Рефераты. Философская антропология в 20 веке






человека. Без учета решающего влияния раннего христианства на историю духа

невозможно понять с ее позиции размышления человека о самом себе и о своем

определении, о своем отношении к другим и к Богу. Влияние раннего

Христианства на историю духа наиболее отчетливо выразилось в трудах таких

христианских "философов", как Августин и Боэций, которые своим пониманием

личности наложили отпечаток на философско-теологические произведения

последующих эпох.

Если вопрос о том, что есть человек, изначально представлен в

философии, то сам термин "антропология" появился в ней очень поздно. В 1501

году лейпцигский магистр Магнус Хундт опубликовал книгу под названием

"Anthropologium de hominis dignitate, natura et proprietatibus. В 1594 году

Отто Касман, ректор в Штаде, написал "Psychologia antropologica"

("Антропологическую психологию"), вторая часть которой появилась двумя

годами позже. Историю философской антропологии как дисциплины можно

проследить в немецкой академической философии вплоть до конца XVI века. Но

лишь в конце XVIII века в философской антропологии происходит своего рода

"прорыв" Наряду с некоторыми публикациями по данной теме необходимо назвать

кантовскую лекцию "Антропология в прагматическом отношении" (1772-1773).

Предмет этой лекции – человек, равно как и реальный мир, в котором он живет

и должен вести себя "сообразно с миром" (weltklug), а "для этого ему

требуется знание человека". Антропология (если иметь в виду обозначенную

тенденцию) представляет собой вид жизненной философии, которая с помощью

метафизических формул пытается понять всего человека в его жизненной

действительности. После Канта были и другие немецкие философы, такие как

Шульце, Фрис, Фейербах и молодой Фихте, а также Дильтей, которые понимали

под антропологией знание о специфической сущности человека и об

особенностях его физической, психической, моральной, духовной и культурной

жизни.

Наряду с этим характерным для немецкой академической философии

направлением, способствовавшим оформлению философской антропологии, в

западно-европейских странах – Франции и Англии – имели место и другие

направления. В этой связи уместно вспомнить о философии морали, которая при

изучении жизненных обычаев человека, его "mores", "moeurs" или "morals",

часто давала скептическое описание человека. В 1580 году Монтень – "отец-

основатель" философии морали во Франции – опубликовал свои "Essai"

("Опыты"), за которыми позднее последуют размышления, максимы и афоризмы

Ларошфуко и Лабрюйера. В Англии следует назвать графа Шефтсбери с его

произведением "The moralists" ("Моралисты"), направленным против трактата

"De homini" ("О человеке") Томаса Гоббса, а также необходимо упомянуть

Александра Попа и его "Essay on Man" ("Эссе о человеке"), первая фраза

которого звучит программно "The propes study of mankind is man. Эта

традиция истории духа разовьется позднее в этнологическую дисциплину

"cultural antropology.

Задержимся еще на мгновение на развитии философской мысли в немецком

языковом пространстве. Идейный поворот к натурализму в конце XIX – начале

XX веков привел к узурпации понятия антропологии эмпирическими социальными

науками, и в особенности такими, как биология человека, генетика и наука о

расах. Только в конце 20-х годов, а точнее в 1927 году, феноменолог Макс

Шелер (1874-1928) в работе "Положение человека в космосе" возродил понятие

антропологии в его исконно философском значении. Это произведение Шелера,

вместе с его известной работой "Человек и история", заставило вновь

осознать антропологию как абсолютно философскую дисциплину. Более того,

Шелер, как и некоторые другие после него, решился утверждать, что в

известном смысле "все центральные проблемы философии сводятся к вопросу о

том, что такое человек и какое метафизическое положение занимает он среди

всего бытия, мира и Бога.

Важнейший импульс философских произведений Шелера, вероятно, связан с

тем, что вопрос о человеке перестал рассматриваться как априорно

философский и он должен был быть возвращен философии или одной из ее

дисциплин. Этот вопрос уже нельзя было, как это в XIX веке случалось,

оставлять эмпирическим наукам. Из работы Макса Шелера следует, что,

несмотря на такое количество знаний о человеке, которого никогда еще не

было, все же никто не знает, кто такой человек: человечество – таково

мнение Шелера – при всех своих исследованиях потеряло из виду самого

человека. Это утверждение, связанное с появлением учения о человеке,

охватывающего все его особенности, способствовало, и весьма значительно,

становлению философской антропологии как дисциплины. Немногим позднее

появилось другое фундаментальное произведение по философской антропологии,

которое, однако, в отличие от сочинений Шелера, очень поздно привлекло к

себе внимание. Имеется в виду антропология Гельмута Плеснера. И то же самое

можно сказать об опубликованной в 1927 году книге Мартина Хайдеггера,

которая внесла свой вклад в развитие этой старой и одновременно новой

дисциплины, хотя Хайдеггер отрицал всякое "антропологическое" толкование

своей книги. "Last not least следует назвать философскую антропологию

Арнольда Гелена, которая вышла в начале сороковых годов и много раз

переиздавалась.

