Рефераты. Философские проблемы войны






двухстороннего психологического явления которое мы обозначили выражением

«мы» и «они», путем отличения от других общностей, групп вовне и

одновременного уподобления людей в чем-либо друг другу внутри»[12].

Обособление и противопоставление общности внешнему социальному окружению с

одновременным уподоблением и единением внутри является универсальным

социально-психологическим механизмом, посредством которого реализуются и

воспроизводятся отношения между социальными группами, т.е. общественные

отношения.

Феномен противопоставления и обособления в западной социальной психологии

часто определяется и описывается как феномен внешнегрупповой враждебности,

универсальность и неизбежность которого постулируют практически все

западные социальные психологи. В.Самнер (1906), автор концепции

этноцентризма (восприятия и оценки других групп лишь с позиции ценностей и

норм своей группы), утверждал, что отношения между человеческими

сообществами могут строиться только на основе враждебности. В поздних

работах З.Фрейда излагается система взглядов на природу и функции

межгрупповой враждебности. Однозначно связывая внешнегрупповую враждебность

и внутригрупповую сплоченность, Фрейд ищет источник этих явлений в

мотивационной сфере индивидов, привлекая в качестве объяснительной схемы

эдипов комплекс.

Внешнегрупповая враждебность и агрессивность как способ разрешения

внутриличностных конфликтов и фрустраций используется в качестве

объяснительной схемы в ряде исследований: авторитарной или

этноцентрической личности (Adorno,1950), генерализации агрессии возникающей

в результате фрустрирующего воздействия на личность (Berkowitz, 1962), роли

этнических стереотипов в регуляции отношений между представителями

различных этносов и рас (Allport,1954; Pettingrew, 1958).

С иных теоретических позиций подходит к проблеме межгрупповых конфликтов

М.Шериф. Истоки межгрупповой враждебности он видит в объективном конфликте

целей и интересов различных групп, неизбежно возникающем в ситуации

конкурентного взаимодействия их представителей (Sherif, 1966).В целой серии

экспериментов в летнем лагере для подростков ,целью которых было изучение

влияния характера межгруппового взаимодействия ( кооперативного или

конкурентного) на характер взаимоотношений складывающихся между группами и

внутри них, были получены следующие результаты:

1) в ситуациях соревнования, где победить могла только одна группа,

исследователи наблюдали проявления межгрупповой враждебности (агрессивность

к представителям других групп, негативные стереотипы в восприятии других

групп) и одновременное усиление внутригрупповой сплоченности.

2) в заданиях предполагающих объединение усилий обеих групп фиксировалось

некоторое снижение межгрупповой враждебности, но не устранение её

полностью.

Справедливо подчеркивая роль особенностей межгруппового взаимодействия в

формировании межгрупповых отношений концепция М. Шерифа не могла объяснить

факты зафиксированные в многочисленных экспериментальных исследованиях –

факты проявления межгрупповой враждебности и предубежденности в оценках

«своей» и «чужой» группы, возникающие в отсутствие объективного конфликта

интересов и вообще предшествующего опыта межгруппового взаимодействия.

Обобщая результаты вышеприведенных исследований можно утверждать, что

феномен межгрупповой враждебности является универсальным механизмом

формирования общностей, необходимым условием идентификации индивидом своей

групповой принадлежности. И если допустить возможность перенесения

закономерностей справедливых для групп численностью 10 -50 человек на

большие социальные группы такие как народ, нация, граждане государства, то

вполне справедливо можно сделать вывод о имманентной возможности войны как

необходимого условия возникновения сообщества.

6.Война и Мир – парадокс или диалектическое единство?

«Войны ведутся ради заключения мира» -- эту фразу можно прочесть в начале

знаменитого трактата Гуго Гроция «De iure belli ac pacis»[13], который в

разгар Тридцатилетней войны возвещал о рождении буржуазного общества и

содержал изложение основ международного права. В «Пролегоменах» и начальных

главах первой книги Гроций формулирует все главные предпосылки своего

исследования «права войны и мира». Вот некоторые из них: «права» в сфере

международных отношений создаются по взаимному соглашению государств из

соображений пользы; если законы любого государства «преследуют его особую

пользу», то нормы права народов «возникли в интересах не каждого сообщества

людей в отдельности, а в интересах обширной совокупности всех таких

сообществ»; источник права народов -- природа (ius naturae), законы

божественные и нравы людей; соблюдение права народов не менее необходимо,

чем соблюдение внутригосударственных законов; частные войны -- это те,

которые ведутся лицами, публичные же войны представляют собой войны,

ведущиеся носителями гражданской власти (и об этих-то войнах идет речь в

трактате); справедливы войны, которые ведутся в ответ на правонарушение, т.

е. согласуются с естественным правом и т. д. .

