Рефераты. Первоисточники по философии






жизни? К тому, чтобы освободиться от тела и от всего зла, вытекающего из

жизни тела. Если это так, то как же нам не радоваться, когда смерть

приходит к нам? Мудрец всю жизнь ищет смерть, и поэтому она не страшна ему.

Нужно искать опору не в разуме, а в религиозной вере, в ней писатель

видит силу жизни. К этому выводу Толстой приходит, наблюдая за жизнью

крестьянства.

Оглянувшись на жизнь людей, на все человечество, Толстой увидел, что

они живут и утверждают, что знают смысл жизни. Как и у других людей, смысл

жизни для Толстого был в вере. Где жизнь, там и вера, с тех пор как есть

человечество. Она дает возможность жить, и главные черты веры везде и

всегда одни и те же. Если человек живет, он во что-нибудь верит. Вера есть

смысл жизни. Если б он не верил, что для чего-нибудь надо жить, то он бы не

жил.

Толстой начал понимать, что в ответах, даваемых верой, храниться

глубочайшая мудрость человечества, и что главное, ответы эти одни отвечают

на вопрос жизни. Автор понял: для того, чтобы понять, что такое жизнь, надо

узнать и понять всю жизнь человечества. И я отрекся от жизни нашего круга,

признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни. Это не та вера,

которую искал Толстой. Вера этих людей не есть вера, а только одно из

утешений в жизни. Вся жизнь общества, в котором жил Толстой, была

противоречием вере. Жизнь же людей верующих и трудящихся была

подтверждением того смысла жизни, который давало знание веры. Толстой

присматривался к жизни этих людей и все больше убеждался, что у них есть

настоящая вера им необходимая. Эти люди принимали болезни и горести без

всякого недоумения, а спокойно и с твердой уверенностью в том, что все это,

должно быть, и не может быть иначе, что все – добро. Люди круга Толстого

противились и негодовали на судьбу за лишения и страдания.

В противоположность тому, что, чем мы умнее, тем менее понимаем смысл

жизни и видим какую-то злую насмешку в том, что мы страдаем, эти люди

живут, страдают и приближаются к смерти со спокойствием, чаще с радостью.

Толстой полюбил этих людей, чем больше он вникал в их жизнь, тем больше

любил их, тем легче ему становилось жить. Он понял, что истину закрыло от

него не столько заблуждение его жизни, сколько сама жизнь в тех

исключительных условиях удовлетворения похотей, в которых он провел ее.

Когда Толстой говорил, что его жизнь – зло, он был прав. Неправильно

было то, что ответ, относящийся только к нему, он отнес к жизни вообще.

Жизнь мира совершается по чьей-то воле, кто-то нашими жизнями и жизнью

всего мира делает свое какое-то дело. Чтоб иметь надежду понять смысл этой

воли, надо, прежде всего, исполнять ее – делать то, чего от нас хотят.

Толстой вспоминает, что жил только тогда, когда верил в Бога.

Наверное, знать Бога и жить – одно и тоже. Бог есть жизнь, стоит забыть

его, не верить – и ты умираешь. Что же такое эти оживления и умирания? Ведь

человек не живет, когда теряет веру в существование Бога. У человека есть

смутная надежда найти его. Но опять же Толстой приходит к мысли о том, что

«не мог же я без всякого повода, смысла и причины явиться на свет».

Бог так сотворил человека, что всякий человек может погубить свою

душу или спасти ее. Задача человека в жизни – спасти свою душу. Для этого

нужно жить по Божьи, отрекаться от всех утех жизни, трудиться, смириться,

терпеть и быть милостивым.

Толстой говорит, что только теперь он не видит зла, перестал

сомневаться. Он хочет понять так, чтобы всякое необъяснимое положение

представлялось ему как необходимость разума, а не как обязательство

поверить.

Достоевский Федор Михайлович

(1821-1881)

5.1. Биография писателя

Ф. М. Достоевский – писатель, философ, публицист, общественный

деятель. Родился в семье лекаря больницы для бедных. В 1843г. окончил

офицерские классы инженерного училища, получил место в инженерном

ведомстве, но вскоре вышел в отставку и посвятил себя художественному

творчеству. Основные произведения: «Бедные люди» (1846), «Идиот» (1868),

«Бесы», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» (1879-1880).

Участник кружка М.В. Петрашевского, Достоевский в 1849 г. был арестован и

приговорен к смертной казни, замененной каторгой (1850-1854) с последующей

службой рядовым. Там и произошел решительный перелом в его мировоззрении,

осложненный развитием эпилепсии. В 1859 г. он возвратился в Петербург, где

и появились его повести «Дядюшкин сон» (1859), «Село Степанчиково и его

обитатели» (1859), роман «Униженные и оскорбленные» (1861), «Записки из

мертвого дома» (1861-1862) – о трагических судьбах и достоинстве человека

на каторге – прозвучали обвинением русской каторжной действительности.

