резонируют или деформируют динамику социальной науки, особенно
применительно к разным локальным цивилизациям с учетом специфических
условий их развития.
В-пятых, каждый научный переворот, формирующий и утверждающий новую
парадигму, имеет своих лидеров и свой эпицентр. В роли лидера выступают то
философия, то экономические науки, то социология, да и внутри каждой
парадигмы можно выделить совокупность научных открытий, определяющих «пояс
перемен». Географическим эпицентром научного прогресса была Древняя Греция,
затем лидерство переместилось на восток, потом вернулось в Италию и другие
страны Западной Европы. В начале и в конце ХХ в. в эпицентре формирования
новой парадигмы социальной науки оказалась российская научная мысль.
В-шестых, смена парадигм социальной науки является важным условием и
предпосылкой общественного прогресса, позволяя более эффективно и успешно
воздействовать на развитие общества, предвидя ближайшие и отдаленные
последствия такого воздействия. Практическая значимость адекватной теории …
Если теория, разрушая образ конкретной действительности, в порядке синтеза
позволяет до известной степени вновь приблизиться к ней и воссоздать, по
крайней мере, в основном схему этой действительности, то вместе с тем она в
известных случаях позволяет с большой или меньшей точностью предвидеть ход
действительности. Отсюда ясно, что возможность предвидения на основе теории
является вместе с тем и критерием истинной теории. В переходные эпохи, во
время смены парадигм прогностическая способность науки редко падает, да и
хаос затрудняет выработку и верификацию прогнозов. Однако в фазах
распространения и господства новой парадигмы поле уверенного предвидения
резко расширяется, что становится фактором повышения результативности
общественных движений и политических партий, их усилий по преобразованию
общества.
Наконец, в-седьмых, следует обратить внимание еще на одну особенность
цикличной смены парадигм, относящуюся к внутренней структуре науки. В
периоды научных революций возникает необходимость в синтезе наук, в ученых-
энциклопедистах, способных уловить суть перемен в многомерном мире,
сформировать основы новой парадигмы. В следующих фазах преобладает процесс
дифференциации наук, появление все новых частных отраслей знаний,
специализированных ученых, которые углубляются в одну из дисциплин,
проверяя и подкрепляя фактами новые теории и раскрывая способы их
практического применения; научные открытия порождают кластер (пучок)
изобретений. В фазе зрелости этот процесс достигает своего предела, за
частоколом деревьев частных истин теряются контуры перемен в общем лесе
научного познания; вновь приходит время мощных импульсов синтеза этих
перемен [Яковлев Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и
перспективы // ВФ, 1997, №1, .3-17].
С точки зрения же Нарского И.С. здесь наблюдается методологический
кризис современной буржуазной философии. «Уже в концепции Т. Куна …
существенным и до конца им не устраненным изъяном явилась позитивистская по
своей тенденции позиция по вопросу причин смены в науке устойчивых структур
теоретического и методологического мышления («парадигм»). Этими причинами
оказываются у него не новые факты, а новые теории, которые к тому же
выдвигаются новыми людьми. Историк логики науки В. Шпенглер справедливо
упрекает Куна в том, что, согласно его рассуждениям, самой основательной
причиной прогресса в науке оказывается лишь то, что более старое поколение
исследователей наконец вымирает. … ведь в период революционных
преобразований в науке жизнь ученых вовсе не становилась короче, а новые
теории в этих случаях обычно оказываются все-таки откликом на некоторые
новые, прежде не учитывавшиеся факты. … Объективность и рациональность
познания улетучивается … у Куна, ибо сравнение теорий друг с другом по их
объективной содержательности отвергается … Кампания, с большим шумом
провозглашенная в 60-х годах против антиисторизма логических позитивистов,
утрачивает тем самым всякую действительность» [Нарский И.С. Современная
буржуазная философия: два ведущих течения начала 80-х годов ХХ века. М.:
Мысль, 1983, C.16-17]..
НОРМАЛЬНАЯ СТАДИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ
Как было сказано выше, первым этапом в развитии науки у Куна является
нормальная наука, когда она развивается на основе привычных теорий путем
количественных приращений, т.е. в полном смысле слова по кумулятивному
пути. «Конечно, концепция постепенного роста знаний одностороння, она очень
упрощает судьбы науки, страдает метафизичностью» [Нарский И.С. Современная
Мысль, 1983, С.50].