Исторический обзор отношений психологии и философии

Экскурс в прошлое должен был обозначить исторический путь философской

антропологии и ее возникновение как особой философской дисциплины.

Поскольку это введение обращено прежде всего к студентам-психологам, я хочу

коротко и также в историческом аспекте рассмотреть отношения психологии и

философской антропологии. При этом с самого начала нужно обратить внимание

на то, что сегодня прямо-таки рискованно говорить о "психологии". Это

занятие создает ложное впечатление единства науки, которого практически нет

и которое в лучшем случае допустимо как научно-теоретическое пожелание.

Если мы все же хотим выявить простейший общий знаменатель многочисленных

направлений и проблем в психологии, то можно было бы указать на те, что все

они имеют своим объектом человеческое переживание и поведение. Но здесь и

начинаются трудности: переживание и поведение могут быть исследованы как в

аспекте структуры и развития , так и в аспекте отношения к предметному,

социальному и культурному мирам. Есть также направление, которое

рассматривает переживание и поведение как изолированные психические функции

и наблюдает за формами их протекания, причем всякое отношение к личностному

бытию, лежащему в основе этих функций, умозрительно отбрасывается.

Очевидно, что это – эмпирически-экспериментальное направление в психологии,

имеющее в качестве образца для подражания естественные науки.

Многообразие сегодняшней психологии – современнее достижение, истоки

которого – в семидесятых годах XIX века, когда в немецких университетах

возникли психологические лаборатории. Но то, что ныне осознается как

предмет психологии – "душа" – с древности, с самого начала европейского

мышления являлось центральной темой философии. Наряду с миром и Богом душа

была одним из трех великих объектов метафизики. На вопрос о сущности души

философская мысль античности давала характерный для древних греков ответ:

душа и есть сама сущность, пневма, псюхе, дух – то, что образует и

формирует жизнь и что исчезает при смерти, но само бессмертно. От такого

представления о душе как самостоятельно существующей, в особенности как оно

было развито Платоном, тянется связующая нить к определению души Декартом.

Для последнего душа – нематериальная субстанция, которая противоположна

всякой пространственной, телесной субстанции, вообще пространственно-

протяженному миру в целом. Такому пониманию души как самостоятельной

субстанции значительно способствовал также Кант. В дальнейшем развивается

концепция "духовного" как последовательности процессов, переживаний и

деятельности в их неразрывной связи друг с другом.

Второй вопрос, который также обсуждался с момента возникновения

европейского мышления, касался объема духовного: есть ли душа только у

человека или она есть и у животных, у растений и даже у неорганических тел?

Есть ли у самого человека "низшие" души – растительная и животная, как учит

Аристотель? Но уже в новое время о духовной жизни можно говорить лишь

применительно к человеку и – в ограниченной степени – к животному.

В качестве третьего круга проблем античного философского осмысления

души я хотел бы назвать проблему соотношения души и тела. По этой проблеме

расходились во взглядах Платон и Аристотель, она является центральной для

средневековой философии и, начиная с Декарта, в XVII и XVIII веках

противостояние по этому основополагающему вопросу обостряется до открытого

дуализма. После того, как человеческая индивидуальность была разорвана на

две составляющие – тело и душу, и между ними открылась пропасть, были

опробованы поочередно все возможности восстановления их связи. Это, во-

первых, учение о взаимовлиянии телесного и духовного, к которому близок сам

Декарт. Далее, это материалистическое понимание, согласно которому духовное

есть лишь результат телесного. Это и спиритуализм, который, наоборот, все

понимал как душу, а тело считал поражением (Niederschlag) души. Это, далее,

параллелизм, согласно которому процессы телесные и духовные строго

коррелятивны, то есть соотнесены без зависимости друг от друга, как это,

например, можно видеть в концепции предустановленной гармонии Лейбница.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.