Вместе с братом М.М.Достоевским издает «почвеннические» журналы «Время»

(1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865). В романах присутствует реалистическое

изображение социальных контрастов, столкновение ярких, самобытных русских

характеров, страстные поиски общественной и человеческой гармонии,

тончайший психологизм и гуманизм.

5.2. Религиозно-философские взгляды

Достоевский полагал, что сохранившийся в народе христианский идеал

веротерпимости обеспечил России усвоение европейской культуры и цивилизации

без характерных крайностей буржуазного общества, без его негативных черт –

бедности, вражды сословий, борьбы всех против всех.

Кроме того, Достоевский говорил о необходимости нравственного

совершенствования человека, о соединении народа на основе христианской

любви, размышляя о возможности построения «царства Божьего на земле». По

его мнению, достижение братства народов, социальная гармония возможны

только на основе совершенствования жизни и достижения счастья каждым

отдельным человеком. Эти проблемы стоят в центре внимания Достоевского-

писателя.

В годы юности Достоевский был сторонником идей христианского

социализма, как и идей французских утопистов. Эти идеи ему представлялись

тем более гуманными, чем более терпимыми и безрадостными были порядки,

условия жизни миллионов людей, как в России, так и в буржуазной Европе.

Отрицательное отношение писателя к капитализму не изменилось до конца

жизни. Никакой прогресс не оправдывает общество, моралью которого являются

обман и грабеж, а высшей ценностью – деньги ради денег.

Существенно, коренным образом изменилось, однако, у Достоевского в 60-

70-е гг. (по сравнению с годами молодости) отношение к социализму: теперь

уже не только как к идее, но и практике ее осуществления. (Такой практикой

к тому времени уже было «бесовство» - первые кровавые опыты российского

терроризма.) Теперь Достоевский отказывается видеть различие между

капитализмом и социализмом по существу: оба они эксплуатируют самые низкие

помыслы человека – только грубо-материальные. Речь может идти, считает

Достоевский, лишь о перераспределении собственности, о перемене лиц в

иерархической власти.

Достоевский решительно отвергает теорию «среды» (особенно популярную

у французских материалистов XVIII в.), фактически снимающую с человека

всякую ответственность за его поступки, а самого человека низводящую до

случайного продукта случайных обстоятельств. Социалистический идеал очень

хорошо соответствует этой теории, т.к. он есть идеал «муравейника»,

лишающего людей индивидуальности, устанавливающего режим жесточайшего

тоталитаризма.

Творчество Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа

– это темы антропологии, философии истории, этики, философии религии.

Философские взгляды писателя не оформлены в виде системы. Для философско-

художественных размышлений Достоевского характерен глубинный антиномизм и

экзистенциальная напряженность духовно-нравственных исканий, в которых он

предвосхитил многие ключевые философские идеи XX в. В творчестве автора к

60-м годам XIX в. проявляется господство нигилизма. Оно спровоцировано

поражением в Крымской войне и социальными кризисами. Суть нигилизма –

отрицание ценностей, идеалов. Это архаизм, следовательно, нужно все

ниглировать и заменить культуру общественной полезностью – утилитарный

подход.

Достоевский, прежде всего, великий антрополог, все его художество –

лишь метод антропологических изысканий и открытий. Он не соглашается с тем,

что человек – сугубо природное существо. Как религиозный мыслитель,

Достоевский ставит высшим приоритетом человека веру в Бога и демонстрирует

это своими произведениями. Жизнь с верой – жизнь истинная. Если человек

потерял веру, то это заканчивается страшными последствиями.

Главная тема религиозно-философских исканий Достоевского – человек и

его отношение к Богу. Теодицея – проблема оправдания Бога: если Бог –

добро, то откуда зло? Достоевского волнует антроподицея – оправдание

человека. В романе «Братья Карамазовы» рассматривается тема зла, его

происхождения и возможных попыток освобождения от него. Достоевский

рассматривает освобождение от зла и ставит вопрос о возможности мировой

гармонии. Проблема человека трансформируется в тему гармонии и путей ее

достижения, возможности создания общества без зла. Единственный путь к

мировой гармонии лежит через сердце человека, духовное совершенствование,

сопряженное со страданиями. Достоевский, по словам Бердяева,

открыл новую мистическую науку о человеке. Человек – глубина бытия,

уходящая в недра божественной жизни. Философские искания Достоевского

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.