Рефераты. История философии






| | | |и совершенствование человека. Учение своих |

| | | |предшественников Спиноза дополнил теорией о свободе: он|

| | | |показал, как как возможна – в рамках необходимости – |

| | | |человеческая свобода. При решении этой задачи опорой |

| | | |для Спинозы стало его учение о природе. В |

| | | |противоположность дуализму Декарта, Спиноза считал, что|

| | | |существует лишь природа, являющаяся причиной самой |

| | | |себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. |

| | | |Как «природа творящая», она есть субстанция, или, как |

| | | |он ее называл, Бог. От субстанции – бытия |

| | | |необусловленного, Спиноза отличает мир отдельных |

| | | |конечных вещей (модусов) – как телесных, так и |

| | | |мыслящих. Субстанция едина, модусов бесчисленное |

| | | |множество. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную |

| | | |субстанцию во всех ее вкусах и аспектах. Но наш |

| | | |конечный человеческий разум постигает сущность |

| | | |субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как |

| | | |«протяжение» и как «мышление». Это атрибуты субстанции.|

| | | |Учение Спинозы об атрибутах субстанции в целом |

| | | |материалистично, но метафизично, т.к. движение Спиноза |

| | | |не считает атрибутом субстанции. На этих положениях |

| | | |Спиноза построил учение о человеке. Согласно Спинозе, |

| | | |человек – существо, в котром модусу протяжения – телу –|

| | | |соответствует модус мышления – душа. И по первому и по |

| | | |второму модусу человек – часть природы. В учении о |

| | | |модусе души Спиноза свел все сложностьпсихической жизни|

| | | |к разуму и к страстям или аффетам – к радости, печали, |

| | | |вожделению. Волю он отождествляет с разумом. По Спинозе|

| | | |поведением человека движет стремление к самосохранению |

| | | |и собственной выгоде. Спиноза отверг идеалистическое |

| | | |учение о свободе, воле, признал волю всегда зависимой |

| | | |от мотивов, но вместе с тем считал возможной свободу |

| | | |как поведение, основывающееся на познании |

| | | |необходимости. По учению Спинозы, свободной может быть |

| | | |не масса, но лишь мудрец. В учении о познании Спиноза |

| | | |продолжает линию рационализма. Он возвысил знание |

| | | |интеллектуальное, основывающееся на уме, над низшим |

| | | |видом знания – чувственным и принизил роль опыта. |

| | | |Высшим видом интеллектуального знания он признал |

| | | |непосредственное усмотрение истины или интуицию ума. |

| | | |При этом критерием истины – в след за Декартом – он |

| | | |объявил ясность и отчетливость. Велика роль Спинозы в |

| | | |развитии атеизма и свободомыслия – религиозного и |

| | | |научного. Цель религии – не познание природы вещей, а |

| | | |лишь наставление людей в нравственном образе жизни. |

| | | |Поэтому ни религия, ни государство не должны посягать |

| | | |на свободу мысли. В учении об обществе Спиноза – |

| | | |продолжатель Гоббса, но в отличие от него высшей формой|

| | | |власти он считал не монархию, а демократическое |

| | | |правление и ограничивал всевластие государства |

| | | |требованиями свободы. Спиноза оказал сильное влияние на|

| | | |метафизический материализм 17-18 в.в., а его |

| | | |религиозное свободомыслие – на развитие последующего |

| | | |атеизма. |

|39. |1646-1716г|Лейбниц |Немецкий философ, объективный идеалист. Философию |

| |г |Готфрид |Лейбница следует рассматривать как попытку синтеза идей|

| | |Вильгельм |механического материализма (Декарт, Гоббс) и |

| | | |аристотелевско-схоластического учения об активных |

| | | |субстанциальных формах. При объяснении действительности|

| | | |он стремился объединить механический принцип с учением |

| | | |о монадах, изложенном в его «Монадологии» (1714). По |

| | | |Лейбницу монады представляют собой неделимые |

| | | |субстанции, из которых складывается вся вселенная. |

| | | |Число монад бесконечно, каждая из них обладает |

| | | |восприятием и стремлением. Лейбниц был одним из |

| | | |родоночальников немецкой иделистической диалектики. |

| | | |Монады, по мнению Лейбница, не взаимодействуют друг с |

| | | |другом и вместе с тем они образуют единый развивающийся|

| | | |и движущийся мир, который регулируется |

| | | |предустановленной гармонией, зависящей от высшей монады|

| | | |(Абсолюта, Бога). Понятие предустановленной гармонии |

| | | |послужило основой наиболее реакционной части философии |

| | | |Лейбница – его теодиции («Теодицея» 1710). Теория |

| | | |познания Лейбница – идеалистический рационализм – |

| | | |направлена против сенсуализма и эмпиризма Локка. К |

| | | |положению Локка «Нет ничего в уме, чего бы не было в |

| | | |чувстве» Лейбниц добавил: «Кроме самого интеллекта». Не|

| | | |разделяя взглядов Локка, что ум есть гладка доска, |

| | | |отрицая чувственный опыт как источник всеобщности и |

| | | |необходимости знания, Лейбниц утверждал, что таким |

| | | |источником может быть только разум, что душа изначально|

| | | |содержит в себе начала различных понятий и положений, |

| | | |которые только пробуждаются ... внешними объектами |

| | | |(«Новые опыты о человеческом разуме» 1704). По |

| | | |существу, Лейбниц видоизменил Декартово учение о |

| | | |врожденных идеях, которые, по Лейбницу, заключены в |

| | | |разуме, подобно прожилкам камня в глыбе мрамора. |

| | | |Критерием истинности он считал явность, отчетливость и |

| | | |непротиворечивость знания. В соответствии с этим для |

| | | |проверки истин разума, по Лейбницу, достаточно законов |

| | | |аристотелевской логики (тождества, противоречия и |

| | | |исключенного третьего); для проверки «истин факта» |

| | | |необходим закон достаточного основания. Лейбница |

| | | |считают (Рассел и др.) основоположником математической |

| | | |логики. |

|40. |1668-1744г|Вико |Итальянский философ, создатель теории исторического |

| |г |Джам-баттиста|круговорота. Допуская существование божественного |

| | | |начала, от которого исходят законы истории, он |

| | | |указывал, что общество развивается в силу внутренних, |

| | | |закономерных причин. Каждый народ, по учению Вико, |

| | | |проходит в своем развитии три эпохи (божественную, |

| | | |героическую, человеческую), аналогичные периодам жизни |

| | | |человека – детству, юности, зрелости. Государства |

| | | |возникает лишь в героическую эпоху и предоставляет |

| | | |господствол аристократии. В человеческую эпоху на смену|

| | | |ему приходит демократическое государство, в котором |

| | | |торжествует свобода и «естественная справедливость». |

| | | |Это вершина развития человечества, зрелость, после чего|

| | | |наступает упадок. Общество возвращается к |

| | | |первоначальному состоянию. Затем вновь наступает |

| | | |движение по восходящей линии, новый круговорот. |

| | | |Принципы исторического развития Вико распространял на |

| | | |язык, право, искусство. Основной труд – «Основания |

| | | |новой науки об общей природе нации» (1725). |

|41. |1694-1778г|Вольтер |Французский писатель, философ, историк, один из вождей |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.