Рефераты. Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)






- "забегание вперед" – отличие человеческого бытия от любого

вещественного бытия;

- "бытие при внутримировом сущем" – отношение к вещам не как к

наличным, предполагающим дистанцию между человеком и вещью, а как к

"сподручным", "обреченность вещам".

Ясперс считает, что бытие нельзя рассматривать ни как целое, ни как

бесконечно расчлененное. Бытие, согласно Ясперсу, непознаваемо. Человека

нельзя рассматривать объективно, его необходимо понять как экзистенцию.

Ясперс не сомневается, что существует "бытие в себе". Мы только не можем

его знать. Мы создаем бытие только как "бытие в мире" – это предметное

бытие, груз повседневных забот.

Ясперс в трактате "Бытие и ничто" анализируют формы проявления бытия в

человеческой реальности.

1. "Бытие для себя" – непосредственная жизнь самосознания;

2. "Бытие в себе" – заменяет объективную реальность;

3. "Бытие для другого" – конфликтность межличностных отношений.

Старая философия не видела различия между бытием мира и бытием человека.

Бытие человека рассматривалось по аналогии с бытием вещей. Особенность

человеческого бытия в том, что он знает о своем бытии. Конечность

человеческого существования и осознание этой конечности порождает вопрос о

бытии. В человеческом бытии другое по сравнению с вещественным бытием –

отношении сущности и существования. В бытии вещей сущность предшествует

существованию. В бытии человека существование предшествует сущности, т.к.

человек – всегда становящееся существо.

В центре внимания экзистенциализма стоит проблема свободы. Свобода должна

быть понята из экзистенции. Она проявляется в "забегании вперед". Человек

свободен в том смысле, что он сам "проектирует" себя, не определяясь ничем,

кроме своей субъективности, суть которой в полной независимости от чего бы

то ни было. Человек сам ответственен за свое будущее, он не оправдывает

себя обстоятельствами.

Свобода человека неотчуждаема и неистребима. Она предстает как тяжелое

бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может

отказаться от свободы, перестать быть самим собой, стать как все. При этом

он погружается в безличный мир, мир поглощения личного общим,

безличностным.

32. Концепция отчуждения человека и пути его преодоления в

экзистенциализме.

Человек, истолковав, себя как сущее, наряду с другими сущими, приходит в

состояние "отчуждения". При "неподлинном бытии" человек рассматривает себя

по сравнению с другими людьми. При этом возникает так называемый

"объективный взгляд на личность", при котором она может быть заменена любой

другой личностью. Эта мысленная подстановка другого на свое место и себя на

место другого создает феномен усредненности и приводит к потере

собственного существования. Такую власть общего, безличного над

индивидуальным Хайдеггер называет "das Man" .

Согласно Ясперсу, подлинный смысл бытия открывается человеку в периоды

глубоких потрясений (болезнь, страх, смерть). В эти моменты человек

освобождается от груза повседневных проблем, от своих интересов и

повседневных представлений о деятельности. "Пограничная ситуация" ставит

человека на границу между бытием и небытием. Человек осознает себя как

экзистенцию, что позволяет ему перейти от "неподлинного" бытия к

"подлинному". "Подлинное существование" выступает как осознание человеком

своей конечности и свободы.

33. Неопозитивизм. Принципы верификации, фальсификации, конвенционализма.

Позитивизм – направление буржуазной философии. Основные идеи позитивизма

были сформулированы Кантом. Философия, по его мнению, не имеет оснований

претендовать на феноменальность, т.к. она ориентировалась первоначально на

теологические "абсолюты", а затем на метафизические, но никогда не была

научной. Позитивным, т.е. реальным, является чувственно-физическое

существование.

Исторически выделяют три этапа в развитии позитивизма:

1. Кант, Милль, Спенсер – первый позитивизм;

2. Макс и Авенариус – эмпириопозитивизм (отказались даже от формального

признания объективно-реальных законов);

3. Неопозитивизм.

Особенности неопозитивизма:

- отрицание научной осмысленности вопросов о существовании объективной

реальности и ее отношения к сознанию;

- рассмотрение логики и математики как совокупности дедуктивных

построений, опирающихся на произвольные соглашения (конвенции).

Витгенштейн считает, что мир – это совокупность фактов, а не вещей, а

знание – это совокупность высказываний.

На первом этапе неопозитивизма (логический позитивизм) его представители

видели свою цель в создании специального логического метода для

разграничения осмысленных утверждений и утверждений, лишенных смысла. Для

этого был разработан принцип "верификации" – требование проверки

предложений об опыте.

Предложение истинно, если оно подтверждается фактами и если могут быть

указаны воображаемые факты, которые, если были бы действительны, это

предложение опровергли бы, и наоборот.

