Содержание
Введение
К вопросу о развитии философской антропологии
Исторический обзор отношений психологии и философии
Систематизация вопроса
К вопросу о методе
Основные понятия философской антропологии
Две фундаментальные антропологические категории: действие и
происшествие
Об аристотелевском различии между поэзией и практикой
Действие как самоопределение
Самоопределение и самоосуществление
Антропология Гельмута Плеснера как возможное основание философско-
религиозной антропологии.
Философская антропология Арнольда Гелена в ее отношении к философско-
религиозной проблематике.
Литература
В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского
знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением
человека. Она получила название философской антропологии. Ее
основоположником выступил немецкий философ Макс Шелер, а значительный вклад
в дальнейшее развитие внести Г.Плесснер, А.Гелен и ряд других
исследователей. Появление философской антропологии как специального учения
о человеке явилось своеобразным итогом наращивания философского
человекознания. В 1928 году М.Шелер писал: "Вопросы: "Что есть человек и
каково его положение в бытии?" - занимали меня с момента пробуждения моего
философского сознания и казались более существенными и центральными, чем
любой другой философский вопрос" (Шелер М. Положение человека в космосе //
Избранные произведения. М.,1994. С.194.). Шелер разработал обширную
программу философского познания человека во всей полноте его бытия.
Философская антропология, по его мнению, должна соединить конкретно-научное
изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с целостным
философским его постижением. Поэтому, по мнению Шелера, философская
антропология - это наука о метафизическом происхождении человека, о его
физическом, духовном и психическом началах в мире, о тех силах и потенциях,
которые им движут и которые он приводит в движение.
Основой для выводов философской антропологии стали общие догадки Ф.Ницше о
том, что человек не является биологическим совершенством, человек - это
нечто несостоявшееся, биологически ущербное. Однако современная философская
антропология - это сложное и противоречивое явление, в котором уживается
множество школ, соперничающих друг с другом, и часто представляющих
настолько противоположные мнения, что выделить в них что-либо общее, кроме
внимания к человеку, весьма сложно.
Термин «философская антропология» употребляется в двух основных
смыслах. Часто под ним называют раздел философского знания, посвященный
всестороннему рассмотрению проблемы человека. Вместе с тем, термин
«философская антропология» закреплен и за конкретной современной
философской школой, главными представителями которой были немецкие философы
М.Шеллер, А.Гелен, Г.Плесснер и др.
Представители «философской антропологии» выдвинули программу
философского познания человека во всей полноте его бытия. Они предложили
соединить онтологическое, естественнонаучное и гуманитарное изучение
различных сфер человеческого бытия с целостным философским постижением.
Принципиальной задачей философской антропологии является разработка
проблемы сущности человека. По мнению основателей, философская антропология
– это «базисная наука о сущности и сущностном строении человека».
Последователь М.Шеллера, Г. - Э.Херстенберг уточняет: «Философская
антропология – это учение о человеке с точки зрения бытия самого человека.
Тем самым она в корне отличается от всех наук, которые также изучают
человека, но делает это с региональных точек зрения: философской,
биологической, психологической, лингвистической и т.д.».
В чем конкретно «философские антропологии» усматривают сущность
человека? В решении этого вопроса их взгляды расходятся. М.Шеллер,
полагает, что такой сущностной идеей человека является антропологический
дуализм духа и жизни. Сущностное определение человека, с точки зрения
немецкого, есть одновременное определение его особого положения в порядке
бытия. Соответственно принцип антропологического дуализма будет в качестве
сущностной характеристики человека, если будет доказано на основе этого
принципа особое положение человека в бытии. И поскольку жизнь как один из
способов антропологического дуализма в представлении М.Шеллера является чем-
то общим для человека и остального органического мира, то человек может
претендовать на особое положение в бытии, если только дух предстанет как
нечто принципиальное для жизни.
