Эти проекты встречают одобрение и поддержку со стороны реакционных кругов
(главным образом США), стремящихся к мировому господству. Клерикальные
теории пытаются подкрепить военные авантюры империалистов авторитетом Бога.
Одним из основных «теоретических» источников религиозной пропаганды в
поддержку империалистических войн служит Библия, дающая возможность
трактовать войну как «орудие бога» для борьбы против «зла» и для наказания
«грешников». В ФРГ клерикальная пропаганда широко используется в поддержку
идеологии агрессивного реваншизма на основе религиозных концепций
происхождения войны.
Литература используемая в статье
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 162—89; их же, Избранные
письма, М., 1953; Энгельс Ф., Избр. военные произв., М., 1958; Ленин В. И.,
О , армии и военной науке. Сб., т. 1—2, М., 1958; его же, О
международной политике и международном праве. [Сб.], М., 1958; Программа
КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1968, ч. 1, разд. 8: Программные
документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; КПСС в
резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК, 7 изд., т. 1, М.,
1954, с. 318—324, 326—29, 356—57, 372—74, 409—18, 567—568; Резолюция XXIII
съезда КПСС по Отчетному докладу ЦК КПСС, М., 1966; Брежнев Л. И., Великая
победа советского народа, М., 1965; Марксизм-ленинизм о и армии,
М., 1968; 50 лет Вооруженных Сил СССР [1918—1968], М., 1968; Фрунзе М. В.,
Единая военная доктрина и Красная Армия, Избр. произв., М., 1965; История
Великой Отечественной Советского Союза, 1941—1945, т. 1—6, М.,
1963—65; Великая Отечественная Советского Союза 1941—1945. Краткая
история, М., 1965; Вторая мировая 1939—1945 гг., М., 1958; Военная
стратегия, 3 изд., М., 1968; Ядерный век и , М., 1964; Меринг Ф.,
Очерки по истории и военного искусства, 6 изд., пер. с нем., М.,
1956; Клаузевиц К., О , пер. с нем., М., 1934; Финлеттер Т. К., Сила
и политика, пер. с англ., М., 1956; Киссингер Г., Ядерное оружие и внешняя
политика, пер. с англ., М., 1959; Гроций Г., О праве , воевать, от бить, бойня, боевать, как вероятно и боярин,
и воевода или боевода), раздор и ратный бой между государствами,
международная брань. Наступательная , когда ведут войско на чужое
государство; оборонительная, когда встречают это войско, для защиты своего.
междусобная, усобица, когда один и тот же народ, раздвоившись в
смутах, враждует между собою оружием. сухопутная, морская, битва на
материке, на море. подземная, подкопы разн. родов, при осаде, с той
и с другой стороны. Малая , аванпостная служба, занятия и
обязанности сторожевой части войска. Партизанская , действия
отдельных, мелких частей войска, с крыльев и с тыла неприятеля, для отрезки
ему средств сообщены и подвоза. Народная , в которой весь народ
принимает, по сочувствию к поводу раздора, живое участие. Чернильная
, перебранка на письме. Легко про слушать, да тяжело
(страшно) ее видеть. Хорошо про слышать, да не дай Бог ее видеть.
Хороша за горами, в мор намрутся, в налгутся, нахвастаются.
да огнем не шути. Всякая от супостата, не от Бога. И я б
шел на , да жаль покинуть жену. Собирались грибы на идти, из
песни. Волки воют под жильем, к морозу или к . Воевать кого, что, с
кем, противу кого; воеваться с кем, стар. и арх. идти на кого ,
идти с войском на бой, наступая или обороняясь, вести , ополчиться и
ратовать оружием. Воевать народ, землю, государя, идти наступательно, для
завоеваний. Воюют, так воруют, т. е. плутуют. Кто силен да богат, тому
хорошо воевать. В доме то у них, словно Мамай воевал, велик беспорядок.
Знал бы, так и не воевал бы. И еще бы воевал, да воевало потерял. И
ратоваль, и воевал, да ничто взял. Воевать тебе на печи с тараканами. Нужда
горюет, нужда воюет.
2.3 Энциклопедический справочник «Конституция Р.Ф.»[5]:
ВОЙНА -насильственное средство разрешения межгосударственных конфликтов. В
итоге длительного исторического развития и трагического опыта двух мировых
войн в настоящее время война осуждена и запрещена международным правом, что
нашло свое отражение и в современном конституционном праве. Конституции
некоторых государств, принятые после второй мировой войны, содержат так
называемые мирные статьи, провозглашающие безоговорочный отказ от войны как
средства государственной политики. Наиболее известна в этом плане статья 9
Конституции Японии 1947 г., гласящая, что японский народ на вечные времена
отказывается от войны как суверенного права нации; право на ведение
государством войны не признается. Однако отсутствие таких формул в ряде
действующих конституций не означает, что страна не стоит на позициях отказа
от войны как средства своей внешней политики. Так, Конституция РФ не
предусматривает традиционного для многих зарубежных конституций и
Конституции бывшего СССР института права объявления войны. Ни один высший
государственный орган Российской Федерации, включая ее Президента, таким
правом не наделен. Президент имеет лишь право в случае агрессии против
России или непосредственной угрозы агрессии ввести военное положение. Это
означает, что Конституция исходит из возможности лишь оборонительной войны.
