Рефераты. Прикладное искусство Батик






заката. Наименования дней и месяцев в различных календарях несколько

отличаются друг от друга, а в надписях классического периода расшифрованы

пока достаточно предположительно. Наиболее принятая система их обозначения

по юкатанскому календарю доиспанского времени, конечно, абсолютно условна.

В записи позиции или даты в определенном цикле обозначение дня или более

долгого периода было фиксированием повторяющейся последовательности или

цикла из чисел, названий либо комбинаций того и другого. Простейший пример

— обозначение в нашем календаре: суббота, 13 июля, которое предусматривает

сочетание двух циклов — недельного, из семи названий, и 12-месячного.

Каждый «круглый» цикл покрывает период, после которого начинает повторяться

снова та же самая комбинация дат.

Весь календарь майя представлял собой сложный механизм из циклов

различных размеров. Основой его был период в 260 дней, состоявший из

комбинации «недельного» цикла (13 дней) и «месячного» (20 дней). Дни

первого обозначались цифрами от 1 до 13, а дни второго имели 20 названий. В

комбинациях с другими циклами дни месяца также обозначались числами от 0 до

19 (первый день месяца считался нулевым). 260-дневный период имел

распространение во всей Месоамерике и, очевидно, был тем зерном, из

которого выросли все остальные календарные системы. Происхождение его

неясно; некоторые исследователи связывали его с нормальным периодом

беременности, но более правильно, конечно, искать его истоки в

сельскохозяйственной деятельности древних обитателей Месоамерики, т. е.

считать его простым сельскохозяйственным календарем.

Последовательность восемнадцати 20-дневных месяцев составляла 360-

дневный год, к которому в конце добавлялись 5 дней, носивших название «дней

без имени» — xma kaba kin; они считались несчастливыми. В сумме все это

давало 365-дневный неопределенный год. Комбинация «священного периода» с

годом, у которого отсутствовали вставные дни, составляет цикл календарного

круга из 52 неопределенных лет, или 18 980 дней. Таким образом, дата майя

состояла из числа 13-дневной недели, названия дня, числа месяца и названия

месяца. Такой способ обозначения фиксировал не только определенный день в

году, но и определенный день в 52-летнем цикле, так как однозначное

сочетание двух чисел и двух названий могло повториться только через 52

неопределенных года.

Датировка по календарному кругу была распространена у многих

народов Месоамерики. Несовершенство такой хронологии ясно: через некоторое

время уже трудно определить, к какому календарному кругу относится

имеющаяся дата.

Кроме этих основных циклов майя использовали и ряд других, самого

разнообразного характера. Среди них можно назвать 9-дневную неделю

(очевидно, связанную с эннеадой богов ночи, как у нахуа), цикл в 819 дней,

17-дневную неделю богов земли, цикл планеты Венера со средней

продолжительностью 583. 48 дней, лунный цикл. Объединяя такие циклы в одну

систему с календарным кругом, можно получить значительно большие временные

периоды. Так, включение 9-дневной недели образует цикл в 468 лет, а добавив

еще обозначение дня в 7-дневном цикле, мы получим круг в 3276 лет.

Весьма значительными были успехи майя в астрономии, тесно связанной

у них с календарем. На основании многовековых наблюдений их

астрономы вычислили продолжительность солнечного года с точностью,

превосходящей григорианский календарь, которым пользуемся в настоящее

время мы. По их вычислениям длина этого года равнялась 365. 2420

дням; по григорианскому календарю она составляет 365. 2425 дней, а

по современным астрономическим данным — 365. 2422 дня. Они умели

рассчитывать наступление солнечных затме ний. близко подошли к понима

нию 19-летнего метонова цикла. В 682 г. жрецы-астрономы Копана ввели в

употребление формулу, по которой 149 лунных месяцев = 4400 дням. Вскоре

эта формула была принята почти во всех городах классического периода.

