Рефераты. Основные проблемы философии Ф.Ницше






нездорового образа жизни европейского интеллектуала. При этом он

меняет представление о болезни и здоровье. Болезнь расценивается

нами как несчастье и каждый больной мечтает как можно скорее

выздороветь, чтобы вести прежний образ жизни. Напротив, Ницше

расценивает свою физическую болезнь как выздоровление духа:

«Рассматривать с точки зрения больного более здоровые понятия и

ценности, и наоборот, с точки зрения полноты и самоуверенности

более богатой жизни смотреть на таинственную работу инстинкта

декаданса – таково моё длительное упражнение, мой единственный

опыт» - пишет Ницше в своей работе «человеческое, слишком

человеческое». Захватывающая прелесть и ценность жизни

раскрывается по мере угасания витальности, и Ницше превращается из

пессимиста в оптимиста, более того ощущает себя сверхчеловеком –

обитателем горных вершин. Неверно понимать его как очередного

романтического героя, ибо сверхчеловек Ницше – это, возможно,

самое умеренное существо, избегающее крайностей. Так, в третьей

части «Генеалогии морали», где предлагается «физиологическая»

критика морального аскетизма. Который приводит к господству слабых

над сильными, он отмечал, что физиология сильных состоит не в том,

что они обладают «сверхчеловеческой» силой и мужеством, а в том,

что они имеют чувство меры.

Ницше не ограничивался критикой современного общества как

источника психических и органических заболеваний составляющих его

людей. В первом разделе «Человеческое, слишком человеческое» Ницше

ставит задачу исследования «химий понятий и чувств» : « В чём мы

нуждаемся и что лишь при современном уровне отдельных наук может

быть нам дано- есть химия моральных, религиозных, эстетических

представлений и чувств, равно как всех душевных движений, которые

мы испытываем в крупных и мелких отношениях культурной и

общественной жизни и даже в одиночестве».

Эту задачу Ницше решает как генеалогическую и указывает на

необходимость преодоления «вечного человека», который, будучи

неизменным, открывает новые идеи. На самом деле с ним происходят

постоянные изменения, о которых Ницше писал, что они важнее

великих истин, на проверку оказывающихся великими заблуждениями.

Прогресс культуры Ницше связывает с определенными психологическими

характеристиками. Жизнь не состоит только из больших идей и не

сводится к их провозглашению. На самом деле главным капиталом

культуры являются люди, чувствующие ответственность как перед

прошлым, так и перед настоящим, люди, способные принять судьбу и

осуществить волю к власти.

Человек духа- интеллектуал, в описаниях Ницше он напоминает

жителя Поднебесной, это надутый, самодовольный мандарин, которому

вовсе не чуждо «человеческое». Изображая из себя аскета, отрекаясь

от пива и пирогов, он непрерывно о них думает. « Философа узнают

по тому, что он чурается трёх блистательных и громких вещей :

славы, царей и женщин, - чем отнюдь не сказано, что последние не

приходят к нему». [iii]Ницше разоблачает « целомудрие» философов.

Оно проявляется как страсть к производству идей. Воздержание от

жизни оказывается всего лишь условием траты себя на поприще духа.

Размышляя об аскетическом идеале, Ницше различает, с одной

стороны, его высокопарное выражение : манифестацию бедности,

смирения, целомудрия, любви к истине, отказ от чувственных

удовольствий и иных радостей существования, а с другой стороны,

его реальное « физиологическое» протекание. Аскетизм, таким

образом, становится у него не отречением от существования, а

способом протекания индивидуальной экзистенции.

Вместо интерпретации, оценки и критики аскетического идеала,

Ницше предпринимает физиологическое исследование аскетов. Он

изучает телесность «представителей серьезности», и перед ним

открывается как некогда перед изобретателем микроскопа,

захватывающая картина борьбы за существование, в рамках которой

аскетизм

И воздержание становятся формами выживания. Аскетический идеал

разоблачается как выражение воли к власти, как попытка

господствовать над самой жизнью: «позеленевший и злобный взгляд

устремляется здесь на самое физиологическое процветание, в

особенности на то, что его выражает, - красоту и радость; между

тем, как удовольствие ощущается и ищется в неудавшемся, чахлом, в

боли, злополучии, безобразном, самодовольном ущербе,

обезличивании, самобичевании, самопожертвовании».[iv] «Торжество

при последнем издыхании» – так характеризует Ницше результат

реализации аскетической этики. Такая «физиологическая» критика

аскетизма, как жизни, направленной против жизни, является более

эффективной, чем поиски теоретических аргументов, тем более, что

они бессильны.

Аскетизм является физиологически бессмысленным. Ницше объясняет

господство аскетического идеала инстинктом сохранения

дегенерирующей жизни. Стало быть, он есть борьба против жизни, а

не смерти. Человек достиг могущества благодаря приручению и

цивилизации, но стал «больным животным». Почему человек стал

«больным животным» - это главная тема раздумий позднего Ницше.

