Рефераты. История философии






| | | |процессе становления и развития. Движение он объяснял |

| | | |взаимодействием противоположных сил: положительного Ян |

| | | |и отрицательного Инь. Их действие вечно, неуничтожимо и|

| | | |неотделимо от природы. Все явления и вещи подчинены |

| | | |естественной необходимости. Признавая основой познания |

| | | |ощущения Дай Чжень отрицал существование «врожденного |

| | | |знания». Он говорил о необходимости опытной проверки |

| | | |общих выводов. В своих общественно-политических |

| | | |взглядах высказал положение о том, что освобождение |

| | | |народа зависит от развития просвещения и нравственного |

| | | |самоусовершенствования личности. |

|46. |1730-1788г|Гаман Иоган |Немецкий философ-идеалист, сторонник учения о |

| |г |Георг |непосредственном знании, оказал влияние на литературное|

| | | |движение «Буря и натиск». Гаман выступал против идей |

| | | |просветительства и рационализма. Им он противопоставлял|

| | | |веру в творческую силу мистической интуиции. Вместе с |

| | | |тем Гаман глубокую идею о единстве противоположностей |

| | | |как всеобщем законе бытия, чем оказал влияние на |

| | | |идеалистическую диалектику Фихте, Шеллинга и Гегеля. |

| | | |Главное сочинение Гамана – «Крестовые походы филолога» |

| | | |(1762) |

|47. |1744-1803г|Гердер Иоганн|Немецкий философ-просветитель, писатель, литературовед.|

| |г |Готфрид |Отверг кантовскую «критику» разума, противопоставив ей |

| | | |«физиологию» познавательных способностей и учение о |

| | | |первичности языка по отношению к разуму. Понятие о |

| | | |пространстве и времени Гердер выводил из опыта, |

| | | |отстаивал единство материи и формы познания. Опираясь |

| | | |на понятие о прогрессе в природе, развивал учение о |

| | | |прогрессе в истории («Идеи к философии истории |

| | | |человечества» 1784-1791 гг) и о движении общества к |

| | | |гуманизму. Гердер подчеркивал своеобразие духовной |

| | | |культуры различных народов. Высказал ряд догадок о роли|

| | | |производства (ремесла) и науки в развитии общества. |

| | | |Предварил будущее учения Шеллинга и Гегеля о |

| | | |несовпадении между субъективными целями единоличных |

| | | |человеческих действий и их объективным историческим |

| | | |результатом. |

|48. |1743-1819г|Якоби Фридрих|Немецкий философ-идеалист. Выступил с критикой |

| |г |Генрих |рационализма и обоснованием так называемой «философии |

| | | |чувства и веры». Философия Якоби представляет попытку |

| | | |метафизически разграничить и противопоставить |

| | | |непосредственное знание и опосредствованное знание. Для|

| | | |Якоби единственным истинным познанием является |

| | | |чувственный опыт. Деятельность рассудка не выходит за |

| | | |пределы чувственного опыта. Рассудок, имеющий дело с |

| | | |субъективными понятиями, бессилен доказать бытие вещей.|

| | | |Религиозное чувство, составляющее основание философии, |

| | | |с точки зрения Якоби, нельзя понять с позиции |

| | | |рационализма. Из этого философ сделал вывод о связи |

| | | |рассудочной философии с атеизмом. Некоторые элементы |

| | | |философии Якоби нашли свое дальнейшее развитие в |

| | | |философии жизни и экзистенциализма. |

|49. |1724-1804г|Кант Иммануил|Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого |

| |г | |классического идеализма. Кант является основателем |

| | | |«критического» или «трансцендентального» идеализма. В |

| | | |так называемый «демократический» период (до 1770 года) |

| | | |Кант создал «небулярную» космогоническую гипотезу, в |

| | | |которой возникновение и эволюция планетной системы |

| | | |выводится из первоначальной «туманности». В это же |

| | | |время Кант высказал гипотезу о существовании Большой |

| | | |Вселенной – галактики вне нашей галактики, развил |

| | | |учение о замедлении – в результате приливного трения – |

| | | |суточного вращения Земли и учение об относительности |

| | | |движения и покоя. Исследования эти, объединенные |

| | | |материалистической идеей естественного развития |

| | | |Вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании |

| | | |диалектики. В философских работах «докритического» |

| | | |периода Кант наметил – под влиянием импиризма и |

| | | |скептицизма Юма – различие между основанием реальным и |

| | | |основанием логическим, ввел в философию понятие об |

| | | |отрицательныхвеличинах.Во всех этих работах |

| | | |ограничивается роль дедуктивно-формальных методов |

| | | |мышления в пользу опыта. В 1770 г. Состоялся переход к |

| | | |воззрениям «критического» периода: в 1781 г. появилась |

| | | |«Критика чистого разума» за ней последовали «Критика |

| | | |практического разума» (1788г.) и «Критика способности |

| | | |суждения» (1790г.). В них последовательно излагались |

| | | |«критическая» теория о целесообразности природы. В |

| | | |работах «критического» периода Кант доказывает |

| | | |невозможность построить систему «умозрительной |

| | | |философии» («метафизики», согласно принятой тогда |

| | | |терминологии) – впредь до предварительного исследования|

| | | |форм познания и границу наших познавательных |

| | | |способностей. Исследования эти приводят Канта к |

| | | |агностицизму – к утверждению, что природа вещей, как |

| | | |они существуют сами по себе («вещей в себе»), |

| | | |принципиально недоступна нашему познанию: последнее |

| | | |возможно только относительно «явлений», т.е. способа, |

| | | |посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте.|

| | | |Достоверное теоретическое знание имеется только в |

| | | |математике и естествознании. По Канту, оно обусловленно|

| | | |тем, что в нашем сознании налицо «априорные» формы |

| | | |чувственного созерцания, такие же априорные формы, или |

| | | |понятия, расудка и априорные формы связи, или синтеза |

| | | |чувственного многообразия и понятий рассудка, на |

| | | |которых основываются например, закон постоянства |

| | | |субстанций, закон причинности, закон взаимодействия |

| | | |субстанций. По Канту, в разуме заложено неискоренимое |

| | | |стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших |

| | | |этических запросов. Под давлением этого стремления наш |

| | | |рассудок стремится к решению вопросов о границах или |

| | | |беспредельности мира в пространстве и времени, о |

| | | |возможности существования неделимых элементов мира, о |

| | | |боге, как безусловно необходимом существе. Кант считал,|

| | | |что с равной доказательностью могут быть обоснованы |

| | | |противоположные решения: мир и конечен и не имеет |

| | | |пределов; все процессы протекают как причинно |

| | | |обусловленные – и существуют процессы (поступки), |

| | | |совершающиеся свободно, имеется безусловно необходимое |

| | | |существо - и такого существа нет. Таким образом, разум|

| | | |по природе антикомичен, т.е. раздваивается в |

| | | |противоречиях. Но противоречия эти, по Канту, все же |

| | | |лишь кажущиеся. Решение загадки – в ограничении знания |

| | | |в пользу веры, в различении «вещей в себе» и «явлений»,|

| | | |в признании «вещей в себе» непознаваемыми. Так, человек|

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.