Рефераты. Первоисточники по философии






воспитатель”. В это время сказывается напряжение в отношениях с Вагнером –

начало разрыва их отношений. На Рождество Ницше едет к матери и сестре в

Наумбург.

В конце апреля 1878 г. выход в свет “Человеческого, слишком

человеческого”. У Вагнера книгу не приняли. В августовском номере

“Байрейтских листков” появляется статья Вагнера “Публика и популярность”,

содержащая (впрочем, без упоминания имени) резкие нападки на Ницше. Осенью

– резкое ухудшение здоровья; уже в который раз подтверждается очевидный

факт – состояние здоровья Ницше напрямую связано с его душевным состоянием,

которое в свою очередь сильно зависело от признания его творчества.

Ницше чужды всякие попытки построения философской системы, т. к. в

начале своей творческой деятельности он занимался классической филологией,

а от нее перешел к философии. Мир есть постоянное становление и

бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же».

Вслед за Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу

становления, порыв как «волю к власти» - присущая всему живому тяга к

самоутверждению. В силу того, что человек – слабое животное, он придумал

культуру – стену, отгораживающую его от жизни.

25 января 1881 г. рукопись “Утренней зари” отсылается П. Гасту с

просьбой переписать её набело. В конце апреля Ницше покидает Геную и

направляется с П. Гастом в местечко Рекоаро близ Венеции. Работа над

корректурой “Утренней зари”.

Специфическая форма философских сочинений Ницше – эссе, фрагменты и

афоризмы. Его философия начинает походить на поэтическое творчество,

легенду, миф, он стремиться преодолеть рационалистичность прежних

философских методов. Именно так написаны важнейшие его сочинения –

«Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Происхождение трагедии из

духа музыки» (1872), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Антихристианин»

(1888), «Так говорил Заратустра» (1883-1886) и др.

Всю зиму 1888 г. философ работает над материалами к “Переоценке всех

ценностей”. Круг чтения: Плутарх, посмертные сочинения Бодлера, “Бесы”

Достоевского во французском переводе Виктора Дерели, “Моя религия” Л.

Толстого, “Пролегомены к истории Израиля” И. Вельгаузена, Э. Ренан “Жизнь

Иисуса”, Б. Констан “Некоторые размышления о немецком театре”. В новогоднем

приложении и бернскому “Бунду” появляется подписанный К. Шпиттелером обзор

сочинений Ницше. Г. Брандес начинает читать в Копенгагенском университете

курс лекций о философии Ницше.

В 1891 г. первое вмешательство Э. Фёрстер-Ницше в издание сочинений

Ницше: она препятствует опубликованию 4-й части “Заратустры” (в основном из-

за “Праздника осла”), а в 1892 г. с согласия матери и после переговоров с

издателем К. Г. Науманом, П. Гаст подготавливает первое полное собрание

сочинений Ницше и избранных отрывков из наследия.

Очень важной была критика Ницше современного ему европейского

общества. По его мнению, существует несколько типов личности, по-разному

проявляющих себя в отношении к жизни и воли к власти. Большая часть людей –

это «лабиринтные люди», нетворческое большинство, серая масса, нуждающаяся

в сильной руке, которая заменяет им отсутствующую у них волю к власти. Но,

нуждаясь в сильных руководителях, они при этом ненавидят их и готовы

уничтожить при первой возможности. Они признают свою ущербность, но не

желают, чтобы кто-то отличался от них. Для этого они пытаются те нормы

морали и религии, которые сами для себя придумали, навязать своим

руководителям – аристократам духа, «людям-львам», второму типу личности в

культуре. Поэтому мораль и религия, придуманные лабиринтным человеком, не

для сильных личностей, которые исходят из принципиального неравенства

людей.

Вершиной же развития человека станет «сверхчеловек», который сможет

непосредственно включиться в процесс жизни. Ницшеанский принцип

«сверхчеловека» воплощает его критику морали. Согласно Ницше, мораль играет

разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость. Все это

размягчает и расслабляет волю человека. Образ «сверхчеловека» - это культ

«сильной личности», одержимой жаждой власти.

По мнению Ницше, европейская культура находится в состоянии глубокого

кризиса из-за своей ориентации на «вечные ценности», выдуманные

«лабиринтным человеком». Отсюда – требование нигилизма, отрицания и

пересмотра всех существующих ценностей. Особенно ненавистны Ницше идеи

христианства, демократические идеи, закрепляющие стадные истины, идеи

равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой

природы».

Мироощущение Ницше близко настроениям «декаданса» конца века, что

особенно заметно в его лирических стихотворениях.

