Рефераты. Первоисточники по философии






отблеск руды, вкрапленной в гору, сам по себе образует целые миры. В

неожиданно притихшей вселенной слышен шепот тысяч тонких восхитительных

голосов, поднимающихся от земли. Это бессознательный, тайный зов всех

образов мира – такова изнанка и такова цена победы. Солнца нет без тени, и

необходимо познать ночь. Абсурдный человек говорит «да» - и его усилиям

более нет конца. Если и есть личная судьба, то это отнюдь не

предопределение свыше, либо, в крайнем случае, предопределение сводится к

тому, как о нем судит сам человек: он фатально и достоин презрения. В

остальном он сознает себя властелином своих дней. В неуловимое мгновение,

когда человек оборачивается и бросает взгляд на прожитую жизнь, Сизиф,

вернувшись к камню, созерцает бессвязную последовательность действий,

ставшую его судьбой. Она была сотворена им самим, соединена в одно целое

его памятью и скреплена смертью. Убежденный в человеческом происхождении

всего человеческого, желающий видеть и знающий, что ночи не будет конца,

слепец продолжает путь. И вновь скатывается камень, ноша его всегда

найдется. Но Сизиф учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает

камни. Сам по себе мир не имеет ни смысла, ни истины. Путь к решению

человеческого существования – полная и ясная отдача себе отчета в

конечности и бессмысленности жизни. Сизифов труд бессмыслен, но не

бесполезен: он открывает истину самому Сизифу. Одной борьбы за вершину

достаточно, чтобы наполнить сердце человека. Поэтому Сизифа следует

представлять себе счастливым.

Фрейд Зигмунд

(1856 – 1939)

2.1.Биография

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в небольшом моравском городе

Фрейбурге в семье небогатого торговца шерстью. В 1860 г. семья переехала в

Вену, где будущий знаменитый ученый прожил около 80 лет. В большой семье

было 8 детей, но только Зигмунд выделялся своими способностями, удивительно

острым умом и страстью к чтению. Он окончил гимназию в 17 лет и поступил в

знаменитый Венский университет.

Обучаясь в университете, Фрейд вошел в студенческий союз по изучению

истории, политики и философии. Но особый интерес для него представляли

естественные науки. В великих открытиях той эпохи – законе сохранения

энергии и в установленном Дарвином законе эволюции органического мира –

черпал Фрейд убеждения в том, что научное знание есть знание причин и

явлений под строгим контролем опыта.

Из-за ухудшения материального положения Фрейд стал практикующим

врачом в качестве невропатолога. Своих больных он лечил методом

физиотерапии. Он считал, что поскольку нервная система представляет

материальный орган, то и болезненные изменения должны иметь материальные

причины. Поэтому их следует устранять физическими процедурами, действуя на

больного водой, теплом и пр. Очень скоро он стал испытывать

неудовлетворенность этими процедурами. Фрейд задумался о применении другого

метода, в частности гипноза, используя который многие врачи добивались

успеха, одним из которых был Иосиф Брейер.

В дальнейшем Фрейд становится участником спора между французскими

врачами по поводу: считать гипноз эффектом внушения, которому подвержены

все люди, или загипнотизировать можно только нервнобольных.

Физиологи говорили о нервных функциях, психологи о сознании,

способности мыслить, подчинять действия заранее принятой цели. Но ни одно

из понятий не могло объяснить причины болезненных состояний. Фрейда это не

устраивало. Его наблюдения указывали, что источник страданий скрыт в сфере

неведомой ни физиологии, ни психологии. Практика требовала отказаться от

прежних подходов и продвигаться либо к новой физиологии, либо к новой

психологии.

В 1895 году он публикует вместе Брейером “Исследования по

истерии". Иногда ее оценивают как первую главу в истерии созданного Фрейдом

психоанализа. Для этого имеются все основания, поскольку в указанной книге

можно различить намеки на многие представления будущего психоанализа.

В конце 1899 году выходит фундаментальная работа Фрейда “Толкование

сновидений”, которая до сих пор является “библией” психоанализа.

Зигмунд Фрейд - основатель психоанализа и психоаналитического подхода

к культуре. Основная идея Фрейда как культуролога заключается в том, что

культура есть результат превращения («сублимации») сексуальной энергии

человека («либидо») в духовные и материальные духовные ценности. С этой

точки зрения процесс психического развития человека есть в своей сущности

биологически детерминирующий процесс превращений его сексуального

инстинкта. Культура, по мнению Фрейда, имеет двоякое значение: с одной

стороны, она налагает запреты на подсознательные влечения и создает

механизмы охраны этих запретов, порождая определенные компенсаторные

иллюзии.

