воспитатель”. В это время сказывается напряжение в отношениях с Вагнером –
начало разрыва их отношений. На Рождество Ницше едет к матери и сестре в
Наумбург.
В конце апреля 1878 г. выход в свет “Человеческого, слишком
человеческого”. У Вагнера книгу не приняли. В августовском номере
“Байрейтских листков” появляется статья Вагнера “Публика и популярность”,
содержащая (впрочем, без упоминания имени) резкие нападки на Ницше. Осенью
– резкое ухудшение здоровья; уже в который раз подтверждается очевидный
факт – состояние здоровья Ницше напрямую связано с его душевным состоянием,
которое в свою очередь сильно зависело от признания его творчества.
Ницше чужды всякие попытки построения философской системы, т. к. в
начале своей творческой деятельности он занимался классической филологией,
а от нее перешел к философии. Мир есть постоянное становление и
бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же».
Вслед за Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу
становления, порыв как «волю к власти» - присущая всему живому тяга к
самоутверждению. В силу того, что человек – слабое животное, он придумал
культуру – стену, отгораживающую его от жизни.
25 января 1881 г. рукопись “Утренней зари” отсылается П. Гасту с
просьбой переписать её набело. В конце апреля Ницше покидает Геную и
направляется с П. Гастом в местечко Рекоаро близ Венеции. Работа над
корректурой “Утренней зари”.
Специфическая форма философских сочинений Ницше – эссе, фрагменты и
афоризмы. Его философия начинает походить на поэтическое творчество,
легенду, миф, он стремиться преодолеть рационалистичность прежних
философских методов. Именно так написаны важнейшие его сочинения –
«Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Происхождение трагедии из
духа музыки» (1872), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Антихристианин»
(1888), «Так говорил Заратустра» (1883-1886) и др.
Всю зиму 1888 г. философ работает над материалами к “Переоценке всех
ценностей”. Круг чтения: Плутарх, посмертные сочинения Бодлера, “Бесы”
Достоевского во французском переводе Виктора Дерели, “Моя религия” Л.
Толстого, “Пролегомены к истории Израиля” И. Вельгаузена, Э. Ренан “Жизнь
Иисуса”, Б. Констан “Некоторые размышления о немецком театре”. В новогоднем
приложении и бернскому “Бунду” появляется подписанный К. Шпиттелером обзор
сочинений Ницше. Г. Брандес начинает читать в Копенгагенском университете
курс лекций о философии Ницше.
В 1891 г. первое вмешательство Э. Фёрстер-Ницше в издание сочинений
Ницше: она препятствует опубликованию 4-й части “Заратустры” (в основном из-
за “Праздника осла”), а в 1892 г. с согласия матери и после переговоров с
издателем К. Г. Науманом, П. Гаст подготавливает первое полное собрание
сочинений Ницше и избранных отрывков из наследия.
Очень важной была критика Ницше современного ему европейского
общества. По его мнению, существует несколько типов личности, по-разному
проявляющих себя в отношении к жизни и воли к власти. Большая часть людей –
это «лабиринтные люди», нетворческое большинство, серая масса, нуждающаяся
в сильной руке, которая заменяет им отсутствующую у них волю к власти. Но,
нуждаясь в сильных руководителях, они при этом ненавидят их и готовы
уничтожить при первой возможности. Они признают свою ущербность, но не
желают, чтобы кто-то отличался от них. Для этого они пытаются те нормы
морали и религии, которые сами для себя придумали, навязать своим
руководителям – аристократам духа, «людям-львам», второму типу личности в
культуре. Поэтому мораль и религия, придуманные лабиринтным человеком, не
для сильных личностей, которые исходят из принципиального неравенства
людей.
Вершиной же развития человека станет «сверхчеловек», который сможет
непосредственно включиться в процесс жизни. Ницшеанский принцип
«сверхчеловека» воплощает его критику морали. Согласно Ницше, мораль играет
разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость. Все это
размягчает и расслабляет волю человека. Образ «сверхчеловека» - это культ
«сильной личности», одержимой жаждой власти.
По мнению Ницше, европейская культура находится в состоянии глубокого
кризиса из-за своей ориентации на «вечные ценности», выдуманные
«лабиринтным человеком». Отсюда – требование нигилизма, отрицания и
пересмотра всех существующих ценностей. Особенно ненавистны Ницше идеи
христианства, демократические идеи, закрепляющие стадные истины, идеи
равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой
природы».
Мироощущение Ницше близко настроениям «декаданса» конца века, что
особенно заметно в его лирических стихотворениях.
