Рефераты. Математическая гипотеза в неклассической физике






Столь быстрое развитие квантовых представлений стало возможно

благодаря досконально развитым математическим теориям: математическому

анализу, линейной алгебре, матричной алгебре (матричная механика), потом

методам математической физики (волновая механика), наконец, теории

самосопряженных линейных операторов (тождественность матричных и волновых

представлений). Кстати, дав толчок развитию квантовой механики, теория

операторов сама столкнулась с новым набором задач, что привело к ее

дальнейшему развитию.

Итак, в классическом естествознании (и физике), в XVII – конце XIX

века, в центре стоит идея, согласно которой объективность и предметность

научного знания достигается лишь тогда, когда из описания и объяснения

исключается все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной

деятельности. Эти процедуры принимались как раз и навсегда данные и

неизменные. Конкретизация классической физики осуществлялась с учетом

доминанты механики. Объяснение истолковывалось как поиск математических

причин и субстанций, носителей сил, детерминирующих данное явление. В

соответствии с этим развивалась механическая физическая картина мира.

В конце XVIII века происходит переход к дисциплинарно организованной науке,

когда механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. Одновременно

произошла дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования, хотя

общие познавательные установки классической науки сохранились.

Конец XIX – первая половина XX века связаны с формированием неклассической

науки (и физики в частности). Переход от классической к неклассической

науке подготовлен изменением структур духовного производства, кризисом

мировоззренческих установок классического рационализма, пониманием того,

что сознание, постигающее действительность, само в нее погружено, ощущает

свою зависимость от социальных обстоятельств. В науке этот процесс был

связан с цепью революционных открытий в различных областях знания и

характеризовался отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием роли

относительной истинности теорий и картины природы. Изменившиеся идеалы и

нормы доказательности и обоснования знания: экспликация при изложении

теории операциональной основы вводимой системы понятий (принцип

наблюдаемости) и выяснение связей между ними и предшествующими теориями

(принцип соответствия) – вызвали значительное расширение поля исследуемых

объектов, открывая пути к исследованию саморегулирующихся систем, созданию

целостной научной картины мира. При этом неклассическая наука не уничтожает

классическую, а только ограничивает сферу ее деятельности. Именно в

неклассическую эпоху теоретические физические исследования часто

использовали метод математической гипотезы.

В современную эпоху, в последнюю треть XX – начало XXI века мы

являемся свидетелями новых радикальных изменений в основании науки. Часто

эти изменения характеризуют как глобальную научную революцию, в ходе

которой рождается постнеклассическая наука. Интенсивное применение научных

знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение самого

характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах хранения

и получения информации (компьютеризация науки, появление сложных приборных

комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и

функционируют аналогично средствам промышленного производства) меняет

характер научной деятельности. Наряду с дисциплинарными исследованиями на

передний план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-

ориентированные формы исследовательской деятельности. Если классическая

наука была ориентирована на постижение изолированного фрагмента

действительности, то специфику современной науки определяют комплексные

исследовательские программы, организация которых во многом зависит от

определения приоритетных направлений, финансирования, подготовки кадров.

Реализация комплексных программ порождает ситуацию сращивания в единой

системе деятельности теоретических и экспериментальных исследований,

прикладных и фундаментальных знаний, интенсификация прямых и обратных

связей между ними. В результате усиливаются процессы взаимодействия

принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных

науках. Все чаще изменения этих картин протекают не столько под

воздействием внутридисциплинарных факторов, сколько путем прививки идей из

других наук. Поэтому стираются разграничения между картинами реальности,

определяющими видение предмета той или иной науки. Они становятся

взаимозависимыми и предстают в качестве фрагментов единой общенаучной

картины мира.

В междисциплинарных исследованиях наука сталкивается с такими

проблемами, которые в отдельных дисциплинах изучаются лишь фрагментарно,

что часто приводит к необнаружению эффектов системности в них. Объектами

изучения же таких исследований часто становятся уникальные системы,

характеризующиеся открытостью и саморазвитием, которые и детерминируют

облик современной, постнеклассической науки. Саморазвивающиеся системы же

характеризуются принципиальной необратимостью процессов, а взаимодействие с

ними человека как бы включает его в систему, видоизменяя поле ее возможных

состояний. Еще более сложный тип объектов представляют собой исторически

развивающиеся системы, которые в последнее время все больше входят в

естествознание вообще и в физику в частности. Именно идеи эволюции и

историзма становятся основой того синтеза картин реальности, вырабатываемых

в фундаментальных науках, которые сплавляют их в целостную картину

исторического развития природы и человека.