Понимаемые таким образом вопросы войны и мира, обороны и безопасности
Конституция РФ относит к исключительному ведению федерации. Россия не
относится ни к одному государству как к своему противнику, уважает
общепризнанные принципы международного права, содействует усилиям мирового
сообщества по предотвращению войны. Война как силовой межгосударственный
конфликт — редкое явление во второй половине XX в. Однако бедствием этого
периода стали внутригосударственные, как правило межнациональные,
конфликты.
3. От физической к психологической войне. Эволюция форм войны в процессе
развития цивилизации.
«История была всегда войной по преимуществу, она наполнена войнами. Были
лишь сравнительно короткие периоды мира, относительного равновесия, которое
легко опрокидывалось. История протекала на вулканической почве и
периодически лава извергалась. История должна кончаться, потому что история
есть война»
Николай Бердяев «Война и эсхатология»[6]
3.1Физическая (первобытная) война.
Достоверных сведений о приемах взаимоистребления наших предков мы,
естественно, не имеем. Однако можно предположить, что первым оружием дикого
человека были зубы. На протяжении длительного исторического периода война
проявлялась в виде единоборства особей с целью физического истребления
соперников. Стремление выжить в «войне всех против всех» побуждало
первобытных людей к объединению в группы. Группирование происходило по
схожести физических и психических признаков. Появляющиеся группировки
контролировали территории такой конфигурации и размера, на которых они
могли успешно добывать пропитание, защищаться и с которых могли успешно
нападать. Такие территории вероятней всего имели естественные преграды:
горы, леса, болота, реки. На такой естественно ограниченной территории
обосновывалось более или менее однородное население. Такую группировку
людей можно назвать первобытной общиной. Стержнем первобытной общины были
совместная оборона своих границ и нападение на другие сообщества.
Характерной социально-психологической особенностью при этом стало деление
на «свой — чужой» Современные ученые утверждают, что если у сообщества нет
внешних врагов, то актуализируется агрессивность внутри общности, что
чревато ее развалом. Поэтому поиск внешнего противника стал для первобытных
общин условием выживания и дальнейшей эволюции. Внутренняя эволюция таких
сообществ постепенно приводила к возникновению управленческой иерархии,
экономических связей и однородного населения. Такая общность постепенно
становилась этническим государством.
Постепенно люди стали использовать подвернувшиеся палки и камни не только
как орудие труда, но и как орудие убийства себе подобных. Несомненно,
революционное значение имело изобретение дистанционных средств поражения
противника — копья, пращи, лука. Это полностью перечеркнуло незыблемый
постулат природы — побеждает сильнейший, так как слабый воин теперь мог на
расстоянии поразить более сильного врага. Наступил эпохальный перелом.
Наряду с состязанием в силе появилась необходимость в состязании ума.
Дальнейшее совершенствование орудий убийства и появление конницы, кораблей,
пушек, самолетов, танков, ракет, атомных бомб, смертоносных газов, лучей и
т.п. не изменило главных принципов первобытной войны — убить соперника, а
уже после этого завладеть его ресурсами, оставшихся в живых обратить в
рабство, поддерживая их численность, интеллект и физическое здоровье на
уровне, необходимом завоевателю. Такая форма войны, которую логично назвать
физической, господствовала тысячелетиями. Однако уже в древности в недрах
ее начал зарождаться новый тип войны — войны экономической.
3.2 Экономическая война.
По мере эволюции интеллекта и возникновения государств люди постепенно
стали осознавать, что истребление врагов не всегда выгодно. Выгоднее
расставить незаметно экономические ловушки и капканы, сплести паутину
экономической зависимости и, присосавшись к ресурсам противника, заставить
его работать на себя.
Главный принцип экономической войны — это установление ростовщических
экономических отношений, а в случае сопротивления — включение физических
форм воздействия: государственного давления и вымогательства под угрозой
оружия.
Возникновение неравных экономических отношений, как между отдельными
людьми, так и между государствами, как и все в природе, имеет объективные
причины. Одной из главных таких причин стал... технический прогресс.
Существует наивное представление, что появление машин повысило
производительность труда и высвободило человеку время для творчества.
Вспомним, как в школе нас учили, что один комбайн заменяет труд сорока
косцов. Это миф. Если машины освободили человека от рутинной работы, то
почему одни процветают, а другие нищенствуют? Почему наряду с техническим
прогрессом нарастает духовная деградация в развитых странах? Почему
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10