По ней длина лунного месяца равнялась в среднем 29.53020 дням

— цифра, очень близкая к данным наших астрономов (29.53059

дней). О календаре, основанном на наблюдениях над Венерой, уже

говорилось выше. Здесь, может быть, следует только добавить, что на листах

24—29 Дрезденской рукописи изложен замечательный календарь

Венеры, верный в общей сложности на 384 года. Майя были известны и Другие

планеты: Марс, Сатурн, Меркурий, Юпитер. Однако здесь, как и в других

астрономических вопросах, мнения исследователей так сильно отличаются друг

от друга, что становится ясным только одно: работа лишь начата.

Спинден предполагает, что майя был известен зодиак, состоящий,

однако, не из двенадцати, а из тринадцати. На листах 23 и 24 Парижской

рукописи, по его мнению, изображены знаки зодиака. А в таком случае первыми

домами его должны были быть: Скорпион, Черепаха и Гремучая Змея.

Астрономические наблюдения производились майя с вершин их

пирамидальных храмов невооруженным глазом; единственным инструментом,

возможно, служили две перекрещенные палки, чтобы фиксировать точку

наблюдения. По крайней мере подобные орудия изображены в рукописях Наттол,

Сельдена и Бодли около жрецов, наблюдающих звезды. Кроме того, имелись

специальные архитектурные комплексы, предназначенные для определения

переломных точек времен года.

4.2. Содержание композиции.

Панно «Затерянный мир майя» выполнено по впечатлению, которое произвела

на меня древняя цивилизация майя.

Композиция прямоугольного формата 60x40 выполнена в технике холодного

батика. Материал – батист, красители – анилиновые, резервирующий состав –

бесцветный. Композиция подчинена традиционной схеме заполнение плоскости с

акцентированием вертикального движения с низу вверх. В центре расположена

пирамида, известная под названием Храм I из города Поленке.

В верхней части я располагаю диск, означавший у древних карту пути к

концу света. Диск состоит из поясов, каждый из которых олицетворяет

определенный этап этого пути. Он как будто стоит на стыке Старого и нового

Света одновременно соединяя и разрывая их. Но каждый конец есть и начало,

поэтому в его цветовом решении нет тяжести, тонкая графика легкой паутиной

лет ложиться на ткань.

Я считаю, что выбор такого расположения этих символов вполне обоснован,

так как в сравнении с другими, они являют собой наиболее яркий образ

философских представлений древних майя о жизни и смерти.

Исследователи выделяют 4 перевода этой цивилизации, о которой сказано в

IV главе. Периодизация условно выражена цветовым фоном. Все поле, помимо

того, разделено радиальными лучами. Это членение позволяет обогатить

графически и живописно фактуру плоскости.

В композицию включены также древние символы и иероглифы, которые

используются мной формально для завершения композиции в виде орнаментальной

каймы и не несут определенной смысловой нагрузки.

Язык батика предполагает условность изображения форм, которых выражается

в плоскости, в условности использования цвета, обобщения характера формы.

Этими принципами я воспользовалась при разработке композиции. Мной

предварительно было сделано несколько эскизов на основе собранного

материала, который я представляю в приложениях I и II. Мной были

предварительно рассмотрены возможные варианты холодной и темной гаммы,

различие масштабности, разница композиционных схем, количественный набор

мотивов, характер линейных очертаний. В итоге я остановилась на данном

варианте, считая, что он более выразительно представляет мои личные

впечатления об этом удивительном и загадочном мире, может быть по этому в

своей работе я отказываюсь от строгой исторической хронологии,

документальности, конкретности и обращаюсь к языку символов, оставляя за

зрителями право на собственное восприятие моей работы.

4.3. Последовательность работы над композицией.

В своей работе я руководствовалась рекомендациями изложенными в учебном

пособии «Художественное проектирование» для студентов художественно –

графического факультета пед. института под редакцией Б.В. Нишумова. Мню

было проведено предпроектное исследование и собственно работа над проектом.

Результатом предпроектного исследования явилась пояснительная записка,

представляющая сведения (главаIV) и иллюстрированный материал о культуре

майя, а так же описание и иллюстративный материал по технологии росписи.

