Рефераты. Основные проблемы философии Ф.Ницше






может приобрести высшую ценность и глубочайшее значение? При каких

условиях она менее всего растрачивается даром? Разумеется, лишь в

том случае, если ты живешь для пользы редчайших и ценнейших

экземпляров, а не для пользы большинства, т.е. экземпляров

наименее ценных , если брать их поодиночке. И именно этот образ

мыслей нужно внедрять и укреплять в каждом молодом человеке, чтобы

он смотрел на себя как на неудавшееся произведение природы, но

вместе с тем как свидетельство величайших и чудеснейших намерений

этой художницы ; ей не удалось это – должен он сказать себе – но я

хочу почтить её великое намерение тем, что буду стараться, чтобы

когда-либо ей это лучше удалось».

Здесь мы сталкиваемся с характерным противоречием во

взглядах Ницше, которое и в дальнейшем, хотя и не в столь явной

форме, останется главным противоречием его философии. Та

метафизическая модель человека, которая лежит в основе всех его

размышлений, безусловно, предполагает, что именно отдельная

личность, во всей её конкретности и полноте, является центром

бытия, только в этом случае приобретает глубокое оправдание борьба

Ницше с традиционным пониманием человека, предполагающим приоритет

всеобщей духовной субстанции над отдельными эмпирическими

индивидами. Как мы только что видели, в одной из своих ранних

работ Ницше прямо провозглашает первичность отдельной личности,

абсолютное значение её неповторимой индивидуальности. Тем не менее

при конкретной разработке своего учения и его (метафизическом)

становлении он приходит к тезису, вступающему в непримиримое

противоречие с этой идеей: он утверждает, что абсолютность

личностного бытия не может быть реализована в каждой личности, и,

значит, огромное количество «низших» личностей в своем

существовании не могут быть признаны самодостаточными, значимыми

сами по себе, а должны рассматриваться только как «материал», как

промежуточные «пробы» для проявления «высших» личностей. Именно

эта тенденция при её прямолинейном проведении и при полном

забвении первой, противоречащей ей тенденции, ведет к тому

упрощенному варианту «ницшеанства», который создал миф о Ницше как

антигуманисте и проповеднике войны и насилия.

Для правильной оценки мировоззрения немецкого философа нужно

постоянно помнить о присутствии в его философии обеих тенденций

и, кроме того, учитывать , что вторая тенденция не должна

пониматься в вульгарно - биологическом смысле, в том смысле. Что

миллионы жизней служат только «унавоживанию» почвы, необходимому

для появления отдельных «высших» индивидов. Даже проведенная

цитата позволяет утверждать, что для Ницше значение неудачных

экземпляров человеческого рода состоит не в том, что они служат

грубым «материалом» для появления «высших», а в том, что они

своим пониманием идеала человеческого развития и своей

неудовлетворенностью собственной жизнью вносят в культуру мощный

заряд устремления к этому идеалу. Каждая

новая личность, входящая в жизнь и в культуру, под воздействием

этого заряда с большей энергией и настойчивостью ищет истинной

жизни и борется за полноту своей уникальности, за полноту

воплощения идеала. В конечном счете именно эта непрекращающаяся

борьба индивидов за свое совершенство, передающееся «по

наследству» через культуру, и должна привести к появлению «высших»

представителей человечества. Такая интерпретация идей Ницше

подразумевает, что жизнь ( и воля к власти как её сущность )

реализуется в человеке прежде всего через его творческие усилия по

созиданию культуры. Не вызывает никаких сомнений, что в своих

ранних работах Ницше именно так использует понятие жизни, а

биологические аналогии являются только аналогиями. Лишь в поздних

работах ( особенно в книге « По ту сторону добра и зла») эти

аналогии приобретают самодовлеющий характер, и возникает тенденция

к чисто биологической интерпретации понятий жизни и воли к власти.

Однако целостное восприятие всего комплекса идей Ницше заставляет

признать этот сдвиг в сторону биологизма, скорее, следствием его

нарочитого радикализма, постоянного желания эпатировать

благонамеренного обывателя. .