20 апреля 1897г. умирает мать Ницше. Незадолго до этого сестра
перевозит больного Ницше в Веймар. 25 августа 1900 г. в полдень Фридрих
Ницше умирает в Веймаре.
3.2. Философские взгляды
Творчество знаменитого философа XIX в. Ф.Ницше, к сожалению, почти
неизвестно современному читателю в нашей стране, хотя в начале века в
России широко издавались его произведения. Увлечения идеями и личностью
Ф.Ницше во многом передалось и тем поколениям философов, мыслителей,
литераторов, которые принадлежат второй половине XX столетия. Ф.Ницше
продолжает оставаться современным философом.
Свою ближайшую задачу Ницше видел в том, чтобы воспитать подлинно
свободные умы – философов будущего, способных преодолевать собственные
моральные предрассудки. Будущие философы будут законодателями – творцами
таких новых ценностей, которые, ориентируя жизнь тех избранных, что
способны их принять, будут способствовать становлению сверхчеловека.
Людской материал, в процессе смены поколений которого будет
взращиваться сверхчеловек, составят те, кто является аристократом,
господином по своей природе, в ком воля к власти не задавлена враждебной ей
культурой, кто способен, объединившись с себе подобными, противостоять
большинству, не желающему ничего знать о подлинном предназначении
современных людей.
Ницше действительно пророчествует. Его философствование не методично.
«Метод – это я», - заявляет он. Ницше любил называть себя психологом.
Действительно, некоторые из его афоризмов представляют собой выражение
результатов пристальных наблюдений за мотивами человеческих поступков. В
его устах характеристика Достоевского, как самого крупного психолога из
известных ему, означает высшую оценку. Упор на психологию был естественен в
ту эпоху, когда психологизм господствовал в логике, и даже в онтологии,
когда психология только стала отпочковываться от философии и делать первые
шаги как самостоятельная эмпирическая дисциплина. Работы Ницше,
привлекающие своим блестящим стилем, точностью фраз, выражающих почти
всегда оригинальную мысль, и отталкивающие апологией силы и инстинкта
власти, оказали громадное влияние на европейскую философию и литературу. С
одной стороны, его произведения вызывали всплеск как упаднического
нигилизма, обернувшегося эстетизмом и культом наслаждения, так и
безудержного актинизма, направленного на создание (воспитание) новых людей
с новыми жизненными ценностями.
В своем творчестве Ницше затронул целый комплекс проблем, которые
составляют всю его концепцию. Прежде всего, центральной проблемой для него
является проблема воли. Ницше противопоставил этому пониманию утверждение в
жизни « воли к власти ». « Воля к власти » у Ницше – это, прежде всего
вопрос о значимости любого из явлений общественной жизни. Он пишет: « Что
хорошо? Все, что повышает чувство к власти, волю к власти, саму власть в
человеке. Что дурно? – Все, что происходит из слабости ». « Воля к власти »
- это основа права сильного, оно выражается во власти мужчины над
женщиной, например. Подрывает волю к власти доминирование интеллекта,
ходячая мораль, которая проповедует любовь к ближнему, социализм, который
декларирует равенство между людьми.
«Предо мною ужасное, тягостное зрелище: я откинул занавес, скрывавший
человеческую порчу. Слово это, когда произношу его я, не заподозрят хотя
бы в одном – в том, что оно содержит моральное обвинение человечества. Еще
раз подчеркну: в моих словах нет морализма, до такой степени нет, что
порчу сильнее всего, чувствую я там, где до сих пор сознательнее всего чают
« добродетельного » и « богоугодного ». Порча – вы уже догадываетесь –
это для меня decadence. Мое утверждение состоит в том, что ценности, в
какие современное человечество вкладывает максимум желательного для, - это
ценности decadence`a. Животное, целый животный вид, отдельная особь в моих
глазах испорчены, если утратили свои инстинкты, если вредное для себя
предпочитают полезному. История высших «чувств », « идеалов человечества
», - возможно, мне придется рассказать ее, - вероятно, почти все объяснила
бы в том, почему человек так испорчен. Жизнь для меня тождественна
инстинкту роста, власти, накопления сил, упрямого существования; если
отсутствует воля к власти, существо деградирует. Утверждаю, что воля к
власти отсутствует во всех высших ценностях человечества, -
узурпировав самые святые имена, господствуют ценности гибельной
деградации, ценности нигилистические ».
Сам Ницше за такие интерпретации своего учения ответственности,
конечно, не несет. С другой стороны, он, как всякий подлинный философ, учит
инакомыслию, т.е. учит мыслить самостоятельно, учит ставить новые вопросы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12