Рефераты. Н.Бердяев Судьба России, анализ произведения






Петербург – это не есть вся Россия, это лишь вершина огромного айсберга,

называемого Россией, внутри которого происходят скрытые процессы, часто

невидимые из центра. «Большая часть наших политических и культурных

идеологий страдает централизмом. Всегда чувствуется какая-то

несоизмеримость между этими идеологиями и необъятной русской жизнью. Недра

народной жизни огромной России все еще остаются неразгаданными,

таинственными».

Даже в наше время, спустя почти 100 лет, стоит отъехать от Москвы хотя

бы на 100 километров, и вы окажетесь в совершенно другом мире с другими

ценностями, стремлениями, уровнем жизни. Время как будто застыло в XX веке,

а скорее в XIX веке, где преобладает натуральное хозяйство, обмен, долговые

книги в магазинах. Бердяев чувствовал эту проблему: «Народная жизнь не

может быть монополией какого-нибудь слоя или класса. Духовную и культурную

децентрализацию России, которая совершенно неизбежна для нашего

национального здоровья, нельзя понимать, как чисто внешнее пространственное

движение от столичных центров к глухим провинциям. Это, прежде всего

внутреннее движение, повышение сознания и рост соборной национальной

энергии в каждом русском человеке по всей земле русской. Россия совмещает в

себе несколько исторических и культурных возрастов, от раннего

средневековья до XX века, от самых первоначальных стадий, предшествующих

культурному состоянию, до самых вершин мировой культуры».

Как современно звучат слова Бердяева: «Россия – страна великих

контрастов по преимуществу,- нигде нет таких противоположностей высоты и

низости, ослепительного света и первобытной тьмы. Вот почему так трудно

организовать Россию, упорядочить в ней хаотические стихии. Все страны

совмещают много возрастов. Но необъятная величина России и особенности ее

истории породили невиданные контрасты и противоположности». Эта цитата

настолько полна и лаконична, что не хочется портить ее своим комментарием.

Мысли автора об общенациональной ориентировке жизни, стирании границ

между провинцией и столицей, общем духовном оздоровлении нации актуальны и

в настоящее время. «Россия погибает от централистического бюрократизма, с

одной стороны, и темного провинциализма, с другой. Децентрализация русской

культуры означает не торжество провинциализма, а преодоление и

провинциализма и бюрократического централизма, духовный подъем всей нации и

каждой личности».

I.VIII.О СВЯТОСТИ И ЧЕСТНОСТИ

«К.Леонтьев говорит, что русский человек может быть святым, но не может

быть честным. Честность – западно-европейский идеал. Русский идеал –

святость». Проблема честности актуальна в России всегда. Взять, что плохо

лежит, открутить гайку с рельс для грузила, принести что-то с работы,

никогда не считалось зазорным на Руси, не считалось воровством. Воровство в

понимании большинства – это когда украли у тебя или близкого, а когда

«ничье», значит «общее».

«Европейский буржуа наживается и обогащается с сознанием своего

большого совершенства и превосходства, с верой в свои буржуазные

добродетели. Русский буржуа, наживаясь и обогащаясь, всегда чувствует себя

немного грешником и немного презирает буржуазные добродетели». Наглядный

пример этого мы видим сейчас, когда после накопления первоначального

капитала, наши «ново-русские» соотечественники с жаром кинулись

спонсировать строительство, реконструкцию церквей, замаливая свои

многочисленные грехи.

«Русский человек и весь русский народ должны сознать божественность

человеческой чести и честности. Тогда инстинкты творческие победят

инстинкты хищнические».

I.IX.ОБ ОТНОШЕНИИ РУССКИХ К ИДЕЯМ

«И одним из самых печальных фактов нужно признать равнодушие к идеям и

идейному творчеству, идейную отсталость широких слоев русской

интеллигенции». Автор рассматривает проблемы отрицания мысли, свободы

идейного творчества в России. Мысль отрицалась как с точки зрения

религиозной, так и материалистической. Катехизисы – вот что легко и просто

применялось во всех случаях. Возрождение, ренессанс, развитие творчества,

все это прошло мимо России, не отразилось на ее развитии. Географически,

духовно Россия нацелена на защиту Европы от Востока. Со времен татаро-

монгольского ига Россия стоит на страже границ Европы.

