Рефераты. Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)






Анаксимен первоосновой всего считал неограниченный, бесконечный, не

имеющий определенной формы – воздух. Разрежение воздуха – огонь, сгущения –

ветры, тучи, вода, земля, камни. Он впервые вводит понятие взаимного

отношения праматерии и движения. Воздух как праматерия постоянно

колеблется, и если бы он не двигался, то не изменялся бы настолько,

насколько он изменяется.

Тераклит Эффеский основой всего считал огонь. Огонь – это праматерия,

первооснова и основной элемент. Он вечен, несотворен и неучтожим. Огонь

является также наиболее адекватным символом динамики развития,

постепенности постоянных изменений.

Пифагор – реальной сущностью всех вещей являются числа. Начало всему –

единица. Пифагорейское учение – попытка постижения количественной стороны

мира.

Единое, по пифагорейскому учению, выше множественности, оно служит началом

определенности. А где определенно, там возможно познание, неопределенное –

непознаваемо.

5. Античная наука и проблема метода познания.

Хотя отдельные элементы научного знания начали формироваться в более

древних обществах (шумеры, Египет, Китай, Индия), возникновение науки

относят к V в. до н.э., когда в Др. Греции сложились соответствующие

условия. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологических

систем; для ее возникновения был необходим также достаточно высокий уровень

развития производства и общественных отношений, приводящий к разделению

умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность для

систематических занятий наукой.

Полисный характер греческой жизни (с ее ролью народного собрания,

публичных ораторских состязаний и т.д.) объясняет доверие греков к разуму,

теории, а поклонение безликому абсолюту (природе) – постоянную близость и

даже неразделимость физики (учения о природе) и метафизике (учения о

первоосновах бытия).

Раннегреческая натурфилософия – это способ философствования и способ

миропонимания, в котором physis играет ключевую роль, интегрируя

мироздание: природу с человеком, богов с природой. Но природа при этом не

обособляется ни как объект самостоятельного и специального рассмотрения, ни

как выражение человческой сущности. Она не отрывается от окружающих

человека вещей.

Человек не может и не должен останавливаться на феноменах, он ищет

подлинной природы и на этом пути обращается к началам мироздания.

Методы познания – метафизика и диалектика.

Метафизика – метод, отражающий качественное саморазвитие бытия через

противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и

умозрительной картины мира.

Термин «Метафизика» ввел систематизатор произведений Аристотеля Андронник

Родосский, назвавший так группу трактов о «бытии самом по себе». Метафизика

обнаруживается у Платона.

Аристотель построил классификацию наук, в которой первое по значению и

четности место занимает наука о бытии как таковом и о первых началах и

причинах всего сущего, названная им «первой философией» (метафизика). В

отличие от «второй философии» (физики) метафизика рассматривает бытие

независимо от конкретного соединения материи и формы.

Диалектика – метод научного познания. Основные принципы диалектики –

всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью

всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Слово

«диалектика» впервые применяет Сократ, обозначивший им искусство вести

спор, диалог.

Древние мыслители исходили из представления о космосе как мировом

завершенном целом, пребывающем в покое; внутри этого целого вечно

совершаются непрерывные процессы изменения, движения. Всеобщая изменчивость

бытия представлялась как превращение одного первроначала в другое.

Гераклит – мир внутренне противоречив и мыслится в вечном становлении,

движении, в единстве противоположностей.

Платон понимал под диалектикой знание относительно сущего и истинно

сущего. Этого можно достигнуть лишь с помощью сведения противоречивых

частностей в цельное и общее.

Аристотель развил диалектику дальше – в направлении познания реально

существующего космоса. В своем учении о четырех причинах Аристотель

утверждал, что все они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и

тождественно с каждой вещью.

В древности наука и философия тождественны. Но уже Аристотель поставил

проблему размежевания философии с другими науками. Различие он видит в том,

что собственно философия интересуется истиной, частные науки интересует

польза. Кроме того философия занята поисками первооснов сущего. Поэтому

науки должны опираться на философию.

В VI в. до н.э. образовалась элейская школа (рассматривали проблему

бытия).

Ксенофен рассматривает бытие как единое, независимо от разнообразия его

конкретно-чувственных форм. Это единое он назвал «богом», отрицая в то же

время существование конкретных богов.