20 апреля 1897г. умирает мать Ницше. Незадолго до этого сестра

перевозит больного Ницше в Веймар. 25 августа 1900 г. в полдень Фридрих

Ницше умирает в Веймаре.

3.2. Философские взгляды

Творчество знаменитого философа XIX в. Ф.Ницше, к сожалению, почти

неизвестно современному читателю в нашей стране, хотя в начале века в

России широко издавались его произведения. Увлечения идеями и личностью

Ф.Ницше во многом передалось и тем поколениям философов, мыслителей,

литераторов, которые принадлежат второй половине XX столетия. Ф.Ницше

продолжает оставаться современным философом.

Свою ближайшую задачу Ницше видел в том, чтобы воспитать подлинно

свободные умы – философов будущего, способных преодолевать собственные

моральные предрассудки. Будущие философы будут законодателями – творцами

таких новых ценностей, которые, ориентируя жизнь тех избранных, что

способны их принять, будут способствовать становлению сверхчеловека.

Людской материал, в процессе смены поколений которого будет

взращиваться сверхчеловек, составят те, кто является аристократом,

господином по своей природе, в ком воля к власти не задавлена враждебной ей

культурой, кто способен, объединившись с себе подобными, противостоять

большинству, не желающему ничего знать о подлинном предназначении

современных людей.

Ницше действительно пророчествует. Его философствование не методично.

«Метод – это я», - заявляет он. Ницше любил называть себя психологом.

Действительно, некоторые из его афоризмов представляют собой выражение

результатов пристальных наблюдений за мотивами человеческих поступков. В

его устах характеристика Достоевского, как самого крупного психолога из

известных ему, означает высшую оценку. Упор на психологию был естественен в

ту эпоху, когда психологизм господствовал в логике, и даже в онтологии,

когда психология только стала отпочковываться от философии и делать первые

шаги как самостоятельная эмпирическая дисциплина. Работы Ницше,

привлекающие своим блестящим стилем, точностью фраз, выражающих почти

всегда оригинальную мысль, и отталкивающие апологией силы и инстинкта

власти, оказали громадное влияние на европейскую философию и литературу. С

одной стороны, его произведения вызывали всплеск как упаднического

нигилизма, обернувшегося эстетизмом и культом наслаждения, так и

безудержного актинизма, направленного на создание (воспитание) новых людей

с новыми жизненными ценностями.

В своем творчестве Ницше затронул целый комплекс проблем, которые

составляют всю его концепцию. Прежде всего, центральной проблемой для него

является проблема воли. Ницше противопоставил этому пониманию утверждение в

жизни « воли к власти ». « Воля к власти » у Ницше – это, прежде всего

вопрос о значимости любого из явлений общественной жизни. Он пишет: « Что

хорошо? Все, что повышает чувство к власти, волю к власти, саму власть в

человеке. Что дурно? – Все, что происходит из слабости ». « Воля к власти »

- это основа права сильного, оно выражается во власти мужчины над

женщиной, например. Подрывает волю к власти доминирование интеллекта,

ходячая мораль, которая проповедует любовь к ближнему, социализм, который

декларирует равенство между людьми.

«Предо мною ужасное, тягостное зрелище: я откинул занавес, скрывавший

человеческую порчу. Слово это, когда произношу его я, не заподозрят хотя

бы в одном – в том, что оно содержит моральное обвинение человечества. Еще

раз подчеркну: в моих словах нет морализма, до такой степени нет, что

порчу сильнее всего, чувствую я там, где до сих пор сознательнее всего чают

« добродетельного » и « богоугодного ». Порча – вы уже догадываетесь –

это для меня decadence. Мое утверждение состоит в том, что ценности, в

какие современное человечество вкладывает максимум желательного для, - это

ценности decadence`a. Животное, целый животный вид, отдельная особь в моих

глазах испорчены, если утратили свои инстинкты, если вредное для себя

предпочитают полезному. История высших «чувств », « идеалов человечества

», - возможно, мне придется рассказать ее, - вероятно, почти все объяснила

бы в том, почему человек так испорчен. Жизнь для меня тождественна

инстинкту роста, власти, накопления сил, упрямого существования; если

отсутствует воля к власти, существо деградирует. Утверждаю, что воля к

власти отсутствует во всех высших ценностях человечества, -

узурпировав самые святые имена, господствуют ценности гибельной

деградации, ценности нигилистические ».

Сам Ницше за такие интерпретации своего учения ответственности,

конечно, не несет. С другой стороны, он, как всякий подлинный философ, учит

инакомыслию, т.е. учит мыслить самостоятельно, учит ставить новые вопросы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.