Рефераты. История философии






| |г |Франсуа Мари |французского Просвещения. Вольтер – деист. Выступая |

| | | |сторонником механики и физики Ньютона, он признает |

| | | |существование Бога, как «первого двигателя». Движение |

| | | |природы происходит по вечным законам, но Бог неотделим |

| | | |от природы, это не особая субстанция, а скорее |

| | | |свойственный самой природе принцип действия. Фактически|

| | | |Вольтер склоняется к отождествлению Бога («великого |

| | | |геометра») и природы. Он критикует дуализм, отбрасывая |

| | | |представления о душе как о особого рода субстанции. По |

| | | |Вольтеру сознание – свойство материи, присущее только |

| | | |живым телам, хотя для доказательства этого положения |

| | | |приводится теологический аргумент – способностью |

| | | |мыслить наделил материю Бог. В противовес теологической|

| | | |метафизике 17 в. Вольтер выдвигал требование научного |

| | | |исследования природы. Отвергая декартово учение о душе |

| | | |и врожденных идеях, он считал источником знаний |

| | | |наблюдение и опыт, пропагандировал материализм Локко. |

| | | |Задача науки – изучение объективной причинности. Но |

| | | |Вольтер допускал наличие «конечных причин» и полагал, |

| | | |что опыт говорит нам о вероятности существования |

| | | |«высшего разума» и «архитектора»Вселенной. В |

| | | |исторической работе Вольтера – критика |

| | | |библейско-христианской точки зрения на развитие |

| | | |общества, приводится набросок картины истории |

| | | |человечества. В основе «философии истории» (термин |

| | | |введен Вольтером) лежит идея прогрессивного развития |

| | | |общества, независимо от воли Божества. Но ход истории |

| | | |объясняется изменением идей, т.е. идеалистически. |

| | | |Огромное значение в деятельности Вольтера имела его |

| | | |борьба против клерикализма и религиозного фанатизма. |

| | | |Главная мишень сатиры Вольтера – христианство и |

| | | |католическая церковь, которую он считал основным врагом|

| | | |прогресса. Тем не менее Вольтер не приемлет атеизм. |

| | | |Отрицая Бога, воплощенного в конкретном образе |

| | | |(Христос, Магомет, Будда и т.д.) он полагал, что идея |

| | | |карающего Бога должна жить в народе. Труды: |

| | | |«Философские письма» (1733), «Трактат о метафизике» |

| | | |(1734), «Основы философии Ньютона» (1738), «Опыт |

| | | |всеобщей истории» (1796) и др. |

|42. |1709-1751г|Ламеттри |Французский философ-материалист, врач. Основные работы:|

| |г |Жюльен Оффре |«Человек-машина» (1747), «Система Эпикура» (1750). |

| | |де |Учение Ламеттри исходит из физики Декарта и сенсуализма|

| | | |Локка. Ламеттри признавал протяженную, внутренне |

| | | |активную, ощущающую материальную субстанцию. Формы |

| | | |материи – органическое, растительное и животное царства|

| | | |(к последнему относится и человек), между которыми по |

| | | |Ламеттри, нет качественных отличий. Ламеттри отрицал |

| | | |всеобщность мышления. Последнее присуще только человеку|

| | | |и рассматривается как результат сложной организации |

| | | |материи. Способность мышления принимается как сравнение|

| | | |и комбинирование представлений, возникших на основе |

| | | |ощущений и памяти. Ламеттри – представитель |

| | | |механицизма, вместе с тем постепенно приближался к |

| | | |идеям эволюции. Главными причинами исторического |

| | | |развития считал просвещение и действия выдающихся |

| | | |личностей, был сторонником просвещенного абсолютизма. |

| | | |Атеизм Ламеттри ограничен, он выступал за сохранение |

| | | |религии для народных масс. |

|43. |1711-1776г|Юм Давид |Английский философ-идеалист, психолог, историк. Задачу |

| |г | |знания Юм видел не в постижении бытия, а в способности |

| | | |быть руководством для практической жизни. Единственный |

| | | |предмет достоверного знания по Юму – объекты |

| | | |математики, все другиепредметы исследования касаются |

| | | |фактов, которые не могут быть доказаны логически, а |

| | | |выводятся только из опыта. Все суждения о существовании|

| | | |происходят так же из опыта, который Юм понимал |

| | | |идеалистически: действительность – лишь поток |

| | | |«впечатлений», причины которых неизвестны и |

| | | |непостижимы. Вопрос о том, существует ли объективный |

| | | |мир или нет, он считал неразрушительным. Одно из |

| | | |основных отношений, устанавливаемых опытом,- отношение |

| | | |причины и действия; оно не может быть выведено ни из |

| | | |интуиции, ни путем логического анализа и |

| | | |доказательства. Из того, что одно явление предшествует |

| | | |другому, нельзя вывести, будто предшествующее – |

| | | |причина, а следующее за ним – ее действие. Даже самое |

| | | |частое повторение связи событий во времени не дает |

| | | |знания скрытой силы, с помощью которой один объект |

| | | |производит другой. Но люди склонны заключать от |

| | | |наблюдавшихся в прошлом действии известных предметов к |

| | | |сходным действиям этих предметов и в будущем. Делают |

| | | |они эти заключения только в силу привычки. Таким |

| | | |образом, Юм отрицал объективный характер причинности. |

| | | |Поток наших впечатлений не есть, по Юму, совершенный |

| | | |хаос: некоторые объекты представляются нам яркими, |

| | | |живыми, устойчивыми, и этого, согласно Юму, вполне |

| | | |достаточно для практической жизни.При этом необходимо |

| | | |лишь понимать, что источником практической уверенности |

| | | |служит не теоретическоезнание, а вера. В этике Юм |

| | | |развил теорию утилитаризма, объявил полезность |

| | | |критерием нравственности; в философии религии |

| | | |ограничился ограничением допущения, будто причины |

| | | |порядка во Вселенной имеют некоторую аналогию с |

| | | |разумом, но отверг при этомвсякое богословское и |

| | | |философское учение о Боге. Основной труд – |

| | | |«Исследование о человеческом разуме» (1748). Юмовский |

| | | |агностицизм оказал значительное влияние на современный |

| | | |идеализм, послужив одним из главных идейных истоков |

| | | |неопозитивизма. |

|44. |1714-1762г|Баумгартен |Немецкий философ, последователь Вольфа и Лейбница. В |

| |г |Александр |работе «Философские размышления о некоторых вопросах |

| | |Готтлиб |поэтического произведения» (1735) впервые ввел термин |

| | | |«эстетика», которым он обозначил науку о чувственном |

| | | |познании, постигающем прекрасное и выражающемся в |

| | | |образах искусства, в противоположность логике – науке о|

| | | |рассудочном познании. Вопросам чувственного познания |

| | | |Баумгартен посвятил незавершенный труд «Эстетика». |

|45. |1723-1777г|Дай Чжень |Китайский философ-материалист. Много внимания уделял |

| |г | |изучению естественных наук, особенно математике и |

| | | |астрономии. Согласно учению Дай Чженя природа вечна и |

| | | |существует независимо от человеческого сознания. |

| | | |Отвечая на вопрос о взаимоотношении двух основных |

| | | |понятий неоконфуцианской натурофилософии – идеального |

| | | |«Ли» и материального «Ци», Дай Чжень заявлял что «Ци» |

| | | |первично, а «Ли» вторично. Мир находится в постоянном |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.