перед другим. У греков же скорее имеется в виду некоторого рода
превосходство, которое можно постичь не в сравнении одного с другим, а в
отношении к тому, чем являешься: arete обозначает не данную от природы, а
усвоенную посредством воспитания и упражнений диспозицию
(предрасположенность, наклонность), которая через отдельные действия дает
возможность совершать правильное и тем самым хорошее.
Читая "Никомахову этику", находишь в ней почти сверхвыраженное
присутствие phronesis, добродетели ума, то есть такой усвоенной диспозиции
(склонности), которая не только говорит нам, с помощью каких отдельных
действий можно приблизиться к нашим назначениям, но и позволяет решить,
какое конкретное действие в соответствующей ситуации было бы адекватным,
мужественным, справедливым и т. д. Иначе говоря, это есть добродетель ума,
которая позволяет нам распознать, какие действия хороши, учитывая нашу
сущность, наше назначение, а также конкретную ситуацию, в которой мы
находимся. Для Аристотеля, не знакомого с современным понятием совести,
такое познавательное решение есть нечто строго личное, не поддающееся
обобщению: нравственно хорошее действие есть всегда нечто лишь pros hemas –
для нас верное; ведь только мы сами, то есть каждый из нас, может
окончательно решить, что в данной ситуации следует и чего не следует
делать, и только он один может отвечать за это.
К этому краткому описанию античного определения нравственного
действия, важность которого проистекает из того факта, что человек есть
существо, которое стремится к своему осуществлению и добивается его,
остается добавить характерную для Нового времени форму сокращенной
интерпретации нравственного действия. Она, конечно, не единственная, но в
рамках нашей лекции, обращенной к студентам факультета психологии, может
представлять особый интерес. Не позднее, чем с XVII века, мы находим широко
распространенное суждение, согласно которому этика (и тем самим определение
нравственного действия) должна быть подчинена чуждому для нее научному
идеалу: сначала этику предпочитали включать в такую научную дисциплину, как
математика, основанная на аксиоматическом базисе; позднее на смену
математике пришли исторические науки с их попыткой понять действительность
с помощью гипотез, охраняемых реконструированными из исторических
источников фактами. В рамках эмпирических наук была предпринята попытка
разрешить проблему верного и неверного действия, исходя из причин
преимущественно психологического и социологического характера. С самого
раннего детства посредством воспитания, посредством воздействия социальной
среды с ее конкретными нормами поведения и ценностными представлениями, с
ее требованиями, ожиданиями и осуждениями, отдельному индивиду прививается
соответствующее действие. Все это способствует формированию его
собственного суждения о ценностях и его способности различать добро и зло;
это накладывает свой отпечаток на человеческую совесть, "говорящую", что
нужно делать и чего нельзя делать. Зигмунд Фрейд объяснял это с точки
зрения глубинной психологии через образование некоторого сверх-Я как
связующей инстанции, из которой вытекают требования совести и из-за которой
мы чувствуем ответственность. Карл Маркс объяснял это социологически,
относя мораль к "идеологической надстройке", призванной оправдывать
общественный порядок и гарантировать его сохранность в интересах правящего
класса; причем, индивидуальность у Маркса определяется социально
санкционированными ("правящими") ценностными представлениями и нормами
поведения. Поэтому изменение нравственных норм возможно лишь в результате
изменения всего общества.
Методы аргументации, лежащие в основе этих теорий, чрезвычайно похожи
и выглядят примерно так. Из опыта и на основании научного воззрения мы
знаем, что мир такой-то и такой-то, а люди действуют таким-то и таким-то
образом, исходя из определенных побуждений, в соответствии с определенными
психологическими закономерностями, и действия их подвержены такому-то и
такому-то влиянию. При этом мы не имеем ни малейшего представления о том,
что хорошо и что плохо, какие действия нравственны и какие безнравственны.
Вследствие этого этика получает задание освобождать нас от такого
отсутствия всяческого представления, то есть демонстрировать и
обосновывать, что это поведение – хорошее, а вот то, напротив, плохое, и
почему все именно так. Абсурд такого определения нравственного действия,
против которого можно с полным основанием возразить, что нельзя
долженствование выводить из бытия, заключается в том, что, с одной стороны,
предполагается, будто человек с помощью фантазии мог бы перенестись в
ситуацию, в которой вопроса о хорошем и плохом вообще не существует; не
менее ложным будет предположение, что можно было бы найти критерии для
различения хорошего и плохого, не имея представления о хорошем и плохом.