Парменид считал, что к познанию мира ведут два пути – путь мышления и путь

догадок, которым соотв. Две картины мира. Первый путь приводит к миру

единого, вечного и неизменного бытия. Второй – к видимому миру вещей,

началами которого явл. огонь и земля.

Зенон Элейский также различает два типа познания: чувственное и

рациональное. Истинным является рациональное. Зенон отстаивает идеи

вечного, неизменного и целостного сущего. Зенон подверг сомнению движение.

Для этого представил пять опровержений движения (апоран).

1. Движимое не движется не в том месте, где оно, ни там, где его нет.

2. Дихотомия – движение никогда не может закончится.

3. Ахилл и черепаха.

4. Стрела, которая летит.

5. Стадион.

У греков подлинное познание возможно только разумом. Цель познания –

познать бытие, которое стоит за миром.

6. Софисты и Сократ. Самопознание как цель философии.

Софистами называют древнегреческих философов, выступавших в роли

профессиональных учителей «мудрости» и «просторечия». Общее в их взглядах –

отказ от религии, рационалистическое объяснение явлений природы, этический

и социальный релятивизм. Для них характерно в общем материалистическое

понимание природы. Представители этой группы были первыми просветителями –

энциклопедистами. В центре их внимания стоял вопрос познания. Некоторые

софисты приходили к скептическим выводам относительно бытия и его познания.

Представители: Протогор и Горгий.

Эти философы углубляют критическое отношение ко всему, что для человека

выступает как непосредственно данное. Они требуют проверки всякого

утверждения.

Главным искусством софистов было искусство слова. В центре их внимания

человек и психология.

Исходный принцип софистов (Протогор): «Человек есть мера всех вещей:

существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».

Индивид со всеми его особенностями – субъект познания.

Все знания о предметах основаны на восприятии через органы чувств, так что

чувственное восприятие субъективно. Значит, всякое человеческое знание

относительно.

Бытие – это не что иное, как изменчивость чувственного мира, каким

является индивидуальное восприятие.

Руководящий принцип – произвол индивида.

Релятивизм (относительность, условность, субъективность человеческого

познания) в теории познания служит обоснованием нравственного релятивизма.

Софисты показывают условность правовых норм, государств и моральных

оценок. Человеческое общество – мера справедливого и несправедливого.

Тезисы Горгия:

1) Ничего не существует.

2) Если что-то и существует, то его нельзя познать.

3) Если это и можно познать, то нельзя объяснить и передать другому.

Мир только и существует, бытие – изменчиво.

Сократ в центре своих философских интересов ставит проблему субъекта –

человека, что такое человека, что такое сознание. Человек не может познать

природу ( остается только направить человеческое познание на самопознание,

т.е. законы по которым должен жить. «Познай самого себя». Задача Сократа –

обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание и доказать,

что именно оно должно быть главным судьей над субъектом. Эта высшая

инстанция именуется разумом. Она способна дать не только индивидуальное

мнение, а всеобщее знание. Философия понималась Сократом как познание добра

и зла.

Безнравственность – плод познания истины, знание – источник нравственного

совершенства.

Философия у Сократа – путь к знанию, т.е. формирование добродетельного

человека и справедливого государства, а ее главная задача – рациональное

обоснование религиозно-нравственного мировоззрения (мир у Сократа –

творение божества великого и всемогущего, а основа мира – духовный

принцип).

Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса», который был

гарантией постижения подлинной истины.

«Демоны», «гении» имеют божественное происхождение. Через них боги

сообщают смысл всему мирозданию.

Добродетели по Сократу – одержимость, мужество, справедливость. Эти

добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Их и

моральные нормы Сократ считал вечными и неизменными.

Сократовская философия – начало перехода от идеи просто и от материи

просто к их диалектике, то вся философия до Сократа – досократовская.

Создает 2 диалектических метода:

1) Иронию – обнаруживает противоречия в суждениях;

2) Люйевтика – повевальное искусство – с помощью вопросов направить

человека на путь истины к познанию данного явления.

7. Учение Платона о идеях и государстве.

Платон – один из наиболее известных философов Древней Греции. С юности был

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.