В работе «Положение человека в космосе» статус человеческого бытия
выявляется в космической перспективе через соотношение человека с другими
формами органичного мира в плане становления и эволюции психического
начала: чувственного порыва, инстинкта, ассоциативной памяти и
практического интеллекта. Жизнь человека содержит в себе эти формы
отношения с миром и в этом смысле человек в принципе не отличается от
животного. И.М.Шеллер убежден, «человек – естественный человек есть
животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда
останется животным». Однако между человеком и остальными животным миром, по
мнению М.Шеллера, имеется сущностное различие. Это различие обусловлено
наличием у человека духа. Наиболее базисно важной характеристикой
человеческого духа объявляется его «открытость миру». Животные органы
средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выход в
открытый мир, осознавая его именно как мир. Таким образом, сущностная
особенность связывается Шеллером с его онтологической свободой. В силу этой
свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их объективном
бытии. В силу этого человеческий дух предстанет как объективность. Из этих
базовых качеств человеческого духа вырастают такие его составляющие, как
способность к интеллектуальному познанию и эмоционально-чувственное
отношение к миру.
Всякий дух необходимо носить личностный характер. Личность – это
сущностно-необходимая единственная форма существования духа. Только на
личностной основе существует возможность творческой самореализации духа.
Таким образом, благодаря своей дуалистической природе человек, в концепции
Шеллера, представляет как определенная целостность – микрокосм, находящийся
в определенном отношении с «макрокосмом – запредельным миром».
Идеи Шеллера развивал его последователь А.Гелен. Он критикует те
теории, в которых низшие ступени человеческого развития расцениваются как
близкие к животному образу жизни и лишь последующие. Высшие ступени как
подменно человеческие. Вместе с тем он специфику и сущность человека
выводит и определяет лишь в ходе сравнения с животным. Эту специфику
А.Гелен связывает с особой исключительностью биологической организации
человека. По его мнению, «человек – это существо, открытое миру». Эта
«открытость» определяется его биологическим недорсувитием и
недостаточностью.
Человек как биологически «недостаточное» существо должно решать задачу
своего выживания. В силу этого человек является действующим существом.
Действие – это форма человеческого овладения природой в целях
обеспечения его жизнедеятельности. «Открытость миру» и действительность
человека обуславливают главный принцип его существования – «принцип
освобождения от бремени». Суть этого принципа состоит в том, что совокупные
недостатки человеческой конструкции, которые в естественных, животных
условиях представляют собой тяжкое бремя для его жизнеспособности, человек
самостоятельно превращает в условия своего существования. Результатом этого
является становление человека как культурного существа.
С точки зрения А.Гелена, культура является определяющей сущностью
человека. В основе же культуры лежит духовное начало. Таким образом А.Гелен
в конечном счете приходит к тому же выводу о дуалистической сущности
человека.
Вопрос "Что есть человек?" изначально является фундаментальным
вопросом философии. Уже в самых ранних памятниках философской мысли
(некоторые из них лишь сегодня доходят до нас) представлен вопрос человека
о самом себе, откуда он пришел и куда направляется. В греческой философии,
под влиянием которой формировалось и формируется наше культурное
пространство, два классических философа – Платон и Аристотель – развили
наиболее целостные теории личности, в каком отношении друг к другу
находятся человеческие тело и дух, что значит то, что человек является
одновременно духовным и мыслящим существом, как соотнесен человек с другими
живыми существами. Эти вопросы занимали Платона и Аристотеля, как и
морально-философский вопрос о том, что есть хорошая жизнь, eudamonia.
Наряду с теориями вышеназванных философов, сложились и другие философские
традиции, повлиявшие на последующую историю духа (Geistesgeschichte), как,
например, философская школа стоиков. Отмеченные подходы к пониманию
человека, появившиеся еще до рождества Христова, способствовали оформлению
юридического понятия субъекта права в римском культурном пространстве.
Наконец, в этой связи необходимо вспомнить о раннем Христианстве с его
намерением указать общее направление поиска ответов на важнейшие вопросы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10