Австрийский философ Поппер выступил с критикой верификации, т.к. возникли

проблемы верифицируемости общих предложений (гипотез, законов природы). Он

предложил заменить их "фальсификацией" – способом указания на такие

эмпирические условия, при которых гипотезы были бы правдивы, но ложными.

Отсутствие опытного подтверждения гипотезы свидетельствует не в ее пользу.

Но наличие опытного опровержения гипотезы говорит о ее ложности.

На этапе "символического позитивизма" неопозитивисты переходят к

пониманию реальности, как совокупности значений. Высказывания являются

истинными только тогда, когда содержат утверждения о состоянии вещей, и

положение вещей соответствует утверждению.

Семантики считали, что философия должна объяснять явления человеческой

жизни, исходя из структуры языка. Слова, сами по себе ничего не значат. Это

только символы. И, чтобы избежать конфликтов, необходимо только отказаться

от слова, которое вызывает несогласие.

Согласно идее "конвенциализма", смысл высказываний выражается не их

объективным смыслом, а местом этих высказываний в системе других

высказываний.

В соответствии с этим Карнап выдвигает "принцип терпимости" – можно

терпеть любую избранную решением субъекта непротиворечивую логическую

систему.

Фальсификация – научная процедура, устанавливающая ложность теории или

гипотезы в результате теоретической и экспериментальной проверки.

Принцип фальсифицируемости – критерий демаркации науки от "метафизики"

(выдвинут Потером).

34. Религиозная философия.

Федоров, Соловьев, Бердяев, Флоренский, Булгаков. С их точки зрения выход

в космос обусловлен нравственными причинами. Федоров: “Общее дело”. Задача

не только выбросить смерть, но и воскресить всех живших на земле. В религии

мы стремимся брать пример с Христа-страдальца, а надо не страдать а

воскрешать. Воскрешение по цепочке от отца к сыну. Если говорить, что будем

жить только мы, то это безнравственно по отношению ко всем доведшим нас до

этой стадии. Соловьев. 1. Идея всеединства человечества, 2. идея

софийности, 3. идея обожествления мира. Богочеловечество. Творчество (и

творение) не заканчивается созданием мира. Человек вместе с богом участвует

в совершенствовании мира. Спастись могут все, то что предсказано в

Апокалипсисе это прогноз, предупреждение. Надо что-то менять сейчас, чтобы

не прийти к этому. У человечества есть шанс прийти к Суду во всеоружии -

встать вместе с Богом в гармонизации мира. Бог вместе с человеком -

богочеловек. Обожествление мира. Человеку помогает София. Единство

различных областей позитивной науки (религия, искусство, философия).

Всеединая духовная деятельность. Всеединое культурное духовное развитие.

Богочеловек это не сверхчеловек Ницше, здесь все по-другому.

Вел русск фил-ф Соловьев гов что необх объединить понятия: религии, ф-фии,

науки, т.к. всеединство объективно существует, ибо начало всего – всеединое

сущее – Бог, его нельзя определить. Бог разумному опр-ию неподвластен.

Соловьев гов, что оно опр-мо и реализуется в бытии и его стремление к бытию

определяет его определенность. Этот мир – это реализация всеединого сущего.

Когда мир реализовывался, единство рассыпалось, хотя в каждом существующем

заложена стремление к единству. Чел-к есть высшая степень, и вообще

актуализация стремления к единству осуществляется ч/з Христа. Миф

актуализировался. Сол. Гов, что есть разл степень бытия: животное царство,

чел-кое царство, минеральное и растит. Царства. Это иерархия. Это всеединое

сущее рассыпалось, когда оно актуализировалось. Ед-во можно достичь ч/з чел-

ка, ч/з ф-фию. Разрыв проявляется в чел-ке – он есть путь, кот ведет к

всеединому сущему и богочеловеческому. Этот процесс – двухсторонний. Бог

послал Христа, чтобы искупить грехи людей.

Неотомизм. Тейяр де Шарден воспитанник католической церкви. Он крупный

ученый в области археоглогии в Китае. Т.д.Ш. – эволюционист.

В основе эволюц. Мира лежит ткань универсума. Здесь лежит в основе 2 вида

энергии – тангенциальная (обычная, физическая) энергия, радиальная

(обеспечив развитие мира, эволюцию). Он один из первых проводит мысль о

том, что чел – это ступень ткани к универсуму. Т.д.Ш. заявляет, что чел-во

явл ступенью движения к точке омега (пути к сверхжизни). Он трактует его

так – это Христос, кот нах не впереди , а сзади.

35. Человек, как волевое существо.

Индивид --- единичный представитель человечества, безотносительно к его

реальным или антропологическим особенностям. Родившийся реб - индивид, но

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.