Ориентация современной науки на исследование исторически

развивающихся систем перестраивает нормы исследовательской деятельности

(возникают идеалы исторической реконструкции, аппроксимация и компьютерные

программы в теоретических исследованиях). Эмпирический анализ уникальных

исторически развивающихся систем проводится, как правило, с использованием

ЭВМ.

При этом, как и при переходе к неклассической науке, становление

постнеклассической науки не приводит к уничтожению представлений и

познавательных установок классики и неклассики. Они будут использоваться в

некоторых познавательных ситуациях, но только утратят статус доминирующих и

определяющих облик науки. С этими познавательными установками и методами

исследования на второй план отходит и метод математической гипотезы, хотя в

некоторых теоретических задачах он все еще дееспособен и приводит новым

результатам.

Заключение.

В отличие от классической физики, когда математический аппарат

создавался только вслед за физической интерпретацией величин,

неклассическая физика часто оперирует с абстрактными объектами, о смысле

которых изначально ничего не известно. Одним из возможных методов

построения новых неклассических теорий является математическая гипотеза,

оперирование абстрактными математическими объектами, их преобразование на

основе уже существующих уравнений без изначального постулирования

физического смысла входящих в них величин. Практически вся теоретическая

схема микромира – квантовая теория – была построена именно в результате

математической экстраполяции классических объектов и уравнений. Так

родились теории Планка, Бора, Бора-Зоммерфельда, корпускулярно-волновой

дуализм де Бройля, матричная механика Гейзенберга, волновая Шредингера,

квантовая электродинамика, хромодинамика и т.д.

К достоинствам метода математической гипотезы следует отнести его

эвристическую роль в развитии физики, математическую логичность его

преобразований, наконец, возможности по отысканию новых теоретических схем.

Наряду с этим у метода есть и существенные недостатки. Так, он, как

правило, приводит к трудностям при физической интерпретации математических

объектов, непросто также и выбрать изначальные предпосылки для введения

гипотезы.

Метод математической гипотезы сыграл огромную роль в развитии

неклассических представлений в физике, фактически, был механизмом

формирования нового типа мышления на уровне микрообъектов, отрыва от

классических представлений в физике микромира, объяснению микроявлений.

В постнеклассической науке акценты в познавательной деятельности

смещаются на системные, саморазвивающиеся образования, теоретические и

экспериментальные исследования сращиваются, объединяются прикладные и

фундаментальные знания. В этой ситуации метод математической гипотезы не

отвергается полностью, но отходит на второй план, как и все методы

неклассической науки, ставшие теперь не определяющими. Его применение

ограничено лишь некоторыми познавательными ситуациями.

Список литературы.

1. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

2. Степин В.С. Становление научной теории. Мн., 1976.

3. Степин В.С., Томильчик Л.М. Практическая природа познания и

методологические проблемы современной физики. Мн., 1970.

4. Эвристическая роль математики в физике и космологии. Сборник научных

трудов методологических семинаров ленинградских физико-математических

институтов АН СССР. Л., 1975.

5. Степин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного познания. Мн., 1974

6. Свириденко В.М. Роль математичної гіпотези в пізнанні мікроявищ. Київ,

1962.

7. Акунов А.А. Особенности познания в современной физике. Фрунзе, 1982.

8. Мандельштам Л.И. Лекции по оптике, теории относительности, квантовой

механике. М., 1972.

9. Вавилов С.И. Избранные сочинения, т.3. М., 1956.

10. Ландау Л.Д. Собрание трудов, т.1. М., 1966.

11. Бор Н. Избранные научные труды, т.2. М., 1971.

12. Эйнштейн А. Творческая автобиография. // УФН, 1956, 59(1).

13. Dirac P. Physical interpretation of quantum mechanics. 1942.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.