модели всего человеческого поведения была перенесена в психологию из
физиологии, где эта схема все еще частично оправдана. Так, например, еще и
сегодня можно прочитать во "Введении" в психологию: "Раздражители из
окружающей среды или изнутри тела запечатлеваются и передаются органами
чувств или рецепторами далее в мозг. Последовавшие за этим мозговые
процессы вызывают импульсы, которые относятся к эффекторам, мышцам и
железам внутренней секреции. Их активация есть поведение или действие".
Очевидно, что нужно точно определить, что такое действие, чтобы
интерпретировать приведенное здесь утверждение. А это кажется автору
возможным лишь в том случае, если можно используются модели и терминология
естественных наук. Однако вследствие этого говорится о функционировании
некоей аппаратуры, а не о человеке и его действиях.
Основные понятия философской антропологии
Две фундаментальные антропологические категории: действие и происшествие
Для начала я хотел бы кратко рассмотреть две фундаментальные
категории, относительно которых справедливо утверждение, что их применение
охватывает собой всю человеческую жизнь в целом. Опережая последующие
рассуждения, в качестве фундаментальных антропологических терминов можно
назвать структуру действия и структуру происшествия. Как живому существу,
человеку – и в этом он похож на все остальное живущее – присуще то
обстоятельство, что с ним что-то происходит. Далее, в отличие от растений,
человек, как и животное, осознает то, что с ним происходит: он не только
испытывает это что-то, но и одновременно чувствует это. Однако, в отличие
от животного, человек не определяется исключительно тем, что он испытывает
и что с ним случается; он не до конца отдан во власть этих происшествий, но
своими действиями он способен влиять на происходящее. Обычным для нас
является различие между действием и происшествием, выраженное в
грамматических терминах "активность" и "пассивность".
Обе категории не только противопоставлены друг другу на уровне
человеческого бытия, они взаимообусловлены и объясняют друг друга. Наша
жизнь "натянута" между событиями рождения и смерти. Первое и последнее
слово за нас говорит не наше собственное действие. И более того, даже если
мы действуем, с нами постоянно что-то происходит: есть происшествия без
действия, а противоположного, то есть чистого действия, не существует; и
даже то, что мы называем творческим действием, зависит от предшествующих
условий.
Как в действии, которое человек осуществляет, так и в происшествии,
которое с ним случается, человек выступает как субъект, даже если он делает
это по-разному: человек принимает участие как в действии, так и в том, что
с ним происходит. К тому, что происходит с человеком и в человеке, мы
относим не определенные события извне, но, скорее, характеризуем
совокупность всего того, что происходит в человеке без его участия. Примеры
таких происшествий: мы можем быть в хорошем или плохом состоянии, мы
здоровы или страдаем от болезни; сюда же относятся старение и выздоровление
и т. п., – все это процессы, которые в нас происходят, точно так же как
происходит прирост сил и способностей. Происшествия или события затрагивают
нас, как, например, неудача или "отказ" собственного тела, а также
настроения и аффекты, которые нас одолевают, и т. д. В этой связи важно
понять, что в противовес всем этим происшествиям и событиям человек
осознает себя в действии как носитель и инициатор своих поступков и
определяется ими; когда же в человеке что-то происходит, за этим следует
активизация без деятельного участия "я".
Об аристотелевском различии между поэзией и практикой
После предварительного обсуждения стоит подробно рассмотреть понятие
действия. В этом контексте важным является вопрос о связи между действием и
субъектом как инициатором этого действия. Здесь полезно принять то
принципиальное отличие, которое обнаруживается уже со времен Платона и
Аристотеля: отличие между практикой и поэзией. Не вдаваясь в подробности
подоплеки такого различения, напомним одно классическое место, где
Аристотель четко формулирует это отличие. Всякое осмысленное действие,
говорится в начале "Никомаховой этики", некоторым образом целенаправленно.
Если подробнее рассмотреть различные способы человеческого действия в
отношении их целенаправленности, то между целями обнаружится существенная
разница. В одном случае целями являются произведения, или, как мы сказали
бы сегодня, продукты, существование которых вызвано человеческим действием.
В этом аспекте мы можем говорить о транзитивном действии субъекта
(транзитивное действие означает, что результат этого действия лежит вне
субъекта, осуществляющего действие; если, к примеру, архитектор планирует
или строит дом, то в конце действия "продукт" находится перед автором).