Интеллигенция «аполитична и необщественна, она извращенными путями ищет

спасения души, чистоты, быть может ищет подвига и служения миру, но лишена

инстинктов государственного и общественного строительства». Интеллигенция

всегда была отдалена от народа, жила в своем мирке, пытаясь не вмешиваться

в происходящее. Революции, репрессии, давление власти – все это покорно

сносилось большей частью интеллигенции. Да и в наше время интеллигенция и

простой народ сильно удалены друг от друга. Личность продолжает быть менее

значимой, чем коллектив, хотя в Европе, США и других развитых странах

приоритет личности над коллективом, общностью постепенно становится

доминирующим.

«Вершина человечества вступила уже в ночь нового средневековья, когда

солнце должно засветиться внутри нас и привести к новому дню. Внешний свет

гаснет. Крах рационализма, возрождение мистики и есть этот ночной момент».

Рационализм и мистика по прошествии ста лет продолжают идти рядом в

восприятии людей. Мы продолжаем верить в колдовство, шаманизм, наблюдая

огромные шаги в науке к созданию искусственного интеллекта, клонированию,

созданию альтернативных источников энергии. Наверное, где-то в сознании

каждого человека, с древнейших времен, заложена вера в сверхъестественное,

божественнное, то, что нами управляет и от нас не зависит.

Анализируя духовное состояние общества перед мировой войной, автор

отмечает: « Почва разрыхлена и настало благоприятное время для идейной

проповеди, от которой зависит все наше будущее. В самый трудный и

ответственный час нашей истории мы находимся в состоянии идейной анархии и

распутицы, в нашем духе совершается гнилостный процесс, связанный с

омертвением мысли консервативной и революционной, идей правых и левых. Но в

глубине русского народа есть живой дух, скрыты великие возможности. На

разрыхленную почву должны пасть семена новой мысли и новой жизни.

Созревание России до мировой роли предполагает ее духовное возрождение».

II.ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОСТИ

Восток и Запад

II.I.НАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

«Человечество есть некоторое положительное всеединство, и оно

превратилось бы в пустую отвлеченность, если бы своим бытием угашало и

упраздняло бытие всех входящих в него ступеней реальности,

индивидуальностей национальных и индивидуальностей личных». Автор

рассматривает проблему индивидуальности, личности, и как производное -

проблему национальности. Космополитизм с его точки зрения: «есть уродливое

и неосуществимое выражение мечты об едином, братском и совершенном

человечестве, подмене конкретно живого человечества отвлеченной утопией.

Кто не любит своего народа и кому не мил конкретный образ его, тот не может

любить и человечество, тому не мил и конкретный образ человечества.

Абстракции плодят абстракции». Эта проблема стоит и в наше время перед

человечеством. Стирание границ, объединение государств, обезличивание

конкретных наций, все это возможные последствия создания Евросоюза.

Глобализация охватывает весь мир, все человечество. И рассматривая эти

процессы с точки зрения Бердяева, можно сделать вывод, что происходящее

скорее можно оценить как отрицательный процесс в развитии человечества.

«Судьба нации и национальных культур должна свершиться до конца. Принятие

истории есть уже принятие борьбы за национальные индивидуальности, за тип

культуры. Культура греческая, культура итальянская в эпоху Возрождения,

культура французская и германская в эпохи цветения и есть пути мировой

культуры единого человечества, но все они глубоко национальны,

индивидуально-своеобразны. Все великие национальные культуры – всечеловечны

по своему значению. Нивелирующая цивилизация уродлива. Культура воляпюка не

может иметь никакого значения, в ней нет ничего вселенского».

II.II.НАЦИОНАЛИЗМ И МЕССИАНИЗМ

В главе анализируется отношение национализма и мессианства на

конкретных примерах истории, их противоположность. «Национализм может быть

укреплен на самой позитивной почве, и обосновать его можно лишь

биологически. Мессианизм же мыслим лишь на религиозной почве, и обосновать

его можно лишь мистически».

Рассматривая еврейский мессианизм, Бердяев делает заключение, что это

явление не носит идеи всечеловечности, оно приковано к конкретной нации и

не может развиваться в христианском мире. Христианство – вот что может

объединить и спасти человечество и весь мир. «Мессианизм русский, если

выделить в нем стихию чисто мессианскую, - по преимуществу

апокалиптический, обращенный к явлению Христа Грядущего и его антипода –

антихриста. Это было в нашем расколе, в мистическом сектанстве и у такого

русского национального гения, как Достоевский, и этим окрашены наши

религиозно-философские искания». Автор рассматривает мессианские идеи и

других народов. «Так германский мессианизм по преимуществу расовый, с

сильно биологической окраской. Германский народ на своих духовных вершинах

сознает себя не носителем Христова Духа, а носителем высшей и единственной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.