| | | |процессе становления и развития. Движение он объяснял |
| | | |взаимодействием противоположных сил: положительного Ян |
| | | |и отрицательного Инь. Их действие вечно, неуничтожимо и|
| | | |неотделимо от природы. Все явления и вещи подчинены |
| | | |естественной необходимости. Признавая основой познания |
| | | |ощущения Дай Чжень отрицал существование «врожденного |
| | | |знания». Он говорил о необходимости опытной проверки |
| | | |общих выводов. В своих общественно-политических |
| | | |взглядах высказал положение о том, что освобождение |
| | | |народа зависит от развития просвещения и нравственного |
| | | |самоусовершенствования личности. |
|46. |1730-1788г|Гаман Иоган |Немецкий философ-идеалист, сторонник учения о |
| |г |Георг |непосредственном знании, оказал влияние на литературное|
| | | |движение «Буря и натиск». Гаман выступал против идей |
| | | |просветительства и рационализма. Им он противопоставлял|
| | | |веру в творческую силу мистической интуиции. Вместе с |
| | | |тем Гаман глубокую идею о единстве противоположностей |
| | | |как всеобщем законе бытия, чем оказал влияние на |
| | | |идеалистическую диалектику Фихте, Шеллинга и Гегеля. |
| | | |Главное сочинение Гамана – «Крестовые походы филолога» |
| | | |(1762) |
|47. |1744-1803г|Гердер Иоганн|Немецкий философ-просветитель, писатель, литературовед.|
| |г |Готфрид |Отверг кантовскую «критику» разума, противопоставив ей |
| | | |«физиологию» познавательных способностей и учение о |
| | | |первичности языка по отношению к разуму. Понятие о |
| | | |пространстве и времени Гердер выводил из опыта, |
| | | |отстаивал единство материи и формы познания. Опираясь |
| | | |на понятие о прогрессе в природе, развивал учение о |
| | | |прогрессе в истории («Идеи к философии истории |
| | | |человечества» 1784-1791 гг) и о движении общества к |
| | | |гуманизму. Гердер подчеркивал своеобразие духовной |
| | | |культуры различных народов. Высказал ряд догадок о роли|
| | | |производства (ремесла) и науки в развитии общества. |
| | | |Предварил будущее учения Шеллинга и Гегеля о |
| | | |несовпадении между субъективными целями единоличных |
| | | |человеческих действий и их объективным историческим |
| | | |результатом. |
|48. |1743-1819г|Якоби Фридрих|Немецкий философ-идеалист. Выступил с критикой |
| |г |Генрих |рационализма и обоснованием так называемой «философии |
| | | |чувства и веры». Философия Якоби представляет попытку |
| | | |метафизически разграничить и противопоставить |
| | | |непосредственное знание и опосредствованное знание. Для|
| | | |Якоби единственным истинным познанием является |
| | | |чувственный опыт. Деятельность рассудка не выходит за |
| | | |пределы чувственного опыта. Рассудок, имеющий дело с |
| | | |субъективными понятиями, бессилен доказать бытие вещей.|
| | | |Религиозное чувство, составляющее основание философии, |
| | | |с точки зрения Якоби, нельзя понять с позиции |
| | | |рационализма. Из этого философ сделал вывод о связи |
| | | |рассудочной философии с атеизмом. Некоторые элементы |
| | | |философии Якоби нашли свое дальнейшее развитие в |
| | | |философии жизни и экзистенциализма. |
|49. |1724-1804г|Кант Иммануил|Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого |
| |г | |классического идеализма. Кант является основателем |
| | | |«критического» или «трансцендентального» идеализма. В |
| | | |так называемый «демократический» период (до 1770 года) |
| | | |Кант создал «небулярную» космогоническую гипотезу, в |
| | | |которой возникновение и эволюция планетной системы |
| | | |выводится из первоначальной «туманности». В это же |
| | | |время Кант высказал гипотезу о существовании Большой |
| | | |Вселенной – галактики вне нашей галактики, развил |
| | | |учение о замедлении – в результате приливного трения – |
| | | |суточного вращения Земли и учение об относительности |
| | | |движения и покоя. Исследования эти, объединенные |
| | | |материалистической идеей естественного развития |
| | | |Вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании |
| | | |диалектики. В философских работах «докритического» |
| | | |периода Кант наметил – под влиянием импиризма и |
| | | |скептицизма Юма – различие между основанием реальным и |
| | | |основанием логическим, ввел в философию понятие об |
| | | |отрицательныхвеличинах.Во всех этих работах |
| | | |ограничивается роль дедуктивно-формальных методов |
| | | |мышления в пользу опыта. В 1770 г. Состоялся переход к |
| | | |воззрениям «критического» периода: в 1781 г. появилась |
| | | |«Критика чистого разума» за ней последовали «Критика |
| | | |практического разума» (1788г.) и «Критика способности |
| | | |суждения» (1790г.). В них последовательно излагались |
| | | |«критическая» теория о целесообразности природы. В |
| | | |работах «критического» периода Кант доказывает |
| | | |невозможность построить систему «умозрительной |
| | | |философии» («метафизики», согласно принятой тогда |
| | | |терминологии) – впредь до предварительного исследования|
| | | |форм познания и границу наших познавательных |
| | | |способностей. Исследования эти приводят Канта к |
| | | |агностицизму – к утверждению, что природа вещей, как |
| | | |они существуют сами по себе («вещей в себе»), |
| | | |принципиально недоступна нашему познанию: последнее |
| | | |возможно только относительно «явлений», т.е. способа, |
| | | |посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте.|
| | | |Достоверное теоретическое знание имеется только в |
| | | |математике и естествознании. По Канту, оно обусловленно|
| | | |тем, что в нашем сознании налицо «априорные» формы |
| | | |чувственного созерцания, такие же априорные формы, или |
| | | |понятия, расудка и априорные формы связи, или синтеза |
| | | |чувственного многообразия и понятий рассудка, на |
| | | |которых основываются например, закон постоянства |
| | | |субстанций, закон причинности, закон взаимодействия |
| | | |субстанций. По Канту, в разуме заложено неискоренимое |
| | | |стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших |
| | | |этических запросов. Под давлением этого стремления наш |
| | | |рассудок стремится к решению вопросов о границах или |
| | | |беспредельности мира в пространстве и времени, о |
| | | |возможности существования неделимых элементов мира, о |
| | | |боге, как безусловно необходимом существе. Кант считал,|
| | | |что с равной доказательностью могут быть обоснованы |
| | | |противоположные решения: мир и конечен и не имеет |
| | | |пределов; все процессы протекают как причинно |
| | | |обусловленные – и существуют процессы (поступки), |
| | | |совершающиеся свободно, имеется безусловно необходимое |
| | | |существо - и такого существа нет. Таким образом, разум|
| | | |по природе антикомичен, т.е. раздваивается в |
| | | |противоречиях. Но противоречия эти, по Канту, все же |
| | | |лишь кажущиеся. Решение загадки – в ограничении знания |
| | | |в пользу веры, в различении «вещей в себе» и «явлений»,|
| | | |в признании «вещей в себе» непознаваемыми. Так, человек|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8