Иначе обстоит дело с так называемым нетранзитивным действием. Возьмем в
качестве примера чтение книги. Это действие, цель которого не есть что-то,
лежащее за пределами субъекта (я не учитываю ситуацию, что книгу нужно
прочитать, чтобы написать работу к семинару), а сама деятельность чтения. В
другом случае, то есть когда действие нетранзитивно, цель реализуется в
самом действии. В свете этого различения целей по принципу "то, во имя
чего" (Worumwillen) совершается соответствующее действие. Аристотель и
говорит о поэзии как о продуктивном производстве или о практике как о
действии. В то время как в поэзии вещи производятся, "делаются" и по
окончании производственного процесса существуют самостоятельно и независимо
от самого процесса, практика отличается тем, что реализуется в
осуществлении, в процессе действия. Достижение практической цели совпадает
с осуществлением действия, так что по окончании практики нет никакого
"внешнего" сделанного объекта. В качестве примера, равнозначного поэзии,
Аристотель приводит прежде всего искусство строительства. Примерами того,
что он понимает под выражением "человеческая практика", являются зрение,
размышления, а также сама жизнь, осуществление жизни (Lebensvollzug).
То, что осуществление жизни представляет собой показательный пример
аристотелевского понятия практики, не должно удивлять. Ведь именно это
осуществление образует в этике Аристотеля точку совпадения, связи его
анализа человеческого действия и удачной жизни (eudaimonia). По его
концепции, удачная жизнь – это гарантия достижения цели в осуществлении
каждого отдельного действия.
Показательным этот пример является и потому, что вследствие своих
рассуждений Аристотель описывает человеческое действие почти исключительно
как обозначенное нами выше нетранзитивное действие. Какова бы ни была
причина этого, очевидно, что сущность личности ярче проявляется в том, что
описывается Аристотелем как человеческая практика, чем в том
производственном процессе, в конце которого появляется произведенный
человеком, но отныне независимо от него существующий "результат". В то
время как во втором случае субъект выступает инициатором продукта, в первом
человек непосредственно определяет свое бытие.
С обращением к аристотелевскому различию между поэзией и практикой
связь между субъектом и его действием предстает в новом свете: это различие
способствует отмене жесткой оппозиции, возникшей в результате декартовского
противопоставления "сознания" и "внешнего мира", оно также позволяет
свободно взглянуть на любой тип человеческого действия. До тех пор, пока
человеческое действие рассматривается и интерпретируется исключительно в
перспективе изделия и производства, субъект справедливо выступает в
качестве инициатора собственного действия. При таком подходе за скобками
анализа остается тот существенный для субъекта и его действия аспект, в
результате которого субъект сам определяет себя и свое бытие, преследуя
различные цели. Два кратко обозначенных типа действия следует понимать и
как различные аспекты одного понятия действия. И в самом деле, они
расходятся не только в отношении реализуемых в них целей, то есть того,
ради чего (Worumwillen), они также отличаются и в отношении реализуемого в
них опыта субъекта. В транзитивном типе действия, влияющем на существующую
реальность или ее изменяющем, субъект познает себя как инициатора влияния,
он реализует и "постигает" себя как субъекта, царящего над миром природы и
истории, тогда как в нетранзитивном типе действия субъект выступает не
только инициатором своего действия и соответствующего влияния, но и как
такой субъект, который распоряжается своим собственным бытием. Иначе
говоря, человек в своем жизненном осуществлении, по мнению Аристотеля,
являет собой яркий пример нетранзитивного типа действия, так как он
обращается не столько к реализации отдельных целей во внешнем мире, сколько
к собственному бытию, которое и становится целью человеческого внимания.
Эта автотелеологическая (то есть имеющая цель в самой себе,
самообусловленная) структура человеческого действия, к которой нас привела
аристотелевская дифференциация, будет подробно представлена в дальнейшем
как самоопределение (Selbstbestimmung).
Действие как самоопределение
С точки зрения обыденного языка отождествление нетранзитивного типа
действия с самоопределением крайне непривычно. Если мы сегодня говорим о
самоопределении, то, как правило, – по крайней мире в немецком языке –
доминирует тот семантический аспект, согласно которому самоопределение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10