Последнее невозможно по чисто логическим причинам: чтобы обнаружить, по
каким критериям отличаются друг от друга хорошее и плохое, нравственное и
безнравственное действия, я должен иметь примеры хорошего и плохого,
нравственного и безнравственного, которые позволяют мне решить, нашел ли я
подходящие критерии. Но указание на то, что нравственная способность
различать имеет своей причиной психологические закономерности, не способно
объяснить прежде всего тот феномен, что в ответ на призыв делать хорошее и
не делать плохого я могу отказать, но так же свободно могу и поддержать
его.
Антропология Гельмута Плеснера как возможное основание философско-
религиозной антропологии.
Значительное воздействие на развитие современной философской
антропологии, в том числе философско-религиозной, оказала теория Гельмута
Плеснера.
Его теория призвана выявить “базисную структуру” человеческого бытия,
способную объяснить все его специфические свойства и характеристики.
Философская антропология должна быть “принципиальным осмыслением
человеческого существа”. Экспликация базисной структуры должна ответить на
вопрос, “каковы условия возможности человеческого бытия”, и указать место
человека в целом бытия. “Поскольку философия формулирует проблему
антропологии, - отмечает Плеснер, - постольку она ставит проблему способа
существования человека и его положения в целом природы”.
Средством выявления базисной структуры является трансцендентальный
вопрос об условиях возможности феноменологически описываемых явлений
человеческого существования. Именно в этой связи Плеснер указывал на Канта,
как на важнейшего предшественника современной философской антропологии. В
методологическом аспекте можно утверждать, что философско-антропологическая
мысль Плеснера движется от феноменов к базисной структуре как условию их
возможности, а затем - от базисной структуры к феноменам с целью их
объяснения. Соответственно эта структура должна обладать не “завершающе-
теоретической”, а “открывающе-экспонирующей” ценностью.
Вопрос о структуре человеческого существования Плеснер пытается
развернуть в двух направлениях:
1. горизонтальном. Рассматривает способы отношения человека к миру и
его деяния в мире.
2. вертикальном. Исследуется “положение человека в мире как организма в
ряду организмов”, то есть базисная структура человеческого бытия
выявляется через рассмотрение человека в космологически-органической
перспективе, в ряду растение - животное - человек, которые являются
различными формами жизни.
Живое тело как явление всегда предстает в принципиально отличных
аспектах внешнего и внутреннего. Это различие носит предметный характер.
Различие этих аспектов предполагает наличие какой-то нейтральной зоны, в
которой они бы сходились и из которой бы исходили. Такой нейтральной зоной
может быть только “граница” тела. Граница живого тела и соответственно
двойственный аспект его явления суть свойства самого живого тела. Благодаря
принадлежащей ему границе живое тело и пребывает в самом себе и выходит за
пределы самого себя.
Свою позициональность живое тело реализует в модусах процесса и системы -
как опосредование становления и понимания в развитии динамичной формы и как
единство организма в опосредовании его частей в нечто целое. Целое, каковым
является организм, нуждается, однако, в дополнении, а именно в среде
существования.
Позициональность реализуется различным образом. Всякое живое существо
как тело должно обладать определенной замкнутостью и в то же время быть
открытым среде, от которой оно зависит. Это обуславливает постоянное
напряжение, требующее разрешения. Такое разрешение может принимать
различные формы. Простейший способ заключается в непосредственном
“вчленении” тела в среду. Так происходит с растениями, лишенными
центрального органа, направляющего движения других органов. Плеснер
называет это открытой формой организации, то есть такой формой, которая
непосредственно “вчленяет” организм со всеми его жизнепроявлениями в среду
и делает его несамостоятельной частью соответствующего ему жизненного
круга.
В животном, в отличие от растения, Плеснер видит более высокую форму
самоотнесенности, поскольку оно не вчленено простым и непосредственным
образом в свою среду. Здесь “вчленение” носит форму опосредованности, и
животное обладает известной самостоятельностью по отношению к среде,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10