Рефераты. Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)






душу людей, поставив на место власти богов власть разума, власть мысли.

Парменид постулировал наличие за вещами предметно-чувственного мира чего-

то, что выполняло бы роль гаранта существования этого мира.

Бытие – это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль.

Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и

объект, оно есть вся возможная полнота совершенств.

Бытие не возникло, не уничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во

времени. Бытие это Логос, космический Разум, через который раскрывается

содержание мира, непосредственно для человека.

Проблемы бытия:

- первый аспект – вопросы о непроходящем и проходящим: что существует?

Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго оно существует? Теперь

и всегда, он непроходящ. Как долго существуют отдельные вещи? Они

конечны, проходящи.

- второй аспект – вопрос о единстве мира: мир, как непроходящее

единство независимо от воли и сознания человека.

- третий аспект – мир, как таковой, в различии и единстве его основных

целостностей является реальностью для сознания и действия каждого

человека.

Первую философскую концепцию бытия выдвинули досократики, одни из которых

рассматривали бытие, как неизменное, единое, неподвижное (Парменид), другие

– как непрерывно становящуюся (Гераклит). С другой стороны досократики

различают бытие "по истине" и бытие " по мнению", сущность и существование.

Платон противопоставлял мир чувственных вещей чистым идеям – миру

истинного бытия.

Средневековая христианская философия противопоставляла божественное бытие

и бытие сотворенного мира, различая при этом действительное бытие (акт) и

возможное (потенция).

В концепциях XVIII-XIX веков бытие рассматривается как реальность,

противостоящая человеку. Отсюда вытекает трактовка бытия как объекта,

противостоящего субъекту, как реальности, которая подчинена автономно

действующим законам.

Вопрос о сущности человека, его происхождении и назначении – один из

основных проблем в истории философской мысли. В древней китайской,

индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса,

некоторого "порядка", "строя" бытия (природы), как "малый мир", микрокосмос

– отображение и символ Вселенной.

Человек содержит в себе основные элементы космоса, состоит из тела и души,

рассматриваемых как два аспекта одной реальности или как две разнородные

субстанции.

В христианстве представление о человеке как "образе и подобии Бога"

сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в

личности Христа и возможности внутреннего приобщения каждого к божественной

благодати.

Представление Декарта о мышлении, как единственно достоверном

свидетельстве человеческого существования, легло в основу новоевропейского

рационализма, который именно в разуме, мышлении усматривает сущность

человека, его специфическую особенность.

Экзистенциализм разграничивает и противопоставляет понятия

индивидуальности – как части природного и социального целого и личности как

неповторимого духовного самоопределения ("экзистенции").

Исходным пунктом марксистского понимания человека является трактовка его

как продукта и субъекта общественно-трудовой деятельности. "Сущность

человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей

деятельности она есть совокупность всех общественных отношений".

44. Естественные и культурные предпосылки бытия человека. Понятие культуры.

Здесь идет вечный спор между религиозной и эволюционной теориями. Теория

Дарвина и теория Маркса (трудовая). Когда чел-к начал регулировать свое

либидо, он становится чел-ком. (в процессе нравственной дея-ти). Понятие

культуры возникает у греков – возделывание почвы (противоположность – это

природа). Постепенно понятие культуры стало означать создание ценностей и

процесс их создания. С др стороны – культура – продукт чел-ого бытия. Чел-к

– это продукт не только природы, но и эл-т культуры.

Проблема соотношения природного и социального в философии.

46. Материально-практические измерения чел бытия. Проблема практики.

Бытие чел-ка – это социальное бытие. (Марксизм)

В марксизме на 1-ый план выходит проблема соц бытия. В марксизме рассм

сама природа бытия. Социал бытие – экономич бытие. Труд – основа всего. Для

того, чтобы жить чел-к должен трудиться. Идеи опр-ся материальными

интересами и теми отношен, кот складываются в процессе производства. Мат-

произв практика явл основой чел-ого бытия и именно она определяет все др

стороны чел бытия(духовн). Чел-к наряду сос своими мат основаниями

(материальными) – чел-к существо духовное.

Мы должны выделять 2 вида производства: духовное и материальное, кот

различ продуктами в ходе этого пр-ва. В ходе дух пр-ва возник продукт,

направленный на удовлетв духовн потребностей чел-ка.

Маркс понимает общественное сознание и духовное измерения чел бытия

материальными. Общ сознание – отражение общ бытия.

Маркс абсолютизировал метод, что мат бытие – опр духовное. Марксизм ищет

причины всех изменений в экономич разделах. Разум – это то, что ставит чел-

ка над всеми (Маркс).

Фрейд: «Человека делает человеком обуздание либидо». Экзистенциализм:

47. Диалектика, как система законов и категорий.

Фил взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять

явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии, что

развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к

высшим, что в этом проц совершается переход от колич изменений в

качественные, что источником развития являются противоречия: противор

движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет

принцип всякого самодвижения. В фил системе Г действительность представлена

как цепь диалект переходов. Каждое понятие и категория у него во внутренней

необходимой связи со всеми остальными, взаимно переходят друг в друга.

категории есть чистые мысли, и в силу тождества бытия и мышления,

диалектика категорий всеобща, существует не только для философского

познания, но и в обыденном опыте. Создал систему определений категорий.

Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество. Вещь

есть то, чем она является благодаря качеству. количество есть внешняя для

бытия определенность, дом есть дом, большой он или маленький. Прерывное

скачкообразное развитие. Закон Взаимопроникновения противоположностей -

идея саморазвития в единстве и борьбе противоположностей. Закон отрицания

отрицания - развитие не только абс идеи, но и каждой отдельной вещи.

Природа диалектического отрицания --- не тотальное отрицание, а сохранение

положительного. Тут теория познания, разработка абсолютной и относительной

истины. каждая ступень дает картину абсолютного, но неполную,

незаконченную.

48. Сознание и бессознательное. Общественное и индивидуальное сознание и

бессознательное.

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же

возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет

собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры

о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости,

другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть

себя идущим по улице.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг

от друга.

Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она

носитель и причина его возникновения. сознание - производное от материи.

Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в

опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью

функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности.

Эмпирической базой психоаналитической философии является психоанализ. Он

возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов

методом катарсиса или самоочищения. Постепенно из медицинской методики он

вырос до уровня философского течения, стремящегося объяснить личностные,

культурные и социальные явления.

Основоположник психоанализа австрийский врач – З. Фрейд (1856 - 1939 гг.).

Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания, как они

проявлялись у здорового человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя

характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой

психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое

значение для жизнедеятельности человека – это бессознательное.

Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на

индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой Фрейда.

Бессознательны по Фрейду многие наши желания и побуждения. Довольно часто

прорывается бессознательное наружу в гипнотических состояниях, сновидениях,

в каких-либо фактах нашего поведения. Согласно Фрейду, психика человека

представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного,

предсознательного и сознательного. Бессознательное он считал центральным

компонентом, соответствующим сути человеческой психики, а сознательное –

лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Созданная

Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов. “Оно” –

глубинный слой бессознательного влечения – психическая самость, основа

деятельности индивидов, “Я” – сфера сознательного, посредник м/у “Оно” и

“внешним миром”. “Сверх - Я” внутриличностная совесть, которая возникает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.