2. 2 Представление о личности в зрелых работах Ницше

В поздних работах Ницше его постоянное обращение к « высшим»

личностям, к «героям», противостоящим «серой массе», «чандале»

,затемняет идею абсолютного значения каждой личности. Однако по

существу эта идея не исчезает из его философии, она просто

отодвигается на второй план в связи с тем, что теперь речь идет не

о метафизике

человека, а о его наличном существовании в системе норм и правил

культуры. Постулат метафизической абсолютности каждого при этом

совмещается с признанием различной степени реализации этой

абсолютности в наличных условиях. Не веря в возможности людей

осознать и выразить свою потенциальную абсолютность, Ницше

обращается только к тем, кто достиг в своей жизни достаточной

полноты ответственности за себя, за будущее культуры и общества –

ответственности, обусловленной как раз этой абсолютностью. Здесь

можно видеть разочарование в человеке, утрату веры в то , что

каждый из нас способен в своей жизни превзойти себя и стать

неповторимой плодотворной личностью, творящей культуру и

оказывающей мощное воздействие на окружающий мир и людей вокруг.

Тем не менее нужно подчеркнуть, что такая вера , безусловно,

присутствовала в душе молодого Ницше и отразилась в его

сочинениях, в связи с чем по отношению к его более поздним работам

нужно говорить именно о разочаровании, об утрате веры. Об этой

вере свидетельствует не только статья «Шопенгауэр как

воспитатель», но и написанная вслед за ней статья «О пользе и

вреде истории для жизни» из того же цикла «Несовременные

размышления».

Рассматривая в этой работе отношение личности к истории,

Ницше по существу решает ту же проблему, что и в предыдущей

статье, - пытается описать различие «истинной» и «неистинной»

жизни. «Неистинный» путь, препятствующий раскрытию уникальности

личности и подавляющий её творческий потенциал, Ницше связывает

здесь с «историческим образованием», навязываемым каждому из нас

современным обществом. Человека приучают принимать все события его

бытия не в их собственном смысле, не в их значении для него

самого, а в том смысле, который определен их положением в

историческом процессе, их ролью в истории. Но, как считает Ницше,

чисто «историческое» отношение к жизни просто невозможно, то, что

мы называем историей и нашим представлением о ней, есть

соединение исторического и неисторического ; нет никакой

«объективной» истории, есть форма взаимодействия жизни,

реализующей себя в личности, с цепью событий, протекающих в мире и

затрагивающих личность . На основании этого Ницше выделяет три

вида истории : монументальную, антикварную и критическую, каждая

из которых есть форма «организации» личностью потока событий ради

реализации своих жизненных целей (монументальная – ради

деятельности в мире, антикварная – ради сохранения существующего

состояния, критическая – ради оправдания и искупления своих

страданий).

Смысл «неисторического» чувства остаётся у Ницше не до конца

проясненным ; в то же время правильная его интерпретация имеет

большое значение для понимания взглядов философа. Ницше выделяет

здесь два момента. Первый – это собственно неисторическое

восприятие мира, заключающееся в том, что человек замыкается в

данном событии и не желает оценивать его исходя из исторической

перспективы. Второй аспект, над - историческая точка зрения, как

её называет Ницше, - это способность встать над историей, в

результате чего «мир в каждое отдельное мгновение представляется

как бы остановившимся и законченным». Ницше не связывает эту над

– историческую позицию с причастностью личности к некоторой

вечной, сверхисторической реальности, тем не менее невозможно

понять, как можно говорить об этой позиции, если не предполагать

наличие вечных элементов в структуре реальности. В результате в

философии Ницше все-таки сохраняется место для Абсолюта, хотя и

очень непохожего на тот, который характерен для платоновской

традиции ( Абсолют как обособленный трансцендентный мир). В более

поздних работах Ницше радикально отвергает наличие в мире Абсолюта

в любом возможном смысле, но именно поэтому его взгляды становятся

гораздо менее последовательными, - ведь способность человека

занять над – историческую позицию по-прежнему признается им ( хотя

и не столь явно ); на такой позиции стоит, например, его

Заратустра..

Интерпретация «над- исторического чувства» как выражения

причастности личности некоторой сверхисторической реальности

,трансцендентно-имманентному Абсолюту, становится ещё более

правдоподобной, если мы учтем рассуждения Ницше о тех целях,

которые человек должен полагать себе в истории. Собственно говоря,

главная цель не изменяется по сравнению с тем, как Ницше понимал в

её предыдущей статье из «Несовременных рассуждений»; это -

раскрытие уникальной полноты бытия, заложенной в каждой личности,

эта мысль приводит к следующему принципу, который он излагает в

работе « О пользе и вреде истории для жизни»: «Цель человечества

не может лежать в конце его, а только в его совершеннейших

экземплярах». Этим «совершеннейшим экземпляром» может стать

каждый, но далеко не каждый реализует эту потенциальную

возможность; констатация этого печального факта и заставляет Ницше

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.