Рефераты. Философские проблемы войны






Эти проекты встречают одобрение и поддержку со стороны реакционных кругов

(главным образом США), стремящихся к мировому господству. Клерикальные

теории пытаются подкрепить военные авантюры империалистов авторитетом Бога.

Одним из основных «теоретических» источников религиозной пропаганды в

поддержку империалистических войн служит Библия, дающая возможность

трактовать войну как «орудие бога» для борьбы против «зла» и для наказания

«грешников». В ФРГ клерикальная пропаганда широко используется в поддержку

идеологии агрессивного реваншизма на основе религиозных концепций

происхождения войны.

Литература используемая в статье

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 162—89; их же, Избранные

письма, М., 1953; Энгельс Ф., Избр. военные произв., М., 1958; Ленин В. И.,

О , армии и военной науке. Сб., т. 1—2, М., 1958; его же, О

международной политике и международном праве. [Сб.], М., 1958; Программа

КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1968, ч. 1, разд. 8: Программные

документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; КПСС в

резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК, 7 изд., т. 1, М.,

1954, с. 318—324, 326—29, 356—57, 372—74, 409—18, 567—568; Резолюция XXIII

съезда КПСС по Отчетному докладу ЦК КПСС, М., 1966; Брежнев Л. И., Великая

победа советского народа, М., 1965; Марксизм-ленинизм о и армии,

М., 1968; 50 лет Вооруженных Сил СССР [1918—1968], М., 1968; Фрунзе М. В.,

Единая военная доктрина и Красная Армия, Избр. произв., М., 1965; История

Великой Отечественной Советского Союза, 1941—1945, т. 1—6, М.,

1963—65; Великая Отечественная Советского Союза 1941—1945. Краткая

история, М., 1965; Вторая мировая 1939—1945 гг., М., 1958; Военная

стратегия, 3 изд., М., 1968; Ядерный век и , М., 1964; Меринг Ф.,

Очерки по истории и военного искусства, 6 изд., пер. с нем., М.,

1956; Клаузевиц К., О , пер. с нем., М., 1934; Финлеттер Т. К., Сила

и политика, пер. с англ., М., 1956; Киссингер Г., Ядерное оружие и внешняя

политика, пер. с англ., М., 1959; Гроций Г., О праве , воевать, от бить, бойня, боевать, как вероятно и боярин,

и воевода или боевода), раздор и ратный бой между государствами,

международная брань. Наступательная , когда ведут войско на чужое

государство; оборонительная, когда встречают это войско, для защиты своего.

междусобная, усобица, когда один и тот же народ, раздвоившись в

смутах, враждует между собою оружием. сухопутная, морская, битва на

материке, на море. подземная, подкопы разн. родов, при осаде, с той

и с другой стороны. Малая , аванпостная служба, занятия и

обязанности сторожевой части войска. Партизанская , действия

отдельных, мелких частей войска, с крыльев и с тыла неприятеля, для отрезки

ему средств сообщены и подвоза. Народная , в которой весь народ

принимает, по сочувствию к поводу раздора, живое участие. Чернильная

, перебранка на письме. Легко про слушать, да тяжело

(страшно) ее видеть. Хорошо про слышать, да не дай Бог ее видеть.

Хороша за горами, в мор намрутся, в налгутся, нахвастаются.

да огнем не шути. Всякая от супостата, не от Бога. И я б

шел на , да жаль покинуть жену. Собирались грибы на идти, из

песни. Волки воют под жильем, к морозу или к . Воевать кого, что, с

кем, противу кого; воеваться с кем, стар. и арх. идти на кого ,

идти с войском на бой, наступая или обороняясь, вести , ополчиться и

ратовать оружием. Воевать народ, землю, государя, идти наступательно, для

завоеваний. Воюют, так воруют, т. е. плутуют. Кто силен да богат, тому

хорошо воевать. В доме то у них, словно Мамай воевал, велик беспорядок.

Знал бы, так и не воевал бы. И еще бы воевал, да воевало потерял. И

ратоваль, и воевал, да ничто взял. Воевать тебе на печи с тараканами. Нужда

горюет, нужда воюет.

2.3 Энциклопедический справочник «Конституция Р.Ф.»[5]:

ВОЙНА -насильственное средство разрешения межгосударственных конфликтов. В

итоге длительного исторического развития и трагического опыта двух мировых

войн в настоящее время война осуждена и запрещена международным правом, что

нашло свое отражение и в современном конституционном праве. Конституции

некоторых государств, принятые после второй мировой войны, содержат так

называемые мирные статьи, провозглашающие безоговорочный отказ от войны как

средства государственной политики. Наиболее известна в этом плане статья 9

Конституции Японии 1947 г., гласящая, что японский народ на вечные времена

отказывается от войны как суверенного права нации; право на ведение

государством войны не признается. Однако отсутствие таких формул в ряде

действующих конституций не означает, что страна не стоит на позициях отказа

от войны как средства своей внешней политики. Так, Конституция РФ не

предусматривает традиционного для многих зарубежных конституций и

Конституции бывшего СССР института права объявления войны. Ни один высший

государственный орган Российской Федерации, включая ее Президента, таким

правом не наделен. Президент имеет лишь право в случае агрессии против

России или непосредственной угрозы агрессии ввести военное положение. Это

означает, что Конституция исходит из возможности лишь оборонительной войны.