Прототипом моей творческой композиции явилась надгробная плита с гробницы

правителя Пакаля из города Паленке. Из данной композиции я беру

периметровый характер колеграфических знаков и символов. Исходным

материалом для изображения диска и пирамиды послужили фотопродукции из

разных книг по цивилизации майя.

Работу над авторской композицией я начала с отбора наиболее существенных

мотивов, которые могли представлять, образ майя, а так же поиски возможных

цветовых решений. Из всего многообразия цветовых сочетаний я выбрала теплую

гамму, построенную на желтом, оранжевом, коричневом. Синий используется для

оживления в качестве контрастного цветового тона. Остальные цвета включены,

как дополнительные, поддерживающие контрасты теплого и холодного.

Следующий этап заключался в подборе материала и красителей. Затем был

выполнен рисунок в масштабе 1:1. После утверждённого эскиза я приступила к

выполнению работы в материале.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над темой расширила мои представления о мировой

художественной культуре, обогатила мое понимание настоящего через прошлое.

Мне представилась возможность выполнить творческую работу в технике,

которая вдохновила меня в дальнейшей творческой работе. Те знания, умения и

навыки, которые мной приобретены в процессе работы над проектом помогут мне

в дальнейшей работе. Осознавая, что существует много других не менее

интересных приемов росписи, я полагаю, что их изучение позволит мою

дальнейшую работу сделать более содержательной.

ЛИТЕРАТУРА

Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани. Под ред. Н. Н.

Соболева. М.—Л., 1931.

Г у р ь е в а Т. С, Опыты Л. В. Маяковской в оформлении тканей. — Сборник

трудов НИИХП, Вып. б. М., 1972.

Рогинская ф. Советский текстиль. М., 1930.

Соболев Н. II. ПаПойка в России и способ работы. М., 1012.

Т а н к у с О. В., Гороховская Л. М- и др. Технология росписи тканей. М.,

1969.

Темсрин С. М. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки. М.,

1960.

Ш у м я ц к а я Н. Как создаются рисунки для тканей. — "Декоративное

искусство СССР». 19,58, №8.

Брита Хансен. Роспись по шелку. 1997 г.

Энциклопедия « Исчезнувшие цивилизации» книга «Затерянный мир майя».

М., 1997 г.

Башилов В.А. древние цивилизации Перу и Боливии. М., 1972 г.

Гуляев В.И. Города – государства майя. М., 1979 г.

Зубрицкий Ю.А. Инки – Кечуа. М., 1975 г.

Исторические судьбы американских индейцев. М., 1985 г.

Самаркина И.К. Община в Перу. М., 1974 г.

Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983 г.

Этнические процессы в Южной Америке. М., 1981 г.

Кинжалов Р.В. Культура древних майя 1971 г.

Кинжалов Р.В. мифологические системы Месоамерики 1970 г.

Кнорозов Ю.В. Писменность индейцев майя. 1963 г.

Кнорозов Ю.В. Религиозные представления индейцев майя. М., 1966 г.

Использованные материалы INTERNET выбраны из следующих WEB – сайтов:

1. Были использованны поисковые системы:

http://www.altavista.com

http://www.yahoo.com

http://www.rambler.ru

http://www.usa.com

http://www.aol.com

http://zdnet.com

http://www.ru

http://www.aport.com

2. С помощью поисковых систем интернета найдены следующие

специализированные по теме батика WEB – узлы:

http://www.biosystematica.com/gallery/rp1.htm - Albion Gallery

http://www.gaialogic.org/indokain/

http://www.friends-partners.org/oldfriends/asebrant/life/katya1.html-

Katya Gandurina

http://www.jolaf.com/cline/

http://www.uganda.co.ug/Batik.htm

http://www.kohphangan.com/batik/gallery/index.html

http://www.e-park.com/html/batik.html

http://www.artsednet.getty.edu/ArtsEdNet/hm/May98/0270.html

http://www.cornwall-online.co.uk/northcornwall-artists/page1.htm

http://www.sepali.com/whois.html.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.