6.1 Частный характер войны

Представление о том, что мир является, так сказать, causa finalis военного

столкновения двух держав, безусловно, определяет все войны, которые велись

в системе сословных монархических государств. Формируются ли армии за счет

вербовки солдат или на основании принципа всеобщей воинской повинности,

рожденного эпохой национальных государств, -- в любом случае предполагается

частный характер войны. Иначе говоря, война рассматривается не как

отрицание, а как подтверждение всеобщего состояния мира. Добропорядочный

гражданин государства, всецело погруженный «в заботы войны», не может

пребывать в безопасности и вере в Бога, если не будет постоянно иметь в

виду мир. В противном случае «звериная сила», проступающая наружу в борьбе,

не будет смягчаться человеколюбием и неминуемо создаст опасность для

благополучия государства.

Стало быть, окончание войны должно ознаменоваться обеспечением

«добросовестности и мира», которые приведут к прощению злодеяний,

возмещению убытков и расходов, что в общем-то не так уж и плохо для

христиан, коим Господь даровал свой мир.

Так становится очевидно, что мирное, т. е. безопасное, состояние вещей

носит главным образом рациональный и гуманный характер. Более того, оно

определяет состояние военное не только юридически (через понятия всеобщей

справедливости и естественного права народов), но и метафизически, тем

самым изначально помещая войну в рациональные рамки. Свет Разума, который

освещает/освящает мир, светит людям и на войне. В самом деле, нет никаких

оснований предпочитать частное состояние войны всеобщему состоянию мира и

жертвовать человеколюбием, безопасностью и благополучием ради продолжения

войны, скрывающей в себе неверные ростки опасности, зла и ночи.

Первая мировая война -- первое крупное вооруженное столкновение XX века --

была ознаменована не только утратой частного характера, отличавшего войны

предыдущих столетий, но и стиранием грани между войной и миром. Вместе с

тем очевидно, что расширение частичного состояния войны в системе

буржуазных ценностей никак не могло привести к отрицанию всеобщего

состояния мира

. Очевидно и то, что причины утраты мира, сопровождающиеся кризисом

юридических и моральных норм, лежат в совершенно иной плоскости. А именно,

при сохранении норм международного права, на которое ссылаются воюющие

нации, утрачивается «ясное и отчетливое» понимание сущности мира как

всеобщего, т. е. общезначимого, состояния. Мир становится легким занавесом,

который грозит сорваться при первом же сильном порыве ветра.

Тем не менее и к Первой мировой войне долгое время применяли критерии XIX

столетия -- столетия, в которое европейский буржуа сумел в последний раз

запечатлеть свое рационалистическое представление о мире как безопасности в

пышных фасадах акционерных обществ, банков и жилых домов эпохи грюндерства.

Мировую войну продолжали рассматривать sub specie мира, дня и жизни,

исключая ее темную, ночную сторону.

6.2 Преодоление рациональной установки в понимании природы войны

Чешский философ Ян Паточка относится к числу тех, кто попытался разъяснить

природу войн XX века, начало которым было положено в 1914#1918 годах. В

книге «Эссе еретика»[14] он замечает: «Мысль, что сама война может что-то

объяснить, что в ней самой содержится возможность осмыслить многое, чужда

всем философам истории». Истолковывая мировую войну через открытие феномена

ночи, Паточка опирается на «Летопись военного времени» Тейяра де Шардена.

«Величайший, глубочайший опыт фронта и пребывания на линии огня заключается

именно в том, что он заставил увидеть ночь и уже не позволяет забыть о

ней».

С дневной точки зрения жизнь -- это высшая ценность, которая правит

человеком через требование избегать опасности смерти. Но на фронте жизнь

уступает место жертве, в которой обнаруживается свобода от всех интересов

мира, жизни и дня, ибо «от тех, кто приносится в жертву, требуется лишь

выдержка перед лицом смерти». Оттого-то самое глубокое открытие фронта, --

повторяет Паточка вслед за Шарденом, -- состоит в переживании «обрыва жизни

в ночь, борьбу и смерть, осознание, что их нельзя списать со счетов жизни,

хотя с точки зрения дня они кажутся просто небытием».

Эти важные мысли отсылают нас к другому философу и писателю XX века, Эрнсту

Юнгеру, творчество которого позволило Паточке взглянуть на Первую мировую

войну как на «решающее событие в истории XX века», определившее характер

столетия. То, что война понимается как нечто грандиозное, всеохватное, хоть

и осуществляемое через людей, но превосходящее их космическое событие,

безусловно, объединяет Шардена и Юнгера. Более того, у обоих мыслителей

ключевую роль играет опыт ночи, опасности, жертвы и абсолютной свободы.

Существенное отличие юнгеровского анализа войны, однако, состоит в том, что

он претендует на определение метафизического характера мировой войны,

который есть не что иное, как тотальная мобилизация, выступающая в форме

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.