Понимаемые таким образом вопросы войны и мира, обороны и безопасности

Конституция РФ относит к исключительному ведению федерации. Россия не

относится ни к одному государству как к своему противнику, уважает

общепризнанные принципы международного права, содействует усилиям мирового

сообщества по предотвращению войны. Война как силовой межгосударственный

конфликт — редкое явление во второй половине XX в. Однако бедствием этого

периода стали внутригосударственные, как правило межнациональные,

конфликты.

3. От физической к психологической войне. Эволюция форм войны в процессе

развития цивилизации.

«История была всегда войной по преимуществу, она наполнена войнами. Были

лишь сравнительно короткие периоды мира, относительного равновесия, которое

легко опрокидывалось. История протекала на вулканической почве и

периодически лава извергалась. История должна кончаться, потому что история

есть война»

Николай Бердяев «Война и эсхатология»[6]

3.1Физическая (первобытная) война.

Достоверных сведений о приемах взаимоистребления наших предков мы,

естественно, не имеем. Однако можно предположить, что первым оружием дикого

человека были зубы. На протяжении длительного исторического периода война

проявлялась в виде единоборства особей с целью физического истребления

соперников. Стремление выжить в «войне всех против всех» побуждало

первобытных людей к объединению в группы. Группирование происходило по

схожести физических и психических признаков. Появляющиеся группировки

контролировали территории такой конфигурации и размера, на которых они

могли успешно добывать пропитание, защищаться и с которых могли успешно

нападать. Такие территории вероятней всего имели естественные преграды:

горы, леса, болота, реки. На такой естественно ограниченной территории

обосновывалось более или менее однородное население. Такую группировку

людей можно назвать первобытной общиной. Стержнем первобытной общины были

совместная оборона своих границ и нападение на другие сообщества.

Характерной социально-психологической особенностью при этом стало деление

на «свой — чужой» Современные ученые утверждают, что если у сообщества нет

внешних врагов, то актуализируется агрессивность внутри общности, что

чревато ее развалом. Поэтому поиск внешнего противника стал для первобытных

общин условием выживания и дальнейшей эволюции. Внутренняя эволюция таких

сообществ постепенно приводила к возникновению управленческой иерархии,

экономических связей и однородного населения. Такая общность постепенно

становилась этническим государством.

Постепенно люди стали использовать подвернувшиеся палки и камни не только

как орудие труда, но и как орудие убийства себе подобных. Несомненно,

революционное значение имело изобретение дистанционных средств поражения

противника — копья, пращи, лука. Это полностью перечеркнуло незыблемый

постулат природы — побеждает сильнейший, так как слабый воин теперь мог на

расстоянии поразить более сильного врага. Наступил эпохальный перелом.

Наряду с состязанием в силе появилась необходимость в состязании ума.

Дальнейшее совершенствование орудий убийства и появление конницы, кораблей,

пушек, самолетов, танков, ракет, атомных бомб, смертоносных газов, лучей и

т.п. не изменило главных принципов первобытной войны — убить соперника, а

уже после этого завладеть его ресурсами, оставшихся в живых обратить в

рабство, поддерживая их численность, интеллект и физическое здоровье на

уровне, необходимом завоевателю. Такая форма войны, которую логично назвать

физической, господствовала тысячелетиями. Однако уже в древности в недрах

ее начал зарождаться новый тип войны — войны экономической.

3.2 Экономическая война.

По мере эволюции интеллекта и возникновения государств люди постепенно

стали осознавать, что истребление врагов не всегда выгодно. Выгоднее

расставить незаметно экономические ловушки и капканы, сплести паутину

экономической зависимости и, присосавшись к ресурсам противника, заставить

его работать на себя.

Главный принцип экономической войны — это установление ростовщических

экономических отношений, а в случае сопротивления — включение физических

форм воздействия: государственного давления и вымогательства под угрозой

оружия.

Возникновение неравных экономических отношений, как между отдельными

людьми, так и между государствами, как и все в природе, имеет объективные

причины. Одной из главных таких причин стал... технический прогресс.

Существует наивное представление, что появление машин повысило

производительность труда и высвободило человеку время для творчества.

Вспомним, как в школе нас учили, что один комбайн заменяет труд сорока

косцов. Это миф. Если машины освободили человека от рутинной работы, то

почему одни процветают, а другие нищенствуют? Почему наряду с техническим

прогрессом нарастает духовная деградация в развитых странах? Почему

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.