Нормальная деятельность в науке в понимании Куна кажется его критикам
скучной, не интересной, не отражающей сути научного творчества, а потому
очень трудно признать такой род деятельности естественным, нормальным,
главным в истории науки. Возражения вызывает трактовка труда ученого в
период нормальной науки как механической или даже алгоритмизированной
деятельности». Однако некоторые ученые выступают в защиту позиции Куна,
считая, что он «вычленил наиболее существенные черты фундаментальных,
прикладных и технических исследований. Все эти формы исследования …
управляются привычкой, являются деятельностью по решению задач-головоломок
и не содержит никаких грандиозных опровержений и фальсификаций».
В критике понимания Куном нормальной науки можно выделить три
направления. Во-первых, полное отрицание самого существования нормальной
науки. По мнению некоторых, наука никогда бы не сдвинулась с места, если бы
основной формой деятельности ученых была нормальная деятельность, как ее
представляет Кун. Придерживающиеся такой точки зрения критики формулируют
следующим образом противоположность взглядов Куна и Поппера: «то, что Кун
считает нормальным и естественным для науки, Поппер рассматривает как
антинаучный элемент; для Куна прекращение споров и дискуссий означает
переход к подлинной науке, для Поппера - наоборот». Критики полагают, «что
такой скучной и негероической деятельности, как нормальная наука,
предполагающей только кумулятивное накопление знаний, вообще не существует;
что из нормальной науки Куна не сможет вырасти революции». Свою точку
зрения они подтверждают сравнением нормальной науки с теологией: «если бы
наука была такой, какой ее изображает Кун, то она ничем бы не отличалась от
теологии, не терпящей никакой критики и никаких сомнений». Кроме этого
противники взглядов Куна, ссылаются на историю науки и утверждают, «что на
протяжении очень длительных периодов времени нельзя бывает указать на какую-
то одну господствующую парадигму. Это относится, например, к развитию
учения о материи» [Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, С.273].
Второе направление в критике нормальной науки представлено К.
Поппером. Он не отрицает существования в науке такого периода, как
нормальное исследование в понимании Куна. Поппер говорит, что различие
между нормальной наукой и революционной практикой в науке, «может быть, не
такое резкое, каким его делает Кун; тем не менее я готов признать, что в
лучшем случае я лишь смутно представлял себе это различие и, далее, что это
различие указывает на нечто, имеющее большое значение». Поппер неоднократно
подчеркивает, что в характеристике Куном нормальной науки отражен реально
существующий и очень важный момент. Однако, считает Поппер, нормальная
наука Куна не только не является нормальной, но и представляет опасность
для самого существования науки. «Нормальный» ученый в представлении Куна
вызывает у Поппера чувство жалости: его плохо обучали, он не привык к
критическому мышлению, из него сделали догматика, он жертва доктринерства.
На самом деле, полагает Поппер, хотя ученый и работает в рамках какой-то
теории, при желании он может в любой момент выйти за эти рамки. Правда, при
этом он окажется в других рамках, но эти другие рамки будут лучше и
просторнее.
Согласно третьему направлению критики нормальной науки,
предполагается, что нормальное исследование существует, но оно не является
основным для науки в целом. Оно также не представляет страшного зла, каким
его считает Поппер. Не следует приписывать нормальной науке слишком большое
значение – ни положительное, ни отрицательное.
«Кроме того, Кун явно сгустил краски, характеризуя особенности научной
деятельности в период спокойного развития науки, и сильно сблизил ее с
алгоритмизированной деятельностью, почти целиком лишив ее критического и
творческого начала» [Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, С.278].
Это было сделано с целью, чтобы сильнее подчеркнуть важную мысль о различии
между задачами, решаемыми наукой в периоды ее спокойного развития и в
периоды научных революций. Но нельзя упускать из виду, что те коренные
сдвиги, которые происходят во время научной революции, назревают и
подготавливаются в предшествующий период, что между периодами спокойного,
эволюционного развития и научной революцией существует прямая внутренняя
связь. Они не независимы друг от друга, а вырастают друг из друга. При всей
своей увлеченности идеей принципиального отличия характера научной
деятельности в период спокойного развития науки от ее характера в период
научной революции Кун, несомненно, понимал связь этих периодов, но,
находясь в плену своей главной идеи, не уделил должного внимания данному
вопросу.
Правда, в ряде мест кун высказывает отдельные соображения по этому
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7