого или серого тона). В этом случае, используя

свойства дополнительных цветов, можно избавиться от красного оттенка

добавлением небольшого количества зеленого, и наоборот.

Одновременный контраст цветов. Приступая к колористическому решению

произведения, необходимо учитывать, что каждый цвет в композиции существует

не изолированно. Он действует на зрителя одновременно с цветами, его

окружающими. Взаимодействие это происходит по определенным законам. Если

сравнить два рисунка, в одном из которых узор выполнен серой краской по

черному фону, а в другом — по белому, то серый цвет на черном фоне будет

всегда казаться светлее, чем на белом. То же наблюдается при взаимодействии

хроматических цветов: золотистый или сиреневый цвет будет казаться на

коричневом фоне светлее, чем на желтом.

Явление изменения светлоты цвета в зависимости от светлоты окружающего

его фона носит название одновременного светлогного контраста.

Более сложные изменения происходят с цветами при одновременном

хроматическом (цветовом) контрасте. Хроматический контраст — это кажущееся

изменение цветового тона или насыщенности цвета в зависимости от окружающих

его других цветов. Одновременный хроматический контраст ярче выражается при

соприкосновении дополнительных или близких к ним цветов, причем он

усиливается при уменьшении насыщенности этих цветов.

Одновременный хроматический контраст цветов дает зачастую нежелательные

эффекты, но им ЖЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ и для усиления «цветности» того или иного

колористического решения. Предположим, что нужно выполнить серый узор на

красном фоне. Нейтральный серый цвет в окружении красного приобретает

нежелательный зеленоватый оттенок, дополнительный к цвету окружающего фона.

Избежать этого явления можно, прибавляя в серый цвет несколько капель

красного, т. е. цвета фона, который нейтрализует зеленоватый оттенок,

вызываемый одновременным контрастом, а серый получает необходимый

нейтральный тон. Таким образом, для смягчения одновременного хроматического

контраста необходимо в цвет рисунка или контура добавить небольшое

количество цвета фона- Это необходимо учитывать при подборе пряжи для

тканых и ковровых изделий.

Иногда появляется необходимость в выделении и подчеркивании какого-либо

цвета в общей спокойной и сдержанной гамме, включении в композицию, как

говорят художники, цветового «огонька». В этом случае необходимо

расположить его на фоне дополнительного цвета. Тогда по закону

одновременного хроматического контраста он будет казаться более ярким и

насыщенным.

3.1.3. Колорит.

текстильного изделия определяется совокупностью применяемых цветов,

гармоничностью их сочетаний. В зависимости от преобладания тех или иных

цветов колорит может быть темным или светлым, холодным или теплым, он может

строиться на сочетании больших плоскостей насыщенных цветов или на тонких

тональных сочетаниях, может быть спокойным или напряженным. Однако, прежде

всего колорит характеризуется преобладающим в нем цветом — синим или

желтым, фиолетовым или зеленым и т. д.

Выбор основной гаммы и подчинение общего колористического решения этой

гамме позволяет осмысленно подходить к вопросу цветового решения

произведения. Недостаточно распределить цвета по плоскости изделия. Нужно

научиться управлять возможностями, которые дают имеющиеся под рукой краски

или пряжа- Колористически гармонично решенная вещь подобна музыкальному

произведению, в котором ясно слышится основная мелодия на фоне музыкального

сопровождения, не заглушающего эту мелодию, а только подчеркивающего и

обогащающего ее.

Колорит—одно из средств создания определенного образа, настроения

произведения. Не случайно, рассматривая произведение текстильного

искусства, употребляют такие эпитеты, как солнечный, весенний, сдержанный,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.