К концептуальному ядру теории Фрейда относятся концепция психоневроза

и учение о психическом аппарате, базирующиеся на идее бессознательного: той

глубинной и «темной» области человеческой психики, которая связана

преимущественно с художественным творчеством. Искусство, будучи

«сублимацией» и рождаясь в подсознании, нейтрализует присущую человеку

агрессивность («мортидо») и выступает, подобно религии, как «самотерапия».

В подсознании коренятся и такие элементы творчества, как «вдохновение»,

«индивидуальный стиль» и т. п., обычно не подверженные контролю разума.

В 1908 году происходит 1-ый Международный психоаналитический

конгресс, в 1909 году Фрейд и его ученик К. Юнг отправляются

пропагандировать психоанализ в США.

В 1910 году создается доныне существующая Международная

психоаналитическая ассоциация.

В 1938 году после аншлюса Австрии гитлеровской Германии Фрейд

эмигрировал в Англию, где умер 23 сентября1939 года.

2.2. Психоанализ в понятии Фрейда

Фрейд написал огромное количество книг и статей: «Тотем и табу»

(1913), «По ту сторону принципа удовольствия» (1919), «Я и Оно» (1923),

Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Недовольство культурой

«(1929), «Новые вводные лекции в психоанализ» (1933), «Почему война?»

(1932), «Моисей и монотеизм» (1939), в которой поднимается вопрос о

сущности религии. Работа «Будущее одной иллюзии» (1927) была переведена

практически на все языки мира, в которой говорится о том, что существует

аналогия между природным началом человека и культурой с ее идеалами и

нормами, противоречащими желаниями, идущим от бессознательного начала.

Культура основана на отказе от удовлетворения своих желаний, она уменьшает

счастье человека и увеличивает чувство вины, тревоги из-за невозможности

реализовать желания.

В этом произведении З. Фрейд рассматривает культуру не только со

стороны принуждения к труду, но и со стороны психологии, пытается оценить

ее, обнаружить недостатки. Он решает вопрос о неудовлетворенности

культурой, делает вывод о том, что «люди не имеют спонтанной любви к труду

и доводы разума бессильны против их страстей». Он оценивает также

религиозные представления о культуре и последствия снятия культурных

ограничений (переход к природному состоянию). Фрейд со своей точки зрения

объясняет значение слова иллюзия, приводит примеры. В последней главе

происходит «спор самого с собой» (диалог Фрейда).

На базе медицинской психологии и практики лечения неврозов Фрейдом

было создано философское учение. Психологические и социологические взгляды

Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию,

психологию и психотерапию и послужили теоретической основой для различных

модернистских направлений в художественной культуре первой половины XX вв.

Скептическое отношение Фрейда к экспериментальной психологии могло

быть обусловлено тем, что центральная для него проблема мотивации

первоначально не подвергалась серьезному экспериментальному изучению. Лишь

впоследствии в ряде исследований (в частности, у К.Левина и его школы) эта

проблема становится областью применения экспериментальных методов.

Ожиданием психических расстройств и составлением клинической картины

болезней занимается психиатрия, но ведь в часы откровенности психиатры сами

высказывают сомнения в том, заслуживают ли их описания название науки.

Симптомы, составляющие эти картины болезней, не распознаны по своему

происхождению, механизму и взаимной связи; им соответствуют либо

неопределенные изменения анатомического органа души, либо такие изменения,

которые ничего не объясняют. Терапевтическому воздействию эти психические

расстройства доступны только тогда, когда их можно обнаружить по побочным

проявлениям какого-то иного органического изменения.

Психоанализ как раз и стремится восполнить этот пробел. Он предлагает

психиатрии недостающую ей психологическую основу, надеясь найти ту общую

базу, благодаря которой становится понятным сочетание соматического

нарушения с психическим. Для этого психоанализ должен избегать любой чуждой

ему посылки анатомического, химического или физиологического характера и

пользоваться чисто психологическими вспомогательными понятиями.

Фрейд говорит, что двумя своими положениями анализ оскорбляет весь

мир и вызывает к себе неприязнь: одно из них наталкивается на

интеллектуальные, другое – на морально-этические предрассудки. Не следует,

однако, недооценивать эти предрассудки; это властные силы, побочный продукт

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.