Разработанный Ницше и другими философами язык описания нашего

бытия в мире, в котором насилие над природой и другими людьми

оборачивается насилием над собой, становится все более

распространенным. Современный гуманизм в развитых странах

приобретает очень специфический характер. Он лучше всего

раскрывается в терминах современной медицины и означает

обезболивание, понимаемое в самом широком смысле этого слова.

Гуманизм и морализм как идеалы остаются бессильными, а при попытке

их силового воплощения нередко оказываются репрессивными. Поэтому

Ницше советовал быть осторожнее с моралью и гуманизмом. Это очень

инфекционные вещи, которые нужно брать в перчатках, чтобы не

заразиться своеобразным «гуманистическим бешенством».

Термины «животное», «человек», «сверхчеловек» заставляют

некоторых интерпретаторов говорить об « антигуманизме» Ницше и о

забвении им божественного начала личности. Правильнее было бы

назвать позицию Ницше сверхгуманизмом, поскольку он не просто

отвергает отдельную эмпирическую личность за её несовершенство и

творческую «немощь», а требует «преодоления», обращаясь к её

потенциальной творческой силе.

Заключение

К философии Ницше и его трудам нельзя подходить с позиций

однозначной логики : она по меньшей мере двузначна, но чаще всего

многозначна и определяется контекстом. Его мысль постоянно

пульсирует, так что из любого отдельно взятого фрагмента его

текста может быть реконструирована почти вся полнота его

философии. Ницше говорил о своей философии как о «нигилизме»

являющемся центральным понятием его философии. В его ранних

работах содержатся идеи, которые как эхо, отзываются в его поздних

книгах, как будто все они уже содержались в этих первых. В зрелый

период творчества Ницше учение о воле к власти находится в таком

же отношении к учению о нигилизме, в каком находилось

аполлоновское начало к дионисийскому в ранний период его

творчества. Обе эти силы, или понятия, дополняют друг друга.

Нигилизм Ницше связан с любовью к своей собственной судьбе.

Учение о воле к власти заключается в том, что мир есть то, что мы

сами сделали и должны воспроизводить, что у него нет никакой

другой структуры, а также значения, помимо тех, которые мы ему

приписываем Это понятие представлялось ключом как к его

собственной философии, так и к положению дел в мире как таковом.

Как мы будем жить и о чём мы будем думать – об этом только мы сами

можем сказать.

Стремление понять личность, представление о личности можно

обнаружить и в ранних и в зрелых работах Ницше. Каждая новая

личность, входящая в жизнь и в культуру, ищет истинной жизни и

борется за полноту своей уникальности, за полноту воплощения

идеала . Ницше подразумевает, что жизнь ( и воля к власти как её

сущность ) реализуется в человеке прежде всего через его

творческие усилия по созиданию культуры .В идее сверхчеловека

заключено убеждение в бесконечном творческом становлении самого

Бытия, концентрирующемся в каждой отдельной личности.

Гуманизм, человек и человечность - это не только

общечеловеческие идеалы и ценности, направляющие наше движение

вперед, но и конкретно- историческая реальность, которая имеет

существенные отличия в различные пространственно- временные

отрезки. Ницше раскрыл общественный характер человеческой души, в

которой имеется то, что вложено в человека обществом, развил язык

описания нашего бытия в мире, в котором насилие над природой и

другими людьми оборачивается насилием над собой. В этой части его

позицию можно охарактеризовать как сверхгуманизм, в которой,

несмотря на несовершенство отдельной личности ,обращаясь к

потенциальной творческой силе, человек раскрывает свое подлинное

значение, переводя его из формы потенциальности в форму

актуальности.

-----------------------

[i] Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого //Ницше

Ф. Соч.: В 2-х т. М.,1990.Т.2.С.48

[ii] Злая мудрость : Афоризмы и изречения // Ницше Ф. Соч.: В 2-

х т. М.,1990.Т.1.С.756

[iii] Ницше Ф. Генеалогия морали // Ницше Ф.Соч.: В 2

т.,М.,1990 .Т.1.С.483

[iv] Ницше Ф. Генеалогия морали // Ницше Ф.Соч.: В 2 т.,М.,1990

.Т.1. С.489

Список использованной литературы

1. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. – М. , 1998

2. Данто А. Ницше как философ. – М. , 2000

3 .Евлампиев И.И. Концепция личности в философии Ф. Ницше. // Вестник СПб

университета. , сер. 6.,2000 - № 3 - с.31-41

4. Делёз Ж. Ницше. – СПб. , 2001

5. Клюс Э. Ницше в России. – М. , 1999

6. Марков Б.В. Ницше и гуманизм. // Вестник СПб университета. , сер.

6.,2000 - № 3-с.3 -12

7. Ницше Ф. Соч. : В 2-х т. М. , 1990

8. Перцев Д.В. Сова Минервы над муравейником . – М. , 2001

9. Цвейг С. Вчерашний мир. – М. , 1991

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.