Рефераты. Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)






не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид стан личностью

по мере того, как перестает быть единицей чел рода и приобретает

относительную самостоятельность. Ин есть существо общественное и всякое

проявление его жизни яв проявлением общ жизни. Это понятие общеродового

признака. Он безличен. Начиная высказывать какие-то качества, мы начинаем

выделять группы. Чем понятие конкретнее, тем оно богаче по содержанию и

меньше по объему. В конце мы придем к единственному представителю чел рода,

персонификации. Это и есть личность.

Индивидуальность --- неповторимый, самобытный способ существования

конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности.

личность социальна по сути и индивидуальна по способу выражения.

Индивидуальность выражает собственный мир индивида, особый жизненный путь,

по происхождению и форме носит инд характер. Сущность индивидуальности

раскрывается в самобытности индивида, его способности быть собой в рамках

окр соц среды. В развитии индивидуальности важна роль врожденных качеств и

способностей, но она опосредована соц факторами.индивидуальность есть

целостная система, диалектического взаим качеств общих, типических

(общечеловеческих природных и соц признаков), особенных (конкретно-

исторических, формационных) и единичных (неповторимость телесных и

психических характеристик).Индивидуальность есть высокая ценность, так как

их многообразие, состязательность представляет собой условие прогресса.

Индивидуальность меняется в процессе жизни чел.

В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная

(ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика.

Первая концепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция

однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его

внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел.

Сущностная концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное

выражение общ отношений и функций людей, субъект познания и преобразования

мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц норм.

Личностные кач чел в таком случае есть производное от его соц образа жизни

и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый

человек.

Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее

в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел

продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий,

поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности

самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка

в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот

складывается неповторимая специфика личности. При этом только в

деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он

остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то,

чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И

именно по нему другие люди могут оценить его личность.Соц-деятельная

сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется

личность.

Социализация есть процесс усвоения социального опыта, через включенность в

жизнь общ. Соц осущ в филогенезе (формирование родовых св-в и качеств

человечества) и онтогенезе (форм конкретной личности). Лич --- всегда в

процессе формирования, застывшая лч есть деградация.

Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических

задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - "Я". Это Я

определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих

интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования

убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир

соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести,

справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ

его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то,

каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть.

Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек

вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то

или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность

осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.

Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно

вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности.

Особым компонентом личности явл ее нравственность Соц обстоятельства

нередко приводят к тому, что чел, поставленный перед выбором, не всегда

следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только

высоконравств личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания

своей "не-личности", т.е неспособности совершать то, что диктует

сокровенный смысл "Я".Личностные качества обусловлены не только внешним, но

и внутренним, духовным содержанием.Личность есть категория религ-духовная,

индивид натуралистически-биологическая.

Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет

личности.

Лишение индивида общения и возможности выбора отриц сказ на развитии

личности. Изоляция --- страшное наказание. Еще страшнее есть навязывание

чужой воли.Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность.

Аналогично не личность, лишенный рассудка или разума. Они не могут нести

ответственность за свои действия. свобода и ответственность есть

неотъемлемые атрибуты личности.

Люди обладают знач свободой в определении целей своей деятельности,

средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и

претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и

плана действий.

Своб воли есть необход условие любой целенаправл деятельности, субъекту

кот неотъемлемо присуще чувство ответственности. Ответств предполагает с 1

стороны осознание должного, а с др - возм своб выбора путей его реализации.

Свобода есть специфически человеческий способ бытия: "Мера свободы входит в

понятие человека". Мера своб как творческого самовоплощения чел определ

уровнем развития производ сил и общ отношений, а также степ познания и

овладения природными и соц законами. И если объем чел свободы явл мерой общ

прогресса, то сам прогресс зависит от степ свободы, кот люди располаг в

своей деятельности. Личность, как таковая, облад реальностью своей своб,

выражающейся в свободе выбора из совокупности возм, предоставляемых ей

обществом. Но свобода для одного есть несвобода для другого (диктатура).

Свобода есть относительное понятие.

Новая этич проблема соотношения свободы и ответственности личности. В

техногенной цивилизации человек может сделать больше, чем он имеет прав.

Лозунг свободы "Не мешайте действовать!" восходит к эпохе бурж рев. Это

критика разных феод регламентаций. Развитие капитализма сопровождается

требованиями разл свобод. Св стала основной ценностью. Экзист, Сартр: мы

приговорены к свободе, человек всегда имеет возможность выбора и пытается

переложить ответственность на других.

36. Концепция развития научного знания.

В общем виде наука --- это деятельность человека по выработке,

систематизации и проверке знаний. Разумеется чел занимается научной

деятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и сложными

задачами, и для того, чтобы с ними справиться, чел необходимы исчерпыв

знания , выработка которых и есть цель всякой научной деятельности.

Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы,

осуществить предсказание на будущее и соответствующие научные рекомендации.

Наука зародилась в древности. Предпосылки появились на Др Востоке: Египет,

Вавилон, ИНдия, Китай. Здесь накапливаются и осмысливаются эмпирические

знания о природе и общ, возникают зачатки астрономии, математики, этики,

логики. Это достояние воспринято и переработано в стройную теоретическую

систему в Др Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся

наукой, отмежевавшись от мифологических и религиозных традиций. С тех пор

до самой инд рев главной функцией науки было объяснение, а ее основной

задачей --- познание с целью раздвинуть горизонты мира, видения природы,

частью которой явл сам чел. Но тем не менее длительное время научное знание

пребывало в эмбриональном состоянии. Становление развитой науки требовало

постоянной опоры на факты, широкой распространенности, последовательной

рационализации, доминирования соответствующего менталитета. Всего этого не

было ни в эпоху античности, ни в средневековье, когда вообще все содержание

науки было сохранено только благодаря монастырям, хранившим рукописи

античности. Ситуация изменилась к 16-17 в, в Новое время формы мышления] и

в целом менталитет человека, бывшие ранее исключением, стали достоянием

большинства образованных людей. Наука стала важным фактором жизни. Без

этого становление индустриального общ вообще не могло состояться.

Естественно, что многие науки появились значительно позже, например,

генетика, социология, кибернетика. В наши дни наука имеет разветвленную

структуру и научных знаний, и науч учреждений. Она стала важнейшим фактором

формирования дух жизни общ, культуры и практики общения.

Наука отпочковалась от обыденного знания и вместе с тем она превзошла его

по всем статьям. Казалось бы, что наука может обойтись теперь и без него. В

то же время наука не имеет единовластного мандата на познание. ОНа имеет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.