| | | |одновременно и не свободен (как существо в мире |
| | | |явлений) и свободен (как субъект непознаваемого |
| | | |сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо|
| | | |(для знания), и в то же время есть необходимый постулат|
| | | |веры, на котором основывается наше убеждение в |
| | | |существовании нравственного порядка в мире, и т.д.. Это|
| | | |учение об антикомичности разума, служившее у Канта |
| | | |основанием для дуализма «вещей в себе» и «явлений» и |
| | | |для агностицизма, стало толчком для разроботки |
| | | |положительной диалектики в немецком классическом |
| | | |идеализме. Однако, в понимании познания, поведения и |
| | | |творчества это учение осталось в плену дуализма, |
| | | |агностицизма и формализма. Так, в этике Кант |
| | | |провозглашал ее основным законом безусловное появление,|
| | | |требующее руководиться таким правилом, которое |
| | | |совершенно независимо от нравственного содержания |
| | | |поступка могло бы стать всеобщим законом поведения. В |
| | | |эстетике он сводит прекрасное к «незаинтересованному» |
| | | |удовольствию не зависящему от того, существует предмет,|
| | | |изображенный в произведении искусства, и обусловленному|
| | | |только формой. В этике Кант вразрез с формальным |
| | | |характером категорического императива выдвинул принцип |
| | | |самоценности каждой личности, которая не должна быть |
| | | |приносима в жертву даже во имя блага всего общества; в |
| | | |эстетике – вразрез с формализмом в понимании |
| | | |прекрасного – Кант объявил высшим видом искусства |
| | | |поэзию, т.к. она возвышается до изображения идеала и |
| | | |т.д. Прогрессивным было учение Канта о роли |
| | | |антагонизмов в историческом процессе жизни общества и |
| | | |учение о необходимости вечного мира. Средством к |
| | | |установлению и сохранению мира Кант считал развитие |
| | | |международной торговли и общения с их взаимными |
| | | |выгодами для различных государств. Учение Канта оказало|
| | | |огромное влияние на последующее развитие научной и |
| | | |философской мысли. |
|50. |1713-1784 |Дидро Дени |Французский философ, просветитель, руководитель |
| | | |Энциклопедии, критик искуства. В философии быстро |
| | | |прошел путь от деизма и этического идеализма до |
| | | |материализма (в учении о природе, в психологии, в |
| | | |теории познания) и атеизма. В механистическое |
| | | |материалистическое понимание природы, общее у него с |
| | | |Ламетри и Гольбахом, Дидро внес некоторые элементы |
| | | |диалектики – идеи связи материи и движения, связи |
| | | |протекающих в природе процессов, вечнйо изменчивости |
| | | |природных форм. Вопрос о способе, посредством которого |
| | | |механическое движение материальных частиц может |
| | | |пораждать специфическое содержание ощущений, Дидро |
| | | |решает в пользу мысли о всеобщей чувствительности |
| | | |материи. Развив этот взгляд, Дидро наметил |
| | | |материалистическую теорию психических функций, |
| | | |предвосхитившую последующее учение о рефлексах. По этой|
| | | |теории люди, как и животные, - инструменты, наделенные |
| | | |способностью ощущать и памятью. В теории познания |
| | | |идеалистов о спонтанности мышления все умозаключения |
| | | |коренятся в природе, и мы только регистрируем известные|
| | | |нам из опыта явления, между которыми существует либо |
| | | |необходимая, либо условная связь. Отсюда, по Дидро, не |
| | | |следует что наши ощущения – зеркально точные копии |
| | | |предметов: между большинством ощущений и их внешними |
| | | |причинами не сходства, чем между представлениями и их |
| | | |названиями в языке. Разделяя взгляды Ломе о первичных и|
| | | |вторичных качествах, Дидро подчеркивал объективный |
| | | |характер и вторичных качеств. Он развил взгляд Ф. |
| | | |Бэкона, согласно которому знание, опытное по своему |
| | | |источнику, имеет целью не самодавлеющее постижение |
| | | |истин, а достижение способности совершенствовать и |
| | | |увеличивать могущество человека. При этом Дидро |
| | | |учитывает роль техники и промышленности в развитии |
| | | |мышления и познани. Методами и руководителями в |
| | | |познании являются эксперимент и наблюдение. На их |
| | | |основе мышление может достигнуть знания, если и не |
| | | |вполне достоверного, то высоко вероятного. Дидро |
| | | |написал много работ по вопросам искусства и |
| | | |художественной критики; развил новую эстетику реализма,|
| | | |защищая идею единства добра и красоты. Теоретические |
| | | |принципы разработанной им эстетики стремился |
| | | |осуществлять в своих романах и драмах. Дидро, борясь |
| | | |против феодального деспотизма, защищая политический |
| | | |строй просвещенной монархии. Основные произведения |
| | | |Дидро: «Мысли к объяснению природы»(1754г.), «Разговор |
| | | |Даламбера и Дидро» (1769г.), «Философские основания |
| | | |материи и движения» (1770г.), «Элементы физиологии» |
| | | |(1774-1780г.г.) |
|51. |1770-1831 |Гегель Георг |Немецкий философ, объективный идеалист, представитель |
| |гг. |Вильгельм |немецкой философии. В произведении «Феноменология духа»|
| | |Фридрих |(1807г.) Гегель рассмотривает эволюцию человеческого |
| | | |сознания от первых его проблесков до сознательного |
| | | |овладения наукой и научной методологией (феноменология |
| | | |– учение о явлениях (феноменах) сознания в их |
| | | |историческом развитии). В «Феноменологии духа» Гегель |
| | | |обосновывает исходный для него тезис о тождестве |
| | | |мышления и бытия, о саморазвивающейся абсолютной идее |
| | | |как основе и сущности всего мира. В развитом виде |
| | | |(объективного) идеализма состоит в следующем. В основе |
| | | |всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное|
| | | |и разумное начало – «абсолютная идея», «мировой разум» |
| | | |или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, |
| | | |причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в|
| | | |самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит|
| | | |три этапа: 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в |
| | | |«стихии чистого мышления» - Логика, где идея раскрывает|
| | | |свое содержание в системе связанных и переходящих друг |
| | | |в друга логических категорий; |
| | | |2) развитие идеи в форме «инобытия» т.е. в форме |
| | | |природы – философия природы; природа не развивается, а |
| | | |служит лишь внешним проявлением саморазвития логических|
| | | |категорий, составляющих ее духовную сущность; |
| | | |3) развитие идеи в мышлении и истории (в «духе») – |
| | | |Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь |
| | | |возвращается к самой себе и постигает свое содержание в|
| | | |различных видах человеческого сознания и деятельности. |
| | | |Его собственной системой завершается, на взгляд Гегеля,|
| | | |процесс саморазвития абсолютной идеи и вместе с тем ее |
| | | |самопознание.Ценнейшим приобретением философии Гегеля |
| | | |была диалектика, изложенная особенно полно в «Науке |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8