Рефераты. История философии






| | | |логики» (1812-1816гг). В этом произведении Гегель |

| | | |сформулировал закон перехода количественных изменений в|

| | | |качественные, глубоко обосновал учение о противоречии |

| | | |как движущем принципе всякого развития, закон |

| | | |«отрицания отрицания», диалектику формы и содержания, |

| | | |целого и части, и разработал категории |

| | | |действительности, необходимости и случайности и многие |

| | | |другие, дал критику кантовского дуализма «вещей в себе»|

| | | |и явления и т.д.. Сочинения: «Философия права» |

| | | |(1821г.), «Лекции по истории философии» (1833г.- |

| | | |1836г.), «Лекции по эстетике» (1835-1838гг.), «Лекции |

| | | |по философии истории» (1837г) |

|52. |1768-1834 |Шлейермахер |Немецкий протестантский теолог и философ, много лет |

| |гг. |Фридрих Эрнст|занимался проповеднической деятельностью, был |

| | |Даниэль |профессором Берлинского университета. Воззрения |

| | | |Шлейермахера сочетали в себе идеи Спинозы, Канта, |

| | | |Фихте, Шеллинга, Якоби и др. В его философии |

| | | |преобладали романтические тенеденции. Религию, |

| | | |нравственность он выводил из внутреннего настроения |

| | | |субъекта. Основу бесконечного бытия, с точки зрения |

| | | |Шлейермахера, образует мировое единство или бог, в |

| | | |котором примиряются все противоречия. В |

| | | |противоположность Гегелю он отрицал всеобщность Законов|

| | | |диалектики, считал, что диалектика выражает только |

| | | |движение познания. Также он продолжил идущую от Спинозы|

| | | |критику Ветхого завета, распространил ее на Новый |

| | | |завет. Его идеи стимулировали дальнейшую критику всех |

| | | |источноков христианства. Но вся эта критика не выходила|

| | | |из рамок религиозного мировоззрения. |

| | | |Религиозно-философские воззрения Шлейермахера оказали |

| | | |значительное влияние на идеологию протестанизма. |

| | | |Основные сочинения Шлейермахера: «Речи о религии» |

| | | |(1799г), «Монологи» (1810г) |

|53. |1767-1835 |Гумбольдт |Немецкий философ, языковед и государственный деятель, |

| |гг. |Вильгельм |брат А. Гумбольдта. Его основные труды – «О границах |

| | | |деятельности государства» (1792г.) «Обзор эпоса Гете |

| | | |«Герман и Доротея» (1799г._ «О задачах историка» |

| | | |(1821г.) « О языках кави на острове Ява» |

| | | |(1836-1839гг.). Принимая философское учение Канта, |

| | | |Гумбольдт стремился конкретизировать и развить его на |

| | | |материале общественной истории, отклоняясь по ряду |

| | | |вопросов в сторонуобъективного идеализма. Согласно |

| | | |теории исторического познания Гумбольдт, всемирная |

| | | |история есть результат деятельности духовной силы, |

| | | |лежащий за пределами познания. По Гумбольдту, история |

| | | |человечества, хотя она и складывается из цепи |

| | | |объяснимых побуждений индивидов и выступает как нечто |

| | | |поддающееся описанию, все же не может быть понята с |

| | | |причинной точки зрения. Вот почему историю как науку в |

| | | |известной степени может заменить эстетика. В своем |

| | | |учении о языке Гумбольдт предложил оказавшийся весьма |

| | | |ценным метод сравнительно-исторического исследования |

| | | |языков. |

|54. |1792-1867г|Кузен Виктор |Французский буржуазный философ-идеалист, эклектик. |

| |г | |Утверждал, что любая философская школа, система может |

| | | |быть создана из «истин», содержащихся в различных |

| | | |учениях. Философия Кузена представляет собой |

| | | |эклектическое соединение таких «истин», заимствованных |

| | | |из идеалистической системы Гегеля, «философии |

| | | |откровения» Шеллинга, монадологии Лейбница и других |

| | | |идеалистических учений. Являясь противником |

| | | |материализма, он разделял взгляды о Боге, как творце |

| | | |Вселенной, признавал существование потустороннего мира,|

| | | |призывал к примирению философии и религии. Учение |

| | | |Кузена оказало влияние на последующее развитие |

| | | |идеалистической философии во Франции. Основное |

| | | |сочинение Кузена – восьми томный «Курс истории |

| | | |философии» (1815-1829) |

|55. |1874-1948г|Бердяев |Русский буржуазный философ-мистик, экзистенциалист, |

| |г |Николай |основатель так называемого «нового христианства», |

| | |Александрович|идеолог веховства. Классовой борьбе за освобождение |

| | | |трудящихся Бердяев противопоставляет «внутреннее», |

| | | |«духовное» освобождение личности на путях религии |

| | | |(«Философия свободы» 1911, «Смысл творчества»). Бердяев|

| | | |называет капитализм «бесчеловечным строем», старое |

| | | |христианство – «орудием эксплуатации», признает даже |

| | | |«правду коммунизма», состоящую в обобществлении |

| | | |производства. Вместе с тем Бердяев утверждает, что |

| | | |марксизм, якобы заслонивший человека классом, не |

| | | |способен решить проблему активности и свободы личности.|

| | | |По Бердяеву ее решает христианский экзистенциализм (или|

| | | |персонализм). Единственной реальностью Бердяев |

| | | |объявляет «существование» субъекта, основа творчества |

| | | |которого – «абсолютная свобода», выводимая из «бездны» |

| | | |(заимствовано у Беме); содержание этого творчества – |

| | | |так называемая «диалектика богочеловечества», мистерия |

| | | |«рождение Бога в человеке и человека в Боге» (взято у |

| | | |Достоевского). Осуществление «богочеловеческого |

| | | |творчества» Бердяев переносит в так называемое «новое |

| | | |средневековье», загробный мир «четвертого измерения», |

| | | |объявляя безнадежным земное творчество («Я и мир |

| | | |объектов», 1934; «Опыт эсхатологической метафизики» |

| | | |Творчество и объективация», 1947) Реакционность |

| | | |Бердяева особенно ярко засвидетельствована в его |

| | | |главной работе – «Философия неравенства» (1918), где |

| | | |социальное неравенство объявляется «благом, добром, |

| | | |правдой», а империалистические войны – основой |

| | | |творческого движения человечества. |

|56. |1873-1958г|Мур Джордж |Английский философ-идеалист, представитель неореализма.|

| |г |Эдвард |Критикуя субъективный идеализм, Мур противопоставляет |

| | | |ему тезис: «Очищение включает сознание и объект, |

| | | |независимый от сознания». Статус объекта, по Муру, |

| | | |неясен; его можно рассматривать и как физический объект|

| | | |и как «чувственное данное», и лишь здравый смысл |

| | | |заставляет нас признать объективность ВНЕШНЕГО МИРА. |

| | | |Согласно такой философии «здравого смысла», во |

| | | |вселенной существуют материальные объекты и акты |

| | | |сознания, связанные лишь с некоторыми из материальных |

| | | |тел. Вместе с тем «здравый смысл» не исключает |

| | | |возможности того, что мир по своей природе духовен, что|

| | | |существует божественный разум, акты этого разума и |

| | | |загробная жизнь. Мур разаработал метод логического |

| | | |анализа. Его теория анализа оказала влияние на |

| | | |неопозитивизм. Этика Мура основана на признании добра и|

| | | |зла неопределимыми